Творческая личность в системе арт-терапии музыкального искусства

Искомое в монографическом исследовании триединство взаимодействия в музыкальном арт-терапевтическом процессе усилий госдарства, социума, каждой отдельной личности актуализировало триалогичность в социокультурно-педагогическом поиске «стыка» классических, современных и потенциально-перспективных подходов. Система комплексного полилога предметов о сбережении, восстановлении здоровья юного человека, общества, в целом, выступает основой изучения арт-терапевтических воз- можностией музыкального искусства, одарённой личности ребёнка- инвалида, непосредственно, - в социокультурно-педагогическом прогрессе. Этимология, типология личности ребёнка-инвалида в музыкальноэкстрасенсорной теории, истории реабилитационной деятельности предположили контент-анализ дефиниций таланта, одарённости и гениальности создателя, равно как и носителя-потребителя коммуникативномелодической аудиоинформации. Применяя модели изучения творческой личности ребёнка-инвалида (психоаналитическую, историкотипологическую, музыкально-искусствоведческую), исследователи рассматривают персональные аспекты мелодического со-творчества как основу модельного триединства вхаимодействия: эмпирического анализа социокультурно-педагогической реабилитационной деятельности создателя; собственно синергетки «ауры» его произведения; и - содержательносущностной структура нравственно-эстетического самосознания необычного слушателя). Отдельные методологи одного из напрвлений (фрейдистского) натуралистической школлы акцентуируют фактически- психоаналитическое соотношение в музыкальной арт-терапии на «перекрёстках» диалогики феноменов патологии и креативности. Однако, наиболее эффективными являются экзистенциональные аспекты попыток постижения этнографической морфологии эмоционально-образных первооснов саморазвития гения творческой личности ребёнка-инвалида, национальной специфики её социокультурно-самообразовательной самодеятельности в арт-терапии музыкального искусства в контексте дихотомии «Восток - запад». Рассмотрим некоторые из них в диалектичном взаимодействии диа- и синхронных контекстов арт-терапии музыкальной культуры на примере контент-анализа содержания великих композиторов всех времён и народов. Иоганн Себастьян Бах - основоположник полифонии. Бах (Bach) Иоганн Себастьян (21.03.1685, Эйзенах, - 28.07.1750, Лейпциг) - немецкий композитор и органист. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему миру на протяжении XVII - XVIII вв. Несколько поколений музыкантов. Бах пользовался славой как органист, но при жизни не привлёк к себе заслуженного внимания как композитор. Биография Баха, типичная для немецкого музыканта его времени, - находится в очевидной социокультурно-педагогическом противоречии с творческой уникальностью его гениального арт-терапевтического наследия, явившегося одной из вершин философской мысли в мелодическом искусстве. Социокультурно-педагогическая жизнедеятельность творческой личности композитора Баха, скудная внешними событиями, - условно делится на 3 периода. Первый период - годы учения (1605 - 1700 в Ордруфе, 1700 - 03 в Люнесбурге). Иоганн рано овладел игрой на органе, клавире, скрипке, аы- ступал певчим в хорах, изучал партитуры старых и современныхъ ему мастеров. Второй период (1703 - 23) - профессиональной, творческой зрелости - характеризовался частыми сменами мест работы и должностей, непрерывными конфликтами с косным начальством, подавлявшим творческую инициативу великого композитора-гения, не укладывавшуюся в привычные примитивные рамки. В 1703 г. Бах работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703 - 17) и Кётене (1717 - 23). Третий - лейпцигский период (1723 - 50) - вершина творческого пути Баха, годы создания наиболее монументальных произведений, каждое из которых извечно несёт в себе мощнейшее арт-терапевтическое начало. Бах работал кантором (регентом, учителем) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при ней в трудной обстановке, которая неоднократно толкала его на безуспешные поиски другой службы. Руководил также студенческой «Музыкальной коллегией». Умер Бах, оставив многочисленную семью в тяжёлом материальном положении. Основополагающую роль в формировании арт- терапевтических факторов музыкального искусства Баха сыграла преемственная взаимосвязь с протестантским движением и его социокультурнопедагогической культурой. Национальный и демократичный характер творчества Баха ведёт свой начало от протестантского хорала, - этой, по словам Фр.Энгельса, «Марсельезы XVIII столетия». Бах отдал дань всем областям музыкального творчества, кроме оперы. Искусство Баха органично связано с музыкальными школами, жанрами аудиокультур европейских стран, начиная с XVII в., это: хоровая полифония эпохи похднего Возрождения; протестантский хорал; немецкая песня; итальянская, немецкая опера; итальянская скрипично-ансамблевая, клавирная и оркестровая школы; французская клавесинная музыка. Бах, так же как и Г.Ф.Гендель, - был последним веоиким композитором эпохи барокко. Оставаясь в рамках старых жанров, он бесконечно обогащал их чертами, заимствованными из других стилей и видов музыкально творчества. Мелодический язык Баъха выходил за рамки своеговремени, предвосхищая более поздние музыкальные арт-терапевтические жанры, вплоть до романтизма. Скрещивание многоголосой линеарности с гармонической аккордовой структурой породило в произведениях Баха богатство органично-естественных созвучий биоритмов, неведомых его профессиональным предшественникам. Бах превзошёл своих современников-композиторов в изумительном мастерстве формы. В его творчестве достигнукта вершина экстрасенсорного искусства полифонии. Произведения Баха отличались: единством всех элементов; уравновешенной, взаимосвязанной с соматикой крепкой внутренней логикой музыкальной структуры; строгой архитектоникой; огромным разнообразием приёмов варьирования симфонического материала. Громадное творческое наследие Баха, охватывающее свыше 1000 произведений в разных жанрах, можно разделить на три сферы: вокальнодраматическую, связанную, главным образом, с Лейпцигом; органную (веймарский период); и - инструментальную, идущую от светской традиции, относящуюся, главным образом, к кётенскому периоду. Вокальнодраматическое творчество Баха включает: около 300-т духовных кантат; оратории: «Страсти по Иоанну», «Страсти поМатфею»; «Магнификат»; «Рождественскую ораторию», Мессу си-минор и др. В кантатах Баха эмоции-образы человека раскрывались не в конкретном преломлении, но как символы определённых художественно-этических идей-канонов. Вместе с тем, апрт-терапия музыки кантат свободня от явного мистицизма. В мировоззрении композитора преобладали чувства беспредельной красоты и радости жизни. Выразительный стиль кантат, охваттывавший чрезвычайно широкий диапазон идей и настроений, - определил облик всех хоровых произведений Баха. Вершины вокально-драматической музыки Баха - «Страсти по Матфею» и Месса си-минор. В «Страстях по Матфею», повествующих о последних днях жизни и смерти Христа, - достигнуто исключительное единство прогоплановой целостности палитры мелодической структуры произведения. Традиционная сюжетная схема переплеталась с лирико-психологическими, эпическими и драматическими элементами. Месса си-минор отмечена грандиозными масштабами, небывалым (даже для Баха) разнообразием формообразующих приёмов, трактуясб как свободный цикл полемики обобщённо-философского содержания пьес с их жизнеутверждающей музыкальной арт-терапией. По формальным признакам, это монументальное произведение нарушало требования церковнйой службы. Светские кантаты Баха (около 30-ти) написаны, как правило, - «на случай». Не исключено, чтонекоторые из них исполнялись со сценическим оформлением. Знаменита виртуоз-исполнитель на органе, Бах создал произведения, явившиеся вершиной более чем трёхвекового пути развития органной литературы. В становлении органного стиля Баха огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным, в своём большинстве, как своеобразный интимный жневник композитора. Каждая из них воплощала конкретной настроение. В этих свободных фантазиях осуществлялся диалог народного и высокопрофессионального искусств, что сделало смелые искания Баха доступными любому слушателю. В жанрах прелюдии, фуги, фантазии, токкаты - Бах выступил как преемник её традиции. Эмоционально-образное богатство огранных произведений Баха, их глубокая эксгрансорика внутренней сосредоточенности, драматического размаха при пышности звучаний и кажущейся свободе формы - не имеют параллелей с другими произведениями композитора. Бах объединил в двухчастный цикл полярные, по своей арт-терапевтической выразительности, части: импровизационные токкату; фантазию; прелюдию гомофонногармоничного характера; и - строгую полифоническую фугу. Эти произведения максимально использовали динамические и тембровые ресурсы современного композитору инструмента - клавесина. В области музики для клавира Бах первым создал концертные произведения произведения (по образцу скрипичных). Он утвердил самостоятельное значение клавира и открыл в этой области новые пути, несмотря на несовершенство современного ему инструмента. Гениально осуществлённое создание «энциклопедии» музыкальных стилей XVII - XVIII вв. Представляет собой 2 тома прелюдий и фуг «Хорошо темперированного класира» («Das Wohltempe- rierte Klavier»), написанных во вех тональностях хроматической гаммы.Это было обусловлено намерением: показать ревноценность всех тональностей при новой системе настройки инструментов (с тех пор, утвердившейся в музыкальной практике); и вместе с тем, - выявить характерню окрсаку каждой тональности. В клавирных произведениях Баха нашли своё развитие и традиционные жанры. В 6-ти «Английский» и 6-ти «Фран- цузскисюитах» Бах превратил каждый танец в лирическую поэму со сферой глубокого философского размышления. Ряд жанров был заимствован из других областей ат*-терапевтической музыки. В «Хроматической фантазии и фуге» Бах перенёс в клавирное произведение блестящий виртуозных стиль, драматизм, патетику органных токкат и фантазий. В «Итальянском концерте» воссозданы все признаки скрипичного концерта. Среди названных клавирных произведений Баха - 6 партит, «Гольдберргские вариации», «Искусство фуги» и др. В истории оркестровой музыки значительную веху представляют: 6 «Бранденбургских концертов» Баха с разным солирующим составом в каждом; 4 сюиты, основанные на танцевальных формах. Бахом созданы: первеы концерты для одного, нескольких клавиров (по образцу скрипичных концертов); концерты ля скрипки в сопровождении оркестра; сонаты для скрипки, сюиты для виолончели (соло); произведения для флейты, виолы де гамба, лютни и т.д. Много работал Бах над усовершенствованием музыкальных инструментов - в частности, органа и клавира.

«Страсти по Матфею;, шаг за шагом, описыаюг последние трагические дни жизни Иисуса. В баховских «Страстях» развёртываются все эпизоды драмы голгофы, звчат голоса её участников; душа верующего, сопереживающего этим событиям, открывалась в пространных ариях: таких, как арии альта «Сжалься» или сопранео «Кровоточи, дюбящее сердце». Но наряду с миром страданий и мук, с драматическими событиями земной жизни Иисуса, - в ба- ховских «Страстях» отражался мир небесный, когда мирское горе утихало и растворялось в спокойном единении с божественной мудростью. Врачевались раны, притуплялась боль, как будто воочию звучали голоса ангелов, утешающие страждущих и дарующие прощение грешникам. Мир покоя, отдохновения Бах рисовал с помощью мелодий протестантских хоралов: религиозных песнопений, основанных на народных темах; они стали широко известны с XVI века, когда ихсобрал великий реформатор и основоположник протестантизма Мартин Лютер. Бесхитростные народные напевы обрамлял простой аккордовый аккомпанемент - здесь Бпах сознательно ограничивал свою фантазию, с тем чтобы небесную чистоту и арг-терапевтическую строгость этой музыки ничто не нарушало. Хоралы в баховских «Страстях» - это островок надежды, символ спасения, которое, в концеконцов, обретает верующая в исцеление душа. «Magnificat» для хора, оркестра и солистов - это музыкальное приношение Пресвятой Деве, её величание. В отличие от композиторов Возрождения, Бах очень пристрастно относился к религиозным сюжетам своих кантат, пытаясь выразить в исцеляющей души музыке смысл текста: его темы напоминали: и оперные арии, и народные мелодии, и светские танцы - священная история в дуэте альта и тенора Бах обращал к главной для себя теме - диалогу милосердия с состраданием: именно ей посвящён, в данном случае, канонический латинский текста Magnificat. И как всегда, у Баха, - музыка как- бы расслаивалась на самостоятельные пласты, подсознательые оттенки главной экстрасенсорной мысли-мелодии. Вокал, оркестровый бас - это две дополняющие друг друга партии в духе lamento, арии скорби: мысль развёртывалась неторопливо и размеренно, как будто человек, всё более углубляясь в своё внутреннее «Я», - плетёт нить печального раздумья. Но это - светлая тоска, потому что Бах использовал здесь мягкий покачивающийся ритм, похожий на плавный церемониальный танец. Ария скорби, светский танец совместно создавали образ виртуального дуэта материального и идеального. Который подобно христианской вере естественн сочетал в себе: боль и надежду, скобрь и сострадание.

Простейшая имеющая особую арт-терапевтическую ценность форма гармонического аккомпанемента - аккордовая, когда созвучия движутся в одномритме с мелодией. Такая экстрасенсорная форма свойственна хоровым изложениям гимнов или популярных песен. При более развитой и сложной мелодии, - гармония движется медленнее, ибо слух не способен воспринять слишком частые смены биоритмичных подсознательных мелодик. При сопровождении музыкальных тем, в медленном или умеренном темпах, - нередко применяются арпеджио, т.е. «разложенные» аккорды, где тоны созвучия берутся по очереди, а не одновременно. Иногда, в подобных случаях, аккорды могут повторяться в соответствии с простой ритмической фигурой (как, например, в военном марше). Предмет арт- терапевтической гармонии музыкального искусства - прежде всего, аккорды и их обращения (инверсии): трезвучия; секстаккорды; квартсекстак- корды; уменьшённые септаккорды; увеличенные секстаккорды; доминан- тсептаккорды; ионаккорды и т.п. Конечно, в гармонииизучаются качества отдельно взятого созвучия, но большее значение имеет рассмотрение последовательности аккордов и законов, управляющих их сочетанием. Особое вниманиеуделяется кадансам: завершениям гармонических последовательностей, а также модуляциям, т.е. переходам из одной тональности в другую. Кроме того, гармония касается и области контрапункта: точнее говоря, вертикальных созвучий, которые образуются при сочетаниях мелодических линий (в этом случае, нами учитываются проходящие звуки, задержания, альтерированные звучания и апподжиатуры - неприготовленные задержания). В монографическом исследовании мы выяснили, что происхождение учения о гармонии арт-терапевтически и музыковедчески многопланово. Термин «гармония», в специфически арт*-терапевтическом музыкальной смысле. - не синонимичен понятиям «благозвучие» или «созвучие»; он охватывает также «какофонию» и «диссонанс». Классическая гармония в том виде, в котором онапредставлена в музыкальной культуре конца XVI в., описана Ж.Ф.Рамо в XVIII в., отличаясь простотой и ясностью; в основе этой системы лежало трезвучие. Даже гармония XIX в., более сложная,насыщенная хроматизмами, - остаётся, в своих арт- терапевтических основах, классической, и самые смелые аккордовые последовательности в музыке Р.Вагнера (1813 - 1883) могут рассматриваться как результат развития классических канонов. Целотонная аккордика К.Дебюсси (1862 - 1918) и других импрессионистов (т.е. аккордика, основанная на звукоряде из целых тонов: до - ре - ми - фа - диез - соль-диез - си-бемоль) вытекала из принципа доминантового нонаккорда. Смысл её, отдако, состоит, прежде всего, в том, что октава делится не на семь, но на шесть равных промежутков. Таким образом, аккордика импрессионистов вступала в особые экстрасенсорные взаимоотношения с общепринятой системой темперации. Увеличенное трезвучие (до - ми - соль-диез) является произвольным от целотонного звукоряда и так же, как он, - основано на симметричном делении октавы. Ещё один пример арт-терапевтической музыкальной симметрии - уменьшенный септаккорд (до - ми-бемоль - фа-диез - ля). Аккорды такого типа играют важную релаксирующую роль при модуляциях или в случаях, когда композитору желательно создать эффект тональной неопределённости; они могут йотироваться различными способами и трактоваться как принадлежащие разным тональностям. Классическая аккордика основана на трезвучии - как геометрия Евклида покоится на определённх аксиомах. Но подобно тому, как существует неевклидова геометрия, - возникает и нетрезвучная аккордика. В соответствующих реабилитационных условиях, увеличенные или уменьшенные аккорды могут звуать вполне устойчиво, не требуя разрешения в аккорды определённой тональности. Постклассическая гармония: для современного творчества характерен всё больший отход отзакономерностей классической гармонии. Так, А.Шёнберг (1874 - 1951) постоянно употреблял гармонию, построенную по квартовому принципу; эти созвучия (так же, как и целотоновые созвучия импрессионистов) имели свою логику самоорганизации. В результате, созвучие типа соль - до - фа обретало статус тонического трезвучия в классической гармонии; от него могли строиться соответствующие многозвучные аккорды. Но даже при включении альтерированных тонов, - квартовая (или другая «сконструированная») гармония не может дать разнообразия и бгатства, которое предоставляла классическая терцова гармония. Ранние додекафонные сочинения Шёнберга не содержали оригинальной гмрмонической системы; вв дальнейшенм, композитор экспериментировал с различными способами симметричного деления октавы. Другие авторы, не связанные с додекафонией, - тоже проводили опыты по созданию неовых типов аккордики. Если когда-нибудь будт принята иная система темперации (например, делящая октаву на 19 частей), то возникнет то же противоречие, пока не создадут соответствую- щуюновой темперации гармонической системы музыкальной арт-терапии. На примере анализа творчества гениев классического музыкального искусства, анализируется (в нашем монографическом исследовании ставится и решается) актуальная проблема развтия музыкального социокультурнопедагогичного арт-терапевтического коммуникативного самосознания вовлечённого в совместный поиск целительных инъекций классики ребёнка- инвалида при помощи его вдумчивого воспитателя. Относительно, континуально, онтологично во времении, - в музыкальной арт-терапевтической памати народов мира постигаются: цель (разносторонне-гармоничное взаиморазвитие государства, социума, личности воспитанника специализированных реабилитационных систем), смысл основных проблем ценностного самоопределения творческого «Я» композитора в антропологичном измерении пространства, темпоритмики самосовершенствования ребёнка- инвилида в теории и истории мелоического прогресса челвечесгва, в целом. Таким образом, творческий потенциал реабилитационных музыкальных арт-терапевтических систем представляет собой динамичную структуру, являя роль бессознательного самоисцеления воспитанника через механизмы ассоциаций в реабилитационной аксиосфере. Основные этапы арт-терапии музыкально-творческого процесса в современных аудиоискусствах прослеживаются через диалог исторических особенностей и динамики социокультурно-педагогической реабилитационной деятельности всех её субъектов, преобразующих объект монографического исследования как часть осваиваемой нами всеми действительности.

 
Посмотреть оригинал