ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В СЕРБИИ

Сербия как православная страна с кириллической письменностью давно связана с Россией культурным родством, однако интенсивный интерес к русской философии отмечен в ней только в первой четверти XX в. Он связан с духовным служением ев. Юстина Келийского [Благойе Попович] (1894-1979), выдающегося христианского мыслителя и богослова, перу которого принадлежат две книги о Достоевском: «Философия и религия Ф.М. Достоевского» (1923) и «Достоевский о Европе и славянстве» (1940). Он высоко оценивал учения Хомякова о соборности, испытал влияние религиозной философии Флоренского.

Начало специализированного исследования русской философской проблематики связано с именем Душана Стояновича (1895-1949), философа, который в Оксфорде защитил докторскую диссертацию «Религиозная философия Владимира Соловьева» (1919). В своей книге «Русские проблемы философии и религии XIX века» (1932) он рассматривал идеи Чаадаева, Киреевского, Хомякова и Леонтьева. К этой линии принадлежит также Милош Джурич (1892-1967), философ, филолог и переводчик, опубликовавший книгу «Перед славянскими горизонтами» (1928). Еще один святой Сербской Православной церкви, Николай Ве- лимирович (1880-1956), богослов и философ, создал свою идею все- человека («Слово о всечеловеке»: первое издание в 1920 г., следующее в 1988 г.), исходя из критики Ницше и опираясь на идеи Достоевского. Автором первой работы о Федорове «Супраморализм Николая Федорова» (1935) стал Здравко Ягодин (умер в 1941 г.).

После Второй мировой войны и победы социализма в Югославии былой интерес к русской религиозной философии переключился на советский марксизм, работы Ленина, Сталина и частично Плеханова. Однако после разрыва отношений между Тито и Сталиным в 1948 г. сначала сталинские, а потом и все другие работы советских марксистов были подвергнуты критике за догматизм и возврат марксизма на позиции «наивного реализма» и вульгарного материализма. Своего пика эта критика достигла в 1960-е гг. в работах философов и социологов, группировавшихся вокруг журнала «Праксис» и основывавших свои взгляды на «Тезисах о Фейербахе» и раннем Марксе. Михайло Михайлов (1934-2010) как критик не только советской системы («Лето московское», первая полная публикация на сербском языке в 1990 г.), но и режима Тито подвергался гонениям. Он обратился к изучению идей русских религиозных философов в заключении, а затем и в эмиграции; издал книги «Ненаучные мысли» (русское издание 1979 г., сербское — 2004 г.) и «Планетарное сознание» (английское издание 1976 г., русское — 1982 г., сербское — 2001 г.). Его критика теории и практики современного тоталитаризма, основанная между прочем и на идеях русской религиозной философии, была более острой, чем критика «праксисовцев», сторонников «критической теории общества» и «гуманитарного марксизма». Здесь следует отметить и Марка С. Марковича (1924-2012), юриста и философа, который в 1945 г. эмигрировал из Югославии. В Париже в 1975 г. он защитил докторскую диссертацию «La philosophic l’inegalite et les idees politiques de Nicolas Berdiaev» («Философия неравенства и политические идеи Николая Бердяева»), а также опубликовал книгу «Марксизм в теории и практике по Николаю Бердяеву» (2002). Серьезным знатоком советского марксизма, не отвергавшим априори его результаты, но пытавшимся на югославском пространстве переосмыслить его идеи, в частности теорию отражения, был проф. Андрия Стойкович (1924-2007).

В начале 1980-х гг. поднимается новая волна интереса к русской религиозной философии, прежде всего благодаря академику Николе Милошевичу (1929-2007), философу и литературоведу. Под его редакцией вышел 10-томник «Достоевский как мыслитель» (1981), в рамках которого была опубликована одноименная работа самого Милошевича (т. 1), а также впервые изданы на сербском языке статьи Достоевского (Дневник писателя, Письма и Записные книжки, т. 2-6) и статьи о Достоевском Розанова, Мережковского, Бердяева, Лосского, Шестова (т. 7-10). Огромный вклад в это издание внес переводчик, публицист и эссеист Мирко Джорджевич (1938-2014), который перевел все девять «русских» томов серии (за исключением небольшой части Записных книжек, которую перевел Р. Матияшевич). Никола Милошевич занимался не только Достоевским (творчество которого он исследовал с позиции «психологии знания»), но также экзистенциализмом Бердяева и Шестова, диалогикой Бахтина, философскими, социальными и политическими теориями Хомякова и Киреевского, Данилевского, Леонтьева, Соловьева, Бакунина, Кропоткина, Ленина, Троцкого и др., считая, как и Михайлов, что некоторые идеи русских мыслителей применимы для критики современной идеологической и политической практики. Одним из инициаторов возрождения интереса к русской религиозной философии на этом этапе следует считать проф. Димитрия Калезича (р. 1937), богослова, автора книги «Антропология философии всеединства и Библия» (1983), а также статей, посвященных русским религиозным мыслителям. Сюда следует отнести Радомира Джорджевича (р. 1940), профессора природно-математического (физического) факультета Белградского университета, который с конца 1970-х гг. интенсивно занимается историей русской философии. Свои многочисленные статьи о русской философской традиции он объединил в трехтомное издание « Очерки о русской философии» (2008-2011).

В последней четверти XX в. появилось новое поколение философов и богословов, для которых изучение русской религиозной философии стало предметом главного творческого интереса. В эту группу прежде всего следует включить таких ученых, как:

  • ? проф. Милан Узелац (р. 1950), на русском и сербском языках опубликовавший ряд работ о русской философии в контексте европейской культуры, в том числе о Лосеве и Ильине;
  • ? Мирослав Иванович (р. 1955), философ и переводчик, который опубликовал ряд работ о Соловьеве, Бердяеве и других русских философах (переводил классические произведения русской философии и сочинения современных русских писателей и философов Зиновьева и Хоружего);
  • ? Милан Суботич (р. 1956), философ и политолог, один из самых оригинальных сербских авторов, перу которого принадлежит ряд книг: «Толкователи русской идеи: очерки о русских мыслителях», «Путь России: Евразийская точка зрения», «Солженицын: Ангел истории», а также статьи о философии Хомякова, Киреевского, Чаадаева, Данилевского, Леонтьева, евразийцев;
  • ? Милорад М. Лазич (1956-2003), историк и богослов, исследовавший историю русской эстетики от Флоренского до В.В. Бычкова, вместе с которым работал над «Лексиконом неклассической эстетики»;
  • ? проф. Александр М. Петрович (р. 1958), философ, исследователь философии Флоренского, Бердяева, Лосева. Свои оригинальные философские работы он публикует и на русском языке;
  • ? Богдан Лубардич (р. 1964), философ и теолог, исследователь сербской богословско-философской мысли в ее отношениях со святоотеческим наследием, а также русской религиозной философией. Он автор книг «Николай Бердяев между Ungrund-ом и Отцом» (2003) и «Философия веры Льва Шестова» (2010); последняя книга является его докторской диссертацией, защищавшейся на философском факультете Белградского университета;
  • ? Никола Кайтез (р. 1965), автор работ «Бердяевская критика метафизики» (1997) и «Философия всеединства В.С. Соловьева» (2002);
  • ? проф. Илия Мария (р. 1953), философ и переводчик русских философских текстов, исследователь творчества Флоренского, Лосева и Шестова;
  • ? Вера Яничиевич (р. 1931), философ и драматург, сравнительному анализу творчества Достоевского и философии Канта посвящена работа «Великие романы Достоевского и антиномии Канта» (докторская диссертация защищена в 1994 г., книга вышла в 1999 г.).

Свидетельством непрекращающегося интереса к русской мысли является серия книг «Русские богоискатели», основателями которой стали М. Пендо и В. Меденица (всего вышло более 60 томов). Эта первая в своем роде серия породила интерес ряда издательств: ЦИД, «Подгорица» (гл. ред. Д. Вукчевич), «Плато» (гл. ред. И. Мария), Zepter Book World и БРИМО (гл. ред. Вл. Меденица).

Можно сказать, что в настоящее время все наиболее ценное в русской философской классике переведено и опубликовано на сербском языке. Свой вклад внесли переводчики, в основном работающие в проекте «Русские богоискатели»: Мария Маркович, Лидия Суботин, Миря- на Грбич, Людмила Иоксимович, Антонина Пантелич, Корнелия Ичин, Милица Добрич, Анна Ацович, Радмила Мечанин, Бранислав Маркович, Миодраг Сибинович, Добрило Аранитович, Милош Добрич, Миролюб Авдалович, Зоран Булюгич, Небойша Ковачевич, Радослав Божия, Пе- тар Буняк, Андрия Лаврек и Ваня Станишич. Важным событием в изучении русской философии в Сербии стал выход в свет на сербском языке энциклопедии «Русская философия» под ред. М.А. Маслина (русское издание: М., 2009; сербское издание: Енциклопедфа руске философфе. Београд, 2009).

Регулярное научное изучение русской философии проводит Белградский университет, а также Коларчев народный университет, где читаются циклы лекций, посвященные русским мыслителям XIX-XX вв. Их организатором был академик Владета Еротич (р. 1924), знаменитый белградский психиатр, писатель и литературный критик, автор книги «Современность русской религиозной философии», в которой он подчеркнул значение идейного наследия русской мысли для проблематики самопознания и существования. Аналогичную работу осуществляет Дом русской культуры в Белграде, где регулярно проводятся лекции и беседы на «русские темы» (организатор проф. Р. Джорджевич). Наиболее активно популяризация идей русской философии ведется в Доме им. Джуро

Якшича, знаменитого сербского поэта; здесь благодаря организаторам Р. Марковичу и В. Меденице с 1995 г. проведены сотни мероприятий на темы русской мысли при участии ученых (В. Еротич, М. Михайлов, Н. Милошевич, Р. Джорджевич, М. Суботич, М. Иванович, Б. Лубардич, К. Ичин, К. Кончаревич, Д. Аранитович и др.). публицистов, писателей, деятелей культуры (Н. Крстич, Д. Бокан, В. Дмитриевич, П. Драгич Киюк, Ж. Познанович, М. Селич, Б. Пиргич, Р. Войводич, С. Воларевич), студентов и просто поклонников русской культуры. Большую работу по распространению идей русской философии на сербскоязычных территориях Черногории проводит проф. Боголюб Шиякович (р. 1955) — философ, гл. ред. журнала «Филотеос», выходящего в Белграде и регулярно публикующего статьи о русской философии, в том числе на русском языке. По инициативе Б. Шияковича на философском факультете университета в г. Никшич открыта кафедра византийской и русской философии, где преподавали Никола Милошевич и Радомир Джорджевич и где в настоящее время работает Радое Головин (р. 1969), защитивший кандидатскую диссертацию «Философия преображенного Эроса и метафизика сердца Б. Вышеславцева» (2003) в Московском университете (научный руководитель М.А. Маслин). В данном контексте следует упомянуть и значительный вклад Бранимира Кулянина (р. 1952), профессора университета в Банялуке (Республика Сербская), защитившего докторскую диссертацию «Восточный вопрос в русской мысли» (опубликована в 2009 г. в 2 т.). Под руководством Кулянина проводятся научные конференции в Республике Сербской, общей темой которых является «соборное единство славянских народов» в целях защиты территориальной целостности и национальной, духовной и культурной идентичности православных, славянских стран перед натиском западного культурного и политического империализма и глобализма. В работе конференций участвуют философы, политологи и теоретики геополитики из России, Республики Сербской, Сербии и Черногории.

Библиография

  • 1. ЛубардиЬ Б. Српска религщска философща у 20. веку: личности Hfleje, токови//Српска теологща у 20. веку. Београд : Православног Бого- словског факултет, 2009. Кн>ига 4.
  • 2. ЪорЬевиЬ Р. Студщ'е о pycKoj философщ'и. Београд :11здавачки цен- тар Никола Тесла, 2011. Том III.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >