Критерии эффективности реализации проекта

Эффективность проводимой работы с детьми-инвалидами по музы- котерапии определяется с помощью диагностики, предусматривающей педагогическую оценку уровня развития навыков и умений в музыкальной деятельности. Итоговая диагностика развития детей средней и старшей группы основана на авторской разработке практических работников (г. Сургут, Т.Ю. Киселева музыкальный руководитель высшей квалификационной категории г. Новосибирск ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования»), Анисимов В.И. «Диагностика музыкальных способностей», на методики диагностики музыкальных способностей О.П. Радыновой и Н.А. Ветлугиной. Мониторинг качества музыкального развития для младшей группы (дошкольный возраст) разработан на основе параметров диагностики программы «Ладушки» (И. Каплунова и И. Новоскольце- вой). Систематическое проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования музыкально-ритмических и коммуникативных навыков и умений детей и их творческой реализации.

В мониторинг входит:

  • 1. Педагогическая диагностика на выявление специальных знаний, умений и навыков, развития уровня творческих и коммуникативных способностей воспитанников.
  • 2. Оценка качества промежуточных результатов проекта.

Способы определения результативности:

  • • наблюдение - основной метод диагностики, позволяющее выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы;
  • • итоговые и обобщающие занятия;
  • • выступление на различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях;
  • • беседы с родителями;
  • • тестирование;
  • • диагностирование по параметрам.

Диагностика предусматривает выявление знаний детей по следующим разделам:

1. раздел - диагностика эмоционально-образной сферы

Диагностика эмоционального состояния проводится психологом. Затем по рекомендации составляется цикл подгрупповых занятий. Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоционально-образны состояний на основе теста Люшера - Махо- вера - Гончарука. Ребёнку-инвалиду предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик- настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения юному пациенту предлагается выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т.д.

2. раздел - диагностика музыкальных способностей

Диагностика музыкальных способностей детей представляет собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов реабилитационной музыкальности: звуковысотного, темпометроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоционально-образной отзывчивости на музыку как главного компонента арт-терапии, певческие навыки а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей (средняя и старшая группа). Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они: 1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом

(в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности); 2) применимы для массового исследования; 3) дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек. Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей заносятся в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор», с помощью которой можно не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкальноэстетическом развитии каждого ребёнка-инвалида), так и «сильные» структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической, коррекционной работы «музыкальной палитры» в развитии полноценной духовно и физически личности маленького страдальца.

Литература

  • 1. Анисимов. В.П. «Диагностика музыкальных способностей» Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 112 с.
  • 2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М., 2001. - 137 с.
  • 3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». -
  • 134 с.
  • 4. Гончарук А.Ю. Социально-педагогические основы теории и истории музыкальной культуры: Монография. - М.: Перспектива, 2015. - 174 с.
  • 5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. “NB МАГИСТР”, 1993. - 190 с.
  • 6. Костина Э.П. Диагностика музыкально - сенсорного развития детей 4-7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991. - 98 с.
  • 7. Котышева Е.Н. «Групповая музыкогерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра социальной помощи. -М.: Азъ, 2017. - 120 с.
  • 8. Лобова, А.Ф. Аудиальное развитие детей / А.Ф. Лобова; Урал, гос. пед. унт. - Екатеринбург, 1999. - 142 с.
  • 9. Нестерюк. Т.В. Дыхательная и звуковая М.: издательство «Книголюб» гимнастика 2007. - 56 с. (Педагогика оздоровления)
  • 10. Новоскольцева И., Каплунова И. Программа «Ладушки». -С-Пб., 2000.- 132 с.

11. Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2014.

№ 10. - ART131672. - 0,3 п. л. - URL:

http://www.kids.covenok.ru/issue/131672.htm. - Гос. per. ЭЛ № ФС 77 - 55136.-ISSN 2307-9282

  • 12. Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной терапии / Петрушин В.И. - 1991. - (Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова, № 3).
  • 13. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика / Петрушин В.И. - М.: Туманит, издат. центр ВЛАДОС, 2000. - 176 с. — (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений).
  • 14. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольника». - М.: Азъ, 2017,- 132 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >