Раннее многоголосие: Песня о соколиной охоте. XII в.

«Песня о соколиной охоте» - один из дошедших до нас двухголосных мотетов. Мотет - жанр зрелого средневековья, когда идея сочетания различного была в центре внимания. Готический узор сочетает различные формы и линии, а музыкальный мотет складывает в единое целое различные мелодии. В XIII веке писали множество мотетов: они бывали духовные и светские, серьезные и шутливые, утонченно-изощренные и грубовато-простые. «Песня о соколиной охоте» - это светский, шутливый и весьма утончённый мотет. Он сочетает всего два голоса, но каждый из них так разнообразен и изменчив, что кажется, будто бы их гораздо больше. Этот мотет - пример особой разновидности мотета, которую называли гокет. Гокет экспериментирует с мелодической протяженностью, так высоко ценимой средневековьем, и как будто издевается над ней: мелодия прерывается, «икает», превращается в отрывистые прыгающие звуки. В этой песне техника гокета связана с подражанием птичьим трелям, которые пытаются изобразить поющие. Мелодия движется очень свободно, она петляет, струится, делает завитки, зигзаги: это уже мелодический узор готики, узор утончённый и похожий на мелодический лабиринт.

Раннее многоголосие: Школа Нотр-Дам. Опганум в стиле Лео- нина. XII в.

Композитор Леонин - мастер Школы Нотр-Дам или мастер Ars Antiqua, «старого искусства». Он жил в XII веке в Париже и служил в Соборе Парижской Богоматери. В основу своих органумов он положил григорианский хорал, но очень протяжный, изложенный величественнодлинными звуками. Для верхнего интонирования он сочинил свободный голос и придал ему ритмическую форму модусов, придуманных его со- временниками-трубадурами. Верхний голос «играл» трёхдольностью: то прыгая, то скользя и раскачиваясь, в то время как нижний переступал медленно и важно. Однако, благодаря ритмическим модусам, Леонин смог контролировать интервалы, которые в каждый момент времени образовывались между двумя голосами органума. Это были полифония, многоголосие, пусть не очень красивые на слух, зато абсолютно подконтрольные воле сочинителя. Вот почему, Леонина часто называют первым европейским композитором: термин происходит от глагола «компонировагь», то есть сочетать. Леонин сочетал, по-новому, известные элементы - мелодику григорианского хорала и ритмические модусы трубадуров. Он также мог обучать своей технике других и встал во главе крупной композиторской школы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >