Социокультурно-педагогическая морфология арт-терапии музыкального искусства в реабилитационной деятельности с детьми-инвалидами

Стадии развития музыкального искусства.

В своём развитии, музыкальная детская арт-терапия, как и поэзия, - имеет три качественно отличные стадии, которые следует понимать скорее как различные типы (системы) музыки, нежели хронологически сменяемые этапы её развития. Первая стадия определяется, чаще всего, термином "фольклорная". В европейской культуре понятие "музыкальный фольклор" часто используют как синоним к понятиям "народная", "примитивная", "этническая" или "музыкальная культура нецивилизованных народов". Стадия фольклора отличается такой реабилитационной коммуникацией, когда юный слуша- тель-инвилид и исполнитель не разделены - все являются соучастниками музыкального действа, включены в некий ритуал социокультурной деятельности. Исторически, музыкальный фольклор был всенга не отрывен от быта (охота, рождение ребёнка, свадьба, похороны), трудового процесса, календарных праздников, обрядов, игр. Он синкретичен по своей природе: в нём пение, звучание музыкальных инструментов соседствуют. В первобытных обществах он был не отделим от слов и телодвижений. Наряду с крестьянским музыкальным фольклором, хорошо сохранившимся в культуре России, существует городской музыкальный фольклор (как во многих в странах Европы). Это уже, отчасти, "профессиональное народное искусство", которое появляется лишь в развитых сообществах. Для фольклорной стадии арт-терапии детей-инвалидов характерна устная форма трансляции музыкальных "текстов", отсутствие форм письменной их фиксации и неразвитость музыкально-теоретических понятий, специальных музыкальных учений. Вторая стадия определяется по-разному: как "устная музыкальная литература", музыка "традиционная" или "устнопрофессиональная". В ней музыкант-профессионал отделён от слушателей. Его отличает стремление к фиксации музыкального "текста", чаще всего, с помощью слова, но в процессе распевания не безымянных народных стихов, а специально сочинённых литературных текстов, часто - с помощью письменного поэтического текста. Искусность, техническая сторона в создании музыки выступают здесь экстрасенсорно на первый план, что ведёт к появлению запоминаемых канонизированных структур, музыкальных моделей в виде особых метров и ладов. Ярким примером этого типа музыки служила музыка Древней Греции ("мусическое искусство" - синкретичное явление, объединявшее поэзию, музыку и танец), исламская музыка (средневековая музыка арабов и персов). На этой стадии, в нашем опыте, у детей-инвалидов формируются первые подсознательные сведения о целебности музыки античности. Тон [греческое tonos - повышение голоса, тон, ударение; буквально - (натянутая) верёвка, натяжение, напряжение], 1) звук, обладающий определённой высотой; музыкальный звук. Он может быть либо чистым синусоидальным колебанием данной частоты (чистый тон), либо содержать составляющие несколько частот; 2) Интервал в eqf (*;6) октавы (большая секунда; также уменьшенная терция, дважды увеличенная прима); то же, что целый Т.; 3) В системе так называемых церковных ладов - обозначение лада (например, 1 тон, VI тон, VIII тон). 4) Устаревшее наименование тональности; 5) Звук определённой высоты как настройка в той или иной тональности ("задать Т."). 6) В различных связях с др. словами, терминами - звук: вводный тон (лада), терцовый Т. (аккорда), Т. натурального звукоряда, обертон и др. 7) Качество или характер звучания инструмента (как такового или в руках определённого исполнителя; например, "приятный Т.", "бархатный Т."). 8) У средневековых арт-терапевтов мейстерзингеров это была релаксирующая мелодика, в особенности мелодия-модель, для распевания на различные тексты (например, мелодия Г.Сакса "Серебряный тон"). На третьей стадии устная форма общения заменялась письменной и появлялись три участника процесса музыкальной коммуникации: композитор-исполнитель-слушатель. Такой дискурс определяет традиционно-европейское сверхсознательное понимание детьми-инвалидами музыки в наши дни. Взгляд этот был, в своё время, ограничен рамками европейской культуры, где произошло расслоение процесса музыкальной коммуникации на трёх участников. Именно в Западной Европе на рубеже XVI-XVII вв. возникло авторское, композиторское музыкальное творчество. Музыка стала записываться в стабильном нотном тексте, появилась необходимость исполнения записанного и отделённого от создателя "нотного текста". Музыкальное сочинение (композиция, опус) приобрело возможность самостоятельного существования, что было вызвано появлением нотописи и развитием инструментальных форм музыки. Неслучайным стало употребление европейцами термина "чистая музыка", подчёркивающего независимость музыки от словесного текста (музыка - невербальная форма искусства), а также - и от танца. На данной стадии стало выделяться исполнительское музыкальное искусство - одна из самых значимых сфер реализации музыки во всех культурах и на всех стадиях их существования. Однако, в западноевропейском искусствознании, где исполнение отделено от сочинительства (благодаря формам нотной записи музыки), - оно выделено в самостоятельную область музыкальной деятельности. При этом, возникает ярко выраженная потребность в индивидуальной трактовке, варьировании, аранжировке одного и того же фиксированного в нотном тексте музыкального произведения. История морфологических учений о музыкальном искусстве олицетворяет мифологические представления о его генезисе в теории Аристотеля. Становление новых методологическиз представлений наблюдаем в эпоху Ренессанса. Саморазвиваюгся морфологические системы в XVII-XVIIIbb. Линейная теория Г.Гегеля представляет собой отличие музыки XIX столетия от структурных моделей предшествующего периода. Морфологическая система «неистового» В.Г.Белинского являет собой образец модели экстраполяции внутривидовых градаций музыкальных направлений в сферу других искусств. Генезис музыки (как и художественной литературы) взаимосвязан со спецификой структурного анализа её родовых и жанровых характеристик. Основными видами театрально-музыкального искусства, которые мы применяет в реабилитационной деятельности с детьми-инвалидами, являются опера, балет, мюзикл. Естественно, что в основе их лежат художественная литература, изобразительное искусство, хореография; практически, все другие аудиовидеоформы, возникшие много позже, - так или иначе, с ней неразделимы. Виды искусства музыки. В настоящее время, наши представления об арт- терапии музыке значительно расширяются и изменяются. Этому способствовал ряд начавшихся в XX в. процессов: развитие новых технологий (звукозаписи, технического воспроизведения музыки, возникновение электромузыкальных инструментов, синтезаторов, музыкально-компьютерных технологий); знакомство с музыкальными культурами различных народов мира; интенсивный обмен музыкальной информацией между странами, народами различных континентов (музыкальные программы на радио, телевидении, гастроли музыкальных коллективов, международные музыкальные фестивали, продажа аудио-визуальной продукции, использование Интернета и др.); признание музыкальных интересов и вкусов разнообразных социальных групп в обществе. В XX в. возникло необычайнотехнологичное видовое и стилистическое разнообразие музыки. Появились представления о различных "музыках", охватывающие более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений. Классическая (или серьёзная) - профессиональные музыкальные сочинения, рождённые в культуре Западной Европы преимущественно с Нового времени (рубеж XVI-XVII вв.) и ещё в средние века. Музыкальные инструменты. Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как мелодические релаксаторы-инструменты, но значение этого термина обычно ограничивают «красиво звучащими» предметами, специально изготовленными или приспособленными для того, чтобы служить реабилитационным целям. В Европе обнаружены костяные дудки и флейты, относимые к эпохе палеолита. Считается также, что доисторический человек пользовался разными типами погремушек, барабанами, сделанными из стволов деревьев, и другими шумовыми инструментами. О подобных предметах можно сказать, что они с самого начала выполняли музыкальные функции; другие издающие звук предметы типа дудок и флейт, судя по сохранившимся скудным свидетельствам, поначалу служили ритуальным целям, таким, как магические заклинания, вызывание добрых духов и изгнание - злых. Так, на наскальном рисунке в пещере Ле-Труа-Фрер на юге Франции изображен шаман, играющий на флейте. Следы ритуальной функции инструментов сохранились, например, в современной свадебной и похоронной музыке. Почти все инструменты современной европейско-американской музыки произошли от восточных или африканских предков. В неевропейских музыкальных культурах существует множество инструментов, отсутствующих в европейско-американской музыке. Для классификации разнообразных типов инструментов предложено несколько систем. Наиболее удачная из них разработана в 1888 В.Маийоном (1841-1924), хранителем Брюссельского музея музыкальных инструментов. Эта классификация была пересмотрена и значительно расширена в 1914 Э.фон Хорнбостелем (1877-1935) пК.Заксом (1881-1959) и позже изложена в Истории музыкальных инструментов (1940) К.Закса. Система Закса - Хорнбостеля является самой логичной и гибкой из всех, предложенных для классификации музыкальных инструментов. Согласно этой системе, инструменты делились на пять основных классов, в соответствии с природой звучащего тела; каждый класс, в свою очередь, подразделялся, сообразно признакам, определяющим его индивидуальный характер. Идиофоны, или самозвучащие инструменты, соединяли в одном элементе свойства вибрирующего тела и резонатора, тогда как в других классах инструментов почти неслышимые колебания одного элемента (воздушного столба, мембраны или струн) в значительной мере усиливались вторым элементом (резонирующей декой или корпусом). Идиофоны классифицировались по способу звукоиз- влечения. 1. Ударные (ударяемые друг о друга, ударяемые исполнителем, встряхиваемые, ударяемые о землю и т.п.): тарелки, трещотки, кастаньеты, колокол, гонг, ксилофон, металлофон, погремушки, колокольчики, прутья, трубки. 2. Щипковые: варган, музыкальная шкатулка. 3. Фрикционные: стеклянная гармоника, терка. ГАРМОНИКА - название музыкальных инструментов нескольких типов. Стеклянная гармоника изобретена ок. 1762 Б.Франклином. Стеклянные бокалы, прикасаясь к краям которых кончиками пальцев исполнитель извлекал лёгкие, как бы неземные звуки, в результате усовершенствований превратились в стеклянные полушария, подобранные по высоте звучания и насаженные на ось, которая вращалась при помощи педали. Таким образом, можно было легко сыграть мелодию и даже аккорды. Популярная всего несколько десятилетий, стеклянная гармоника использовалась Моцартом, Бетховеном и другими композиторами. Губной гармоникой называется инструмент со свободно проскакивавшими язычками, изобретенный в 1821 (наряду с аккордеоном) Ф.Бушманом. Губные гармоники бывают разных видов и размеров. В России распространены ручные гармоники - клавишно-пневматические инструменты (баян, гармонь, аккордеон). АККОРДЕОН - музыкальный инструмент, в котором звук издают свободно проскакивающие язычки, - тонкие пластинки, колеблющиеся под действием струи воздуха, нагнетаемой мехами. Левой рукой исполнитель управляет мехами, а также нажимает на кнопки готового набора аккордов во всех тональностях для аккомпанемента мелодии, которая исполняется правой рукой на клавиатуре фортепианного типа (диапазон - четыре октавы и более). Сконструированный Ф.Бушманом в Берлине в 1822, аккордеон завоевал особую популярность среди исполнителей народной музыки в Америке, Центральной Европе и в России. Большинство перечисленных групп допускают дальнейшее деление: например, тарелки могут быть с ободом или без него, трещотки могут изготовляться из металла, дерева или кости и различаться по форме и количеству ударяемых друг о друга частей. Аэрофоны, или духовые инструменты, классифицируются в соответствии с тем, каким способом возбуждаются колебания воздушного столба. 1. Флейтообразные инструменты, в них направляемая исполнителем воздушная струя рассекается об острый край стенки ствола; они могут быть шаровидными, подобно окарине, но обычно имеют форму трубки. Трубчатые флейты делятся на свистковые, в которых воздушная струя направляется на острый край; продольные (в том числе, открытые, свистковые и многоствольные), которые держат вертикально, и поперечные, которые держат горизонтально и вдувают воздух в отверстие вблизи одного конца трубки. Флейта -, общее название духовых музыкальных инструментов, в которых воздушный столб начинает колебаться под воздействием вдуваемой струи воздуха, рассекаемой об острый край стенки ствола; в узком смысле - наиболее распространенный в современной западной музыке представитель флейтового семейства - поперечная флейта. Шаровидные флейты, такие как окарина или китайская свистковая, встречаются редко; большинство флейт представляют собой цилиндрические трубки с тонким воздушным каналом. Судя по различным стадиям развития флейты, которые можно наблюдать на примере инструментов первобытных народов, древнейшей формой флейты является свисток. Свистки разных видов существуют во всём мире, это игрушки, сигнальные инструменты, приспособления для магии и примитивные музыкальные инструменты. У американских индейцев обоих континентов костяные, глиняные, деревянные свистульки разных форм, размеров играли важную роль в религиозных обрядах и повседневной жизни. У более развитых народов в свистковых трубочках прорезались пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой можно исполнять музыкальные произведения. Такие инструменты делались двойными или даже тройными, как, например, в Тибете или в Европе XVIII в.; в таких случаях, исполнитель играл на двух или трёх трубках одновременно. На островах юго-западной части Тихого океана и в Индии существуют одинарные или двойные носовые флейты, в которых воздух вдувается не ртом, а носом; здесь налицо возникавшая в наивном сознании связь между флейтой и душой, ассоциированной с магическим носовым дыханием. Древнейший тип флейты, засвидетельствованный в исторических документах, — продольная флейта. Она была известна в Египте ещё пять или более тысячелетий тому назад и остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания. Поперечная флейта, в которой воздух вдувается в отверстие, расположенное в нескольких сантиметрах от конца, представляет собой более высокую ступень в истории флейты. Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями, а иногда и с отверстием, закрытым тонкой мембраной, которая придаёт звучанию некоторую гнусавость, была известна в Китае, по меньшей мере, три тысячи лет назад, а в Индии и Японии - более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блокфлейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остаётся самым распространенным народным инструментом. К концу XVII в. поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, которые увеличили её размер, сделали канал слегка сужающимся от головки и добавили к шести пальцевым отверстиям клапан для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием, более точной интонацией, высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блокфлейту), к концу XVIII в. заняв прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях. Однако, у инструмента оставалось много недостатков; между тем, технические требования, предъявляемые к нему композиторами, росли с каждым десятилетием. Многочисленные экспериментаторы пытались добиться устойчивости интонирования во всех тональностях, но лишь немецкому флейтисту Т.Бёму (1794-1881) удалось создать современный тип флейты. Между 1832 - 1847гг. Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор мало изменился, хотя эксперименты на этом не закончились. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия; 3) использовал цилиндрический канал старых времён, но с параболической головкой, что улучшило интонацию, выровняло звучание в разных регистрах, хотя и лишило его мягкости тембра, характерной для конического канала; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом, усилило блеск звучания за счёт мягкости и задушевности. Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители всё ещё предпочитали дерево; в XIX в. были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости. Оркестровая флейта имеет диапазон в три октавы, начиная от си малой октавы. Помимо обычной (сопрановой, или большой) флейты, используемой для игры соло, а также в оркестрах и ансамблях, имеются три других её разновидности. Они имеют одинаковый механизм, сходные пропорции, но разные размеры, высоту звучания: флейта пикколо (или малая флейта) в два раза меньше и звучит на октаву выше, чем сопрано; альтовая флейта звучит на кварту ниже сопрановой. Существует также басовая флейта, звучащая октавой ниже сопрановой. Применяя богатейший опыт музыкального просветительства, мы развиваем, возрождаем в сознании детей-инвалидов ощущения целительной уникальности мелодических искусств, созвучной как их предшественникам, так и им самим в познании контрастной значимости их собственной реабилитационной аутотерапевтической деятельности.

Литература:

Гончарук А.Ю. Социокультурно-педагогические основы мировой культуры: Монография. - М.: Перспектива, 2016. - 265 с.

Тризно Б. Флейта. - М., 2009.

Сухова Л.Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы. - Тамбов, 2004.

Медные духовые инструменты, при игре на которых вибрация напряжённых губ исполнителя усиливается, а возникающий звук преобразуется в трубке разного размера и формы, условно можно разделить на две, не всегда чётко различимые группы: а) валторны, другие инструменты, происходящие от рога, у которых закруглённая трубка обычно короче и шире, с коническим каналом: б) трубы, которые обычно длиннее и прямее, с более узким каналом. Валторна - медный духовой музыкальный инструмент. Появился в конце XVII в. в результате усовершенствования грубо звучавшего медного охотничьего рога; при этом, его: ствол стал уже и на отдельных участках приобрел цилиндрическую форму; раструб - шире; а воронкообразный мундштук способствовал извлечению более мягкого и ровного звука. С начала XVIII в. валторна стала встречаться в оперном оркестре. В середине того же столетия было обнаружено, что, вводя руку в раструб, можно изменять высоту некоторых звуков; это дало возможность извлекать хроматические звуки в пределах части диапазона (около полутора октав). Во второй четверти XIX в. внедрение вентилей и клапанов (пистонов) превратило валторну в полностью хроматический инструмент. В тот же период Вагнер, другие композиторы начали вводить в свои партитуры не одну пару валторн, как в XVIII в., а две, три и даже четыре пары. ТРУБА - общее наименование мундштучных духовых инструментов, имеющих длинные узкие и относительно прямые трубки, в отличие от изогнутых конических трубок, которые обычно ассоциируются с рогом. Трубы ведут своё происхождение от полых стволов растений или раковин, употреблявшихся примитивными народами первоначально для придания своему голосу неестественного звучания, внушавшего благоговейный страх, а позднее - для извлечения громких звуков, которым придавалось магическое значение. После того, как человек научился применять металл, - он смог изготавливать настоящие трубы с длинными прямыми стволами, издающими пронзительные звуки. Такие трубы были известны древнейшим цивилизациям от Китая до Рима; часто использовались несколько очень длинных инструментов, сменяя которые можно было извлекать два или три тона. Эти трубы применялись также как военные музыкальные инструменты. В Европе с концом Римской цивилизации использование труб пришло в упадок, но благодаря контактам с исламским миром в эпоху крестовых походов, - интерес к ним пробудился. Ок. 1500 г. труба приобрела современную форму - ствол был удлинён и дважды согнут. Возникли влиятельные гильдии трубачей, объединявших исполнителей двух типов: походных трубачей, по слуху игравших военные сигналы, фанфары в низком, среднем регистрах, и камерных трубачей, квалифицированных музыкантов, исполнявших по нотам сложные партии в трудном верхнем регистре, называемом "кларино". Этот блестящий стиль исполнения мелодических партий на натуральном инструменте лишь посредством движения губ достиг совершенства в эпоху И.С.Баха (1685- 1750). Когда в музыке второй половины XVIII в. стал господствовать гомофонный стиль, труба использовалась в оркестре, главным образом, как ритмический и колористический инструмент. Однако, многие композиторы высоко ценили этот инструмент, а Й.Гайдн и И.Н.Гуммелъ написали известные концерты для трубы с оркестром. В XIX в. произошло возрождение трубы, что стало возможным, благодаря введению вентильного и помпового механизмов для извлечения всех звуков хроматической гаммы. Военные духовые оркестры (ок. 1820-1840) первыми начали применять трубы всех разновидностей и строев, но к 1850 или 1860 в большинстве симфонических и оперных оркестров появились вентильные инструменты. Существуют трубы разных размеров и строев, но в настоящее время используются обычно только сопрано in В (в си-бемоль) или in С (в до) с диапазоном в две с половиной октавы. 3. Язычковые инструменты, в которых струя воздуха вызывает колебания маленькой пластинки из тростника или металла, распадаются на три вида: одинарные бьющие язычки (трости), как в кларнете или саксофоне, где трость располагается внутри мундштука; двойные бьющие язычки в гобое и фаготе, где насаженные на узкую металлическую трубку язычки, вибрируя, ударяются друг о друга; свободно проскакивающие язычки, как в китайском шэне или фисгармонии, где одинарный язычок движется вперед и назад внутри точно соответствующего ему проёма, подобно открывающейся дверце. Есть инструменты, например, орган и волынка, - где сочетаются несколько указанных принципов. В других инструментах (например, в варгане или гуделке), используется один из перечисленных типов звукоиз- влечения, но источником звука служат колебания воздуха вне корпуса инструмента. Мембранофоны, или перепончатые, куда входят, главным образом, барабаны, классифицируются по нескольким принципам. Основным является деление по форме резонатора, который продлевает и усиливает звук вибрирующей мембраны. 1. Барабаны могут иметь одну или две стороны (мембраны). Односторонние варианты могут быть кубкообразными (подобно арабской дарбуке); стоящими на земле; чашеобразными, с ручками. Двухсторонние барабаны бывают цилиндрическими, как больший и малый барабаны, а также коническими, бочкообразными или в форме песочных часов. 2. Литавры снабжены одной мембраной, натянутой на полусферический или яйцеобразный корпус. 3. Бубны имеют одну или две мембраны, натянутые на узкую раму, обычно в виде обода, их держат в руке или за специальную ручку (например, шаманский бубен). К раме часто прикрепляются колокольчики. Хордофоны. На этих струнных инструментах звук извлекается щипком (пальцами или плектром), ударом молоточков или смычком. Играют на большинстве из них непосредственно руками или определённым предметом, который держат в руках, а некоторыми управляют с помощью клавиатуры. Различают четыре основных типа хордофонов по виду резонаторов и способу крепления струн. 1. Цитры имеют корпус с набором натянутых над ним струн; у них нет шейки или перекладины. Резонатором служит сам корпус, или же резонатор крепится к нему. Некоторые из подвида цитр, например псалтерий, защипываются, на других, например, на цимбалах, играют молоточками или палочками. Фортепиано и клавикорды представляют собой снабженные клавиатурой (клавишные) цимбалы, клавесины - клавишный псалтерий. 2. Лютни включают все многочисленные щипковые и смычковые инструменты, имеющие корпус с шейкой. Шейка служит рукояткой и средством натяжения струн поверх корпуса. Почти на всех лютнях можно играть щипком. На некоторых из них, например, гитарах, мандолинах, других подобных им инструментах, иначе и не играют; на других, включая фидели, виолы,и скрипки, а также многочисленные смычковые инструменты, применяемые восточными, другими неевропейскими народами, - звук обычно извлекается смычком, но иногда и щипком. Большая часть примитивных, восточных лютен имеет сравнительно маленький корпус с длинной шейкой; все западные, часть восточных лютен имеют короткую шейку и большой корпус. Некоторые лютни, например виоль д’амур, имеют "симпатические" (резонирующие) струны, усиливающие звук, извлекаемый на других, обычных струнах с помощью смычка или щипком. 3. Лиры имеют корпус, от которого отходят две стойки, образуя форму хомута. Струны натянуты от корпуса к перекладине, соединяющей концы стоек. На лирах играют щипком или с помощью смычка. 4. Арфы отличаются тем, что их струны прикреплены к корпусу под прямым углом, идя от него к шейке, которая представляет собой либо изогнутое продолжение корпуса, как в дугообразной арфе, либо отдельную часть инструмента, прикреплённую под углом к корпусу, как в угловой арфе. Большинство арф имеет много струн, которые защипываются пальцами. Современные арфы снабжены также педальным механизмом для изменения высоты звучащих струн. Электрофоны (электромузыкальные инструменты и электронные синтезаторы). Это инструменты, в которых электрический ток или усиливает извлекаемый механическим способом звук, как в электрогитаре (адаптерные инструменты), или используется для воспроизведения звука, его изменения и усиления, как в органе Хаммонда (терменвокс, волны Маргено, электроорган и др.). В аудиовидеоискусствах музыкальное творчество служит базовым компонентом эмоционально-образного взаимодействия создателей, потребителей и самого произведения в социокуоммуникагивном прогрессе (регрессе) государства, социума и каждой отдельной личности. В этом случае, музыка, практически, неразделима с другими видами искусств.

Сама природа помогает музыкальной арт-терапевтической детей- инвалидов: у слепых, слабовидящих ребят, как правило, хорошо развиты слух и вокально-инструментальные способности. Подобные релаксаторы музыки мы использует в реабилитационной деятельности с любыми категориями больных детей, вселяя в их подсознание веру в возможности как компенсации недостающих эмоциональных образов, так даже и исцеления.

Литература:

Гончарук А.Ю. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Музыкально-исполнителькое искусство: Учебнометодическое пособие по госстардарту III+. - М.: Перспектива, 2016. - 10 и.л.

Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. - М., 2008.

Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика как часть музыкального познания. - М., 2004.

 
Посмотреть оригинал