Доосевые культуры Древнего Востока

Самой древней в рассматриваемом регионе считается культура Месопотамии («История начинается в Шумере»[1]). Она возникает в так называемой Передней Азии между реками Тигр и Ефрат и распространяется на окружающие территории. В нее обычно включают такие культурные организмы, как Шумер и Аккад, Вавилон и Ассирия, Финикия и Сирия, Палестина и Персия.

Дадим им общую характеристику. Здесь происходило становление так называемого «азиатского» способа производства, для которого характерны: государственная система сельских земледельческих общин; общинная собственность на землю; рост производительных сил главным образом за счет естественных природных факторов; технологический консерватизм; повышение производства за счет экстенсифика- ции труда, а не развития человека и его производительных сил.

Именно здесь в конце IV тыс. до н.э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Города древней Месопотамии — земледельческие поселения, привязанные к водным артериям — рекам и каналам, по которым обычно осуществлялась связь между городами. В городах располагались дворцы и храмы, жилища земледельцев и ремесленников.

Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией, как, например, законы Хаммурапи. Правитель города- государства нередко носил титул лугаль («большой человек») — так обычно называли царя. «Титул этот жреческого происхождения и свидетельствует о том, что первоначально представитель государственной власти был также главой жречества»[2].

В крупных царских и храмовых хозяйствах сосредоточивалась древняя культура: именно здесь планировалось строительство зданий и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты, и все это на основе письменности. Письменность в форме клинописи требовала определенной многолетней подготовки, оставаясь специальным навыком узкой социальной группы — писцов. «Грамотность в Месопотамии, как и в других странах Древнего Востока, была привилегией незначительного меньшинства. Обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц»[3]. Письменность, соответственно, служила целям государственного и культового характера, государственные документы (на которые опирался многочисленный штат писцов и чиновников) самым детальным образом регламентировали хозяйственную жизнь (арендные отношения, например), осуществляли правовое регулирование отношений между мужем и женой, родителями и детьми.

Такой же всеобъемлющей властью обладали и боги. Бог Мардук возглавил борьбу молодого поколения богов со старым при условии, «что в награду он получит право определять судьбы всего сущего на небесах и на земле». Есть основания полагать, что в таком обществе преобладало магическое сознание. Магия как способ воздействия на природу оставалась в арсенале земледельческого населения. «Магическая деятельность — попытки воздействовать на олицетворенные закономерности природы эмоциональным, ритмическим, „божественным словом", жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями — казалась столь же нужной для жизни общины, как и любой общественно полезный труд»[4].

Вместе с тем очевидно, что городская письменная культура, по крайней мере в лице своих носителей — чиновника-бюрократа и ученого писца, преодолевает дорефлексивный уровень развития личности. Эти администраторы и ученые действительно осваивали новые виды деятельности, но не как свой личный, а как профессиональный и одновременно социальный навык, где нет места личному выбору и рефлексирующему осознанию собственного предназначения и собственного выбора.

В этом смысле наиболее значимой личностью, чья воля запечатлевалась в законе, должна быть личность царя, и примечательно, что размышления царя Гильгамеша [о котором знаменитый востоковед академик Б.А. Тураев (1868—1920) писал: «Итак, герой эпоса уже во второй половине 3-го тысячелетия считался древнейшим царем Эреха, близким богам, полумифическим»[5]], хотя и преломляют характерные для шумерийской литературы вопросы об устройстве человеческой жизни и порядка на земле через призму личного счастья и смысла жизни, не дают ответа на главный вопрос: что же остается человеку в этой жизни, если в ней уже все предопределено богами ?

В Шумере были два крупных экономических сектора — государственный и общинно-частный. Уже в IV—III вв. до н.э. образовались государство (цари), классы [свободные, зависимые («мушкенум») рабы], частная собственность, многоотраслевое хозяйствование, правовая система. Но главное достижение — изобретение письма, необходимого для практических нужд, сначала — пиктографического, потом — клинописи. Появились первые школы («Дома табличек»), развивались искусства (строились храмы, создавались скульптуры). Высокого развития достигли науки — математика, астрономия.

В Месопотамии возникли коды письменных культур как новый способ самоорганизации неродовой культуры. Эти коды разводили мифологическое единство предметности (материальная деятельность земледельцев, рабов, ремесленников), знаковости (письмо, счет чиновников, писцов) и идеальности (отношения с богами жрецов). Здесь культурный код получил иную форму выражения — на смену образцу мифа пришел текст священных книг; ритуал действия сменялся ритуалом слов.

Семитская культура представлена арамейцами, сирийцами, вавилонянами, ассирийцами (южные семиты), а также евреями и арабами (северные семиты). Обычно выделяют Вавилонскую культуру (землю Халдеев). Основные ее черты — сильная государственность, деспотизм (на первом месте — Дворец, а Храм — уже потом). Высокая роль строительства позволяла создавать огромные для того времени сооружения, в частности — сам город и его крепость; развитое орошение создавало высокое плодородие почв и продуктивность сельского хозяйства. С 2000-х годов до н.э. развивалось клинообразное письмо. В литературе доминировал мифический эпос, поэмы о жизни и смерти (о Гильгамеше), лирика. С возвышением Вавилона (нач. 2 тыс. до н.э.) среди богов выдвинулся его покровитель — Марух (Мардук), что знаменовало тенденцию к монотеизму. Культ богов был строго регламентирован, начался процесс их астрализации и обожествления царей. Сохранялась развитая мифология, включавшая космогонические, ан- тропогонические мифы, а также верования в духов. Религиозно-мифо- логическое мировоззрение было ориентировано на земную жизнь, ничего не обещалось в иной жизни. В Вавилоне (так же как и в Шумере) на высоком уровне находились астрономия и медицина.

Наиболее известный вавилонский царь — Хаммурапи (правил ок. 1793—1750 гг. до н.э.) создал знаменитую систему законов. Наиболее значимое упоминание о Вавилоне — библейский миф о попытке потомков Ноя построить после всемирного потопа городскую башню до небес во 2 тыс. — V в. до н.э. как символ единения всех племен и их равенства. Эта башня у древних греков была одним из семи чудес света, хотя в ходе ее строительства разгневанный дерзостью людей Бог смешал их языки, что привело к хаосу и развалу замысла, расселению собравшихся на строительство людей по разным странам. («Вавилон» и означал — смешение.)

Ассирийская культура знакома в основном по своему взлету в VIII—VII вв. до н.э. Она много заимствовала у Вавилона, в частности религию и мифологию, искусства и науки. Ассирия отличалась воинственностью, а также роскошью огромных дворцов.

Культура Финикии была знаменита своей торговлей, предприимчивостью, колониальными успехами. Это была культура мореплавателей, купцов, разбойников, пиратов, часто встречавшихся с новым и легко усваивавших его. У финикян преобладали небольшие самостоятельные торговые города-государства, расположенные по побережью Средиземного моря. Религия — жестокая, кровавая, с обилием жертвоприношений (человеческих, вплоть до детских). Показателен жестокий бог Молох — пожиратель человеческих жизней. Искусство и наука были утилитарными. Интересно, что именно финикийская азбука — упрощенный вариант египетской — была взята за основу греками.

Культура народа земли Израиля отличалась сложностью, контрастностью, многообразием. Развивалась на основе земледелия и скотоводства. Ей была свойственна высокая духовность религии, в которой только Бог есть самостоятельная личность. В основе лежит иудаизм — «религия Моисея», изложенная в книгах Закона — Торе — своего рода библиотеке на все случаи жизни[6]. Для этой культуры характерен абсолютный монотеизм — культ Ягве (Иеговы), который стал центральным богом — суровым воителем, благословляющим и карающим. Основные идеи иудаизма даны в Ветхом Завете. Его основы — строгий монотезм, централизация культа, канонизация священных книг, освящение земной жизни. Ягве полностью определял жизнь человека, не давал воскресения в «скончании дней».

В этой культуре был исключительно важен феномен диаспоры, в которой сформировался образ жизни и характер евреев; культурным центром стала синагога. В II—V веках н.э. появляется Талмуд — кодекс религиозно-юридических правил всей жизни общин. В целом еврейская культура была сориентирована на сохранение не имеющего государства народа именно религиозно-культурным путем — через сохранение культурной идентичности, семейное (отцовское) воспитание и всеобщность образования («Что я должен делать?»). Можно сказать, что еврейский путь спасения — через обязательное семилетнее обучение, причем ориентированное на общую пользу и гармонизацию личности, а не на обеспечение ее благ.

Еврейская культура как одна из древнейших культур доосевого времени отличается от них прорывом в «осевое время». Важное замечание делает Б.А. Тураев: «Значительные последствия имел уход в вавилонский плен иудеев и разрушение ветхозаветного храма»[7]. Со времени пророков Илии, Исайи, Иеремии, Второисайи начинается процесс, который «заставил многих пересмотреть, поставить под сомнение, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Все это было вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была еще жива и действенна, ее явления прояснялись, и она тем самым преображалась»[8].

Культура Персии (Ирана) формировалась под влиянием культур Запада и Востока в среде кочевников-скотоводов. В I тысячелетии до н.э. началось формирование государств, классов. Культуру отличал неограниченный милитаризованный монархизм: «Государство — это я» — так мог сказать любой правитель, полагавший, что его власть — от Бога. Городов и каст не было, выделялись четыре сословия — жрецы, воины, земледельцы, ремесленники. Были характерны социальные контрасты — роскошь двора и нищета простых людей, живших в достаточно суровых природных условиях.

Здесь сформировался монотеизм в форме мощного религиозного движения — зороастризма [основатель — пророк Заратустра (Зара- туштра), VI в. до н.э.]. Он утверждал, что после смерти человек будет подвергнут Божьему суду, решение которого отправит его в Рай или Ад. Эта религия имела культ огня как главной очистительной силы в борьбе добра и зла; поэтому зороастризм называют религией огнепоклонства. Высока была роль культа, жрецов, формально-ритуальная сторона религии. Зороастризм был религией земледельцев, ведущих оседлый образ жизни, главной для них была вспашка необработанной земли. Не менее важным было требование иметь много детей.

Другим религиозным течением был авестизм, изложенный в священной книге Авесте. Она представляла собой сборник гимнов и молитв, ритуальный кодекс жрецов. Главная идея учения — дуализм светлого и темного начал в мире, борьба духов Света (агуров, во главе с Агура-Мазда) и Тьмы (дэвов, возглавляемых Ангра-Майнью). Примечательно, что оба этих бога в принципе были равноправны, они боролись, и люди должны были стать на сторону Света против Мрака. (Этот дуализм необычен, его не было собственно в Междуречье.) В персидской культуре появляется эсхатология — учение о конце света и Страшном суде. Но вскоре появится и Спаситель, Который родится от Девы и спасет род человеческий, сокрушит бога зла. Очевидно, что шла подготовка к рождению христианства.

Культуру Древнего Египта, первые упоминания о которой датируются IV в. до н.э., называют культурой вечности, стабильности.

Главной причиной крайней медленности ее развития являются географическая оторванность долины Нила, сильные пережитки первобытно-общинного строя, прочность сельской общины. Только общим организованным трудом египтяне могли создать условия для своей жизни. Человек жил в почтительном страхе перед силами природы и не менее грозной светской властью.

Консерватизм этой культуры выражался в бережном хранении и воспроизводстве на протяжении веков и тысячелетий основных принципов жизни, причем неизбежно возникающее новое должно было вписываться в старое, а не отменять его. Это было вызвано объективными условиями ведения искусственного орошения, требовавшего строгого соблюдения проверенных технологий и организованной совместной деятельности в рамках соседской общины под жестким контролем государства.

Египет был замкнутой страной, контакты с другими культурами ограничивали пустыни и само жизненное пространство. Египтяне жили единым народом, который, несмотря на указанные особенности, сумел создать высокоразвитую цивилизацию, самодостаточную развитую аграрную и вместе с тем многоотраслевую экономику в условиях сильной зависимости от природы. Египтяне стали использовать животных в качестве мускульной силы для работы. Огромное внимание уделялось орошению, ирригационным работам (каналы, дамбы, плотины, подъемники воды, пруды и т.п.), что обеспечивало страну зерном (ячменем и пшеницей).

В социальной культуре Древнего Египта обычно выделяют три царства — Древнее (2800—2250), Среднее (2050—1750) и Новое (1580—1085). В основе лежала централизованная раннерабовладельческая деспотия. Абсолютный монарх (царь-фараон) опирался на мощное и высокообразованное сословие писцов (чиновников-бюро- кратов), необходимое для контроля за большой по протяженности страной с многочисленным населением в условиях «азиатского» способа производства, когда формальным собственником земли был фараон. В дальнейшем произошла некоторая децентрализация страны, приведшая к упадку хозяйствования. В Новом царстве росло число рабов, ухудшалось положение земледельцев-общинников. Знаменательным событием была религиозная реформа, введение культа Атона (Солнца), совместившего должности царя и верховного жреца. Это время — пик расцвета Египта, закончившегося его вхождением в империю Александра Македонского (322 г.)

В земной жизни египтянин поклонялся живому воплощению бога Солнца Ра — фараону. Уже в период Древнего царства, когда Египет был крупным централизованным государством, власть фараона стала неограниченной. Опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, фараон выступал «связующим единством» в море земледельческих общин, регулируя общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль при этом начала играть письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство.

И все же особое значение персона фараона имела для всего универсума, включая природу и загробный мир. Яркое представление об этом дают пирамиды (царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож). Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. «Сооружение этих гигантских усыпальниц — яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Бог Благой (или Добрый) при жизни, Бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны»[9]. В системе загробных представлений все заметней становился этический элемент религиозной культуры египтян. Но он не развился в систему личностных ориентации: идеалом оставалось не будущее, высшей ценностью — не настоящее, а прошлое, когда сами боги правили людьми, это было и идеалом и высшей ценностью. В данной системе взглядов содержатся попытки связать воедино этические размышления о праведной жизни на земле и надежду на блаженную жизнь в потустороннем мире («Беседа разочарованного со своей душой» — древнеегипетский папирус). Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает. Сомнения, скепсис свидетельствуют о потребности в этической рефлексии, но гарантии существующего миропорядка находились не в этом мире [лишь в неудавшихся реформах Эхнатона (1375—1325 гг. до н.э.) основная миротворческая роль отводилась Солнцу — Атону], а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было воздействовать лишь с помощью магических заклинаний.

В Древнем Египте были развиты предрелигиозные верования: фетишизм и тотемизм, на смену которым пришла вера в богов: местных, общих, мифических, понятийных, иноземных; богом почитали и фараона. Главный бог — бог Солнца, а также огня, света, смерти. Боги рассматривались как абсолютные повелители человека, который должен не гневить их своими делами. Местные божества олицетворяли силы природы, животных. Позднее выделяется Осирис, бог плодородия и загробного мира, возникает идея умирающего и воскресающего бога (природы).

Египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала потаенные (сакральные) страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис — первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали для египтянина мировой порядок. Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, солнце (Ра) в равной мере светило живым и мертвым. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела (отсюда появление бальзамирования). В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь.

Большой интерес вызывают воззрения на смерть и загробную жизнь, заупокойный культ. Смерть разрушает единство тела и «нечто», которое для вечной жизни надо восстановить, хотя бы посредством сохранения тела (бальзамирование), в частности, в пирамидах — «жилищах Вечности». (По поводу назначения и строительства пирамид существует около 30 версий.) Идеология этого культа прописана в «Книге мертвых» (сер. 2 тыс. до н.э.), где загробный мир — пространство не географическое, а мифическое. Все это возвышало жрецов, которые конкурировали за власть с фараоном.

В Египте было создано письменное законодательство, направленное главным образом на подчинение государству, защиту власти, регулирование имущественных отношений. Широкое развитие получила грамотность, ей обучали в различных школах под руководством жрецов или писцов, а также в библиотеках. Писцы были привилегированным сословием, причем их набирали исключительно по способностям, а не по наследству или за деньги. Писцы были не только чиновниками, но и «творческой интеллигенцией». В своих «Домах жизни» они имели все условия для занятий науками, искусством. Неудивительно, что древние египтяне достигли больших успехов в науках, но это было мотивировано практическими нуждами. Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, в исследовании дробей у греческих математиков и задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н.э. Анания Ширакского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве.

Египетское искусство являлось составной частью заупокойного культа. Оно представлено архитектурой — храмами, гробницами, дворцами, рельефами; особенно выделяется скульптурный портрет, который считают высочайшим достижением этого искусства. Живопись не получила большого развития. В целом изобразительное искусство имеет статичный характер. Литература, театр также носили культово-утилитарный характер.

Культура Древнего Египта была скована обычаями, обрядами, древними канонами, она преследовала главным образом практические цели; чисто духовное творчество было неразвито; египтян мало воодушевляло нечто возвышенно-идеальное. Но эта культура дала очень много для культуры Античности.

Уже в греко-римскую эпоху египетская культура, столкнувшаяся с христианской, в своем стремлении сохраниться и выжить стала воспроизводить ее наиболее архаичные и глубокие пласты.

  • [1] Таково название книги профессора Самюэла Ноа Крамера (1897—1992) — одногоиз крупнейших экспертов по Шумеру.
  • [2] Древние цивилизации. Указ. соч. С. 6.
  • [3] Редер Д.Г., Черкасова ЕЛ. История древнего мира. Ч. I. М. : Просвещение, 1985.С. 136.
  • [4] История древнего мира. Ранняя древность. М.: Наука, 1982. С. 79.
  • [5] Тураев Б А. История Древнего Востока. Т. I. Л.: ОГИЗ, 1936. С. 139.
  • [6] Тора (доел, «учение, доктрина, закон») — в узком смысле то же, что и «Пятикни-жье Моисеево» (Хуммаш-Тора, букв, «пять разделов Торы»).
  • [7] Тураев БЛ. Указ. соч. Т. И. С. 184.
  • [8] Ясперс К. Указ. соч. С. 33.
  • [9] Древние цивилизации. Указ. соч. С. 48.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >