Музыкальное арт-терапевтическое искусство средневековья и Ренессанса

Средневековая музыка.

Позитив - (франц. positif), средневековый духовой клавишный музыкальный инструмент. Небольшой (комнатный) орган. Метр: 1) М. в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на специфически стиховые метрические единицы - стопы, стихи, строфы и т.п. Как схема (эталон) или совокупность правил такого деления, М. охватывает лишь обязательные для каждой из этих единиц ритмические признаки. В различных системах стихосложения такими признаками служат: определённая последовательность долгих и кратких слогов (метрическое стихосложение), число слогов (силлабическое стихосложение), число ударений (тоническое стихосложение), правильное чередование ударных и неударных слогов (силлабо-тоническое стихосложение) и др. В каждой системе возможны различные схемы построения стиха - частные М., или размеры (гекзаметр, 4-стопный ямб и т.п.). Можно выделить два основных типа литературных стиховых систем: в одном М. регулирует длительности, в другом - акцентуацию. Первый - квантитативный (количественный) - тип сложился на стадии слитности поэзии и музыки; к нему принадлежат стихосложения античное, индийское, арабское (аруз) и др. М. выступает здесь в своей первичной функции, подчиняя речь и музыку общеэстетическому принципу меры, выраженному в соразмерности временных величин. Правила стихосложения сводятся к вписыванию слов в пропорции этих величин и учитывают только различия слогов по длительности, не считаясь со словесными ударениями и смысловыми границами. В античном стихе М. полностью подчинял себе ритм (движение, "течение" языкового материала); ритмическая акцентуация (природа которой не вполне ясна) была связана не с речевыми акцентами, а с делением метрических единиц на 2 части (восходящую и нисходящую, арсис и тезис) и относилась к собственно музыкальной стороне стиха. Метрика (теория стихотворных размеров) первоначально входила в теорию музыки и лишь в эллинистическую эпоху была выделена из неё и включена в грамматику. Когда на рубеже античности и средних веков появились стихи, основанные не на длительности, а на числе слогов, ударениях и рифме, эти чисто речевые стихи получили название "ритмов", в отличие от "М.", сочинённых по старым правилам, утратившим смысл вследствие отделения стиха от музыки. Средневековые лат. ритмы принадлежат ко второму типу стиховых систем - акцентному, или квалитативному (качественному), достигшему полного развития в поэзии на новых европейских языках и охватывающему системы силлабическую, силлабо-тоническую и тоническую. Стихи этого типа также отличаются от прозы заданной упорядоченностью, на которую перенесено античное название "М." (термин встречается уже у Гильома де Машо, XIV в.), или "размер", хотя он связан не с измерением времени, а со счётом чисто речевых элементов. Основная метрическая единица - стих (строка). Главный признак стиховой речи - паузы, графически обозначаемые делением на строки (и строфы); о том, что именно эта система пауз определяет стих, свидетельствуют свободные стихи, в которых всё отличие от прозы выражалось графическим делением на строки, создававшим "установку на М.", и паузы, не зависящие от синтаксиса. Стих, вопреки буквальному значению слова "стихосложение", не складывается из временных отрезков, соединённых в стопы, а представляет собой целое, лишь для метрического счёта разделяемое на части. Термин дольники, обозначающий стихи с постоянным числом ударений и переменным числом неударных слогов, можно было бы распространить и на др. системы акцентного типа: в силлабических стихах долей является каждый слог, в силлабо-тонических стихах - стопа (силлабо-тонические стопы, в отличие от квантитативных, должны рассматриваться как счётные доли, а не слагаемые). Повторяемость становится основным средством выявления М., тогда как в квантитативном М. равенство есть лишь частный случай соразмерности. Акцентные метрические схемы гораздо беднее и однообразнее квантитативных; роль их заключается не в создании музыкальной размеренности, отличающей стих от обычной неупорядоченной речи, а в подчёркивании речевого ритма ударений и пауз и усилении его эмоционального воздействия. Под ритмом такого стиха обычно подразумевают свободные элементы, вносящие разнообразие в схему М.: в силлабическом стихе таково распределение ударений, в рус. силлабо-тоническом стихе — реальная акцентуация строки, в отличие от метрической, и т.д. Этот ритм не должен рассматриваться как "отступления от М.", т.к. ритмические варианты не выходят за пределы инвариантной схемы М. и не воспринимаются как нарушения нормы. Подлинными ритмическими "диссонансами" являются лишь несовпадения стиховых границ с синтаксическими - переносы (enjambements), создающие противоречия между двумя системами пауз. 2) М. в музыке - система организации музыкального ритма. Пока музыка, подобно античной, была слита со стихом, музыкальный М. совпадал с М. стиха. Благодаря подразделению слогов на долгие и краткие, текст мог служить "мерой" музыкального ритма и позволял в вокальной музыке обходиться без обозначений длительности (хотя в древнегреческой нотации они уже были). Параллельно с отделением стиха от музыки в начале средних веков возникла, своего рода, "музыкальная проза" - григорианский хорал: его свободный ритм которого не был связан с определённым предустановленным порядком. Размеренность в музыке вновь появилась, в связи с поэзией трубадуров, труверов и в конце XII в. проникла в церковную музыку, где мензуральная (размеренная) музыка противопоставлялась неразмеренному григорианскому пению. Подобно античной, мензуральная ритмика строилась на временных соотношениях; она должна была быть отнесена к времяизмеряющему (квантитативному) типу. В ранней мензуральной ("модальной") ритмике господствует повторение "модусов" — определённых последовательностей долгих и кратких звуков, сходных с античными стопами (см. Мензуральная нотация).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >