Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Туризм arrow География туризма
Посмотреть оригинал

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА

ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ ТУРИЗМА

Знакомство с любой наукой начинается с двух ключевых вопросов: что и как — какими приемами и способами — она изучает. Науки различаются предметом исследования, методом познания окружающего мира, а также кругом стоящих перед ними задач. Каждая наука изучает определенную область действительности. От того, насколько четко указаны границы этой области, зависит полнота и достоверность научной картины мира.

ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

География туризма сравнительно недавно оформилась как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования. Известный советский географ В.С. Преображенский назвал географию туризма отраслью социальной и экономической географии по аналогии с другими отраслевыми социально-экономико-географическими дисциплинами. В связи с этим познание сущности географии туризма должно начинаться с определения объекта и предмета исследования ее «материнской» науки — социально-экономической (общественной) географии. Однако этот вопрос на протяжении более чем 200 лет — с тех пор, как термин «экономическая география» был введен М.В. Ломоносовым, — остается сложным и дискуссионным. По мнению Э.Б. Алаева [1], разделяемому большинством отечественных эко- номико-географов, предельным объектом познания социально-экономической (общественной) географии выступает ойкумена — заселенная, освоенная или иным образом вовлеченная в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с ее пространственными структурами хозяйства и формами организации жизнедеятельности общества. Понятие ойкумены охватывает не только общество, но и окружающую его среду, причем и общество, и окружающая среда характеризуются географическими пространственно-временными параметрами, целостностью, полиструктурностью.

Ойкумена включает в себя все сферы жизнедеятельности общества и его окружения — политическую, производственную (экономическую), социальную, духовную, бытовую и др. Эти сферы существуют относительно самостоятельно, но функционируют во взаимосвязи друг с другом, в гармоничной целостности.

Каждая из сфер и ойкумена в целом имеют сложную, иерархически структурированную пространственную (территориальную) организацию. Так, производственная (экономическая) сфера пространственно организована в форме экономических районов разного таксономического ранга, демографическая сфера — в форме территориальных систем расселения населения, социальная — в форме территориальных общностей людей, политическая — в форме политико-территориальных сочетаний как внутригосударственных, так и на уровне государств и групп государств. Интерес к пространственной (территориальной) организации ойкумены и ее сфер выделяет социально-экономическую (общественную) географию из целого ряда наук, которые также рассматривают ойкумену в качестве объекта исследования, анализируют отдельные ее стороны, свойства, отношения.

Предметом познания социально-экономической (общественной) географии являются территориальные (пространственные) общественные системы (ТОС). Под ТОС понимается пространственно-временная часть ойкумены, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены все сферы жизнедеятельности общества, включенные в процессы общественного воспроизводства, в неразрывной связи с природным окружением. ТОС представляет собой наиболее интегрированную форму пространственно-временной организации жизни общества.

Выделив объект и предмет исследования, можно дать определение общественной географии (предложено А.И. Чистобаевым, М.Д. Шарыгиным): «Экономическая и социальная (общественная) география как целостная интегрально-синтетическая наука изучает пространственную (территориальную) организацию общества в конкретных условиях природной среды» [10, с. 16—17].

«Дочерние» науки общественной географии — политическая, медицинская, военная и другие географии — изучают пространственную (территориальную) организацию отдельных сфер жизнедеятельности общества. Каждая из этих дисциплин имеет собственный предмет исследования — иерархически структурированные соответствующие территориальные (географические) системы. География туризма как отраслевая дисциплина социально-экономической (общественной) географии соответствует этим положениям.

Вопрос о предметной сущности географии туризма актуализируется в связи с существованием рекреационной географии (в западных научных школах наряду с рекреационной географией употребляются понятия географии отдыха и географии досуга) — дисциплины родственной, относящейся к той же группе «дочерних» наук общественной географии, но вполне самостоятельной, с собственной предметной областью исследования. Хотя география туризма и рекреационная география признаются разными дисциплинами, их соотношение, до конца неясное, остается в центре внимания научной общественности. Одно время туризм был лишь фрагментом географического изучения рекреации. Между тем он обладает всеми необходимыми признаками самодостаточности, чтобы предстать как относительно автономная и цельная сфера человеческого бытия и в новом качестве более широко войти в поле зрения экономико-географов.

Очертить границы географии туризма, определить объект и предмет ее исследования — это задача, которая может быть решена, если развести туризм с близко- родственным понятием рекреации, а также отдыхом и досугом — категориями, которые обычно используются при изучении рекреационных и туристских процессов и явлений. Следует уточнить их соотношение, содержательную характеристику, области применения.

Более общими понятиями, прочно вошедшими в бытовой лексикон и науку, являются отдых и досуг. Они имеют близкое, но различное смысловое наполнение и в специальной литературе чаще дистанцируются друг от друга.

Отдых — понятие, так сказать, зависимое. Его смысл становится ясным только в сочетании с другим словом — труд. В обыденной речи оба эти слова используются, как правило, в связке, и отдых означает состояние, возникающее в результате трудовой деятельности.

В научной литературе противоположные категории — «труд» и «отдых» — рассматриваются в диалектическом единстве. Труд невозможен без отдыха, так же как отдых невозможен без груда. Эта жесткая полярная формула « груд — отдых» вытекает из социобиологической сущности человека. Его организм биологически устроен так, что за каждым усилием, напряжением, активностью, требующим больших затрат биоэнергии, неизбежно следует расслабление, фаза релаксации. Чередование возбуждения и пауз (груда и отдыха), т.е. дискретный характер жизнедеятельности человека, был доказан в ходе экспериментальных исследований отечественных физиологов. «Абсолютный» труд, исключающий восполнение затрат биоэнергии, ведет к истощению организма и, в конечном счете, к его гибели. На этом пути встает естественное препятствие — утомление, которое может быть предотвращено или снято только благодаря отдыху, причем как пассивному, так и активному. Таким образом, как отмечает известный российский социолог А.С. Орлов, отдых, с точки зрения физиологии трудовой деятельности, есть «способ сохранения высшей работоспособности» [5, с. 61 ].

Патологической является и другая противоположная крайность — «абсолютный» отдых. Постоянно расслабленный организм теряет выносливость, человек утрачивает интерес к жизни, испытывает апатию. Все это — проявления утомления, которое может наступить не только в результате труда, но и от чрезмерного отдыха. Для поддержания жизненного тонуса организму необходима особого рода тренировка — труд.

Использование парной категории «труд — отдых» позволило определить отдых как одну из форм биологического существования человека.

В отличие от отдыха, понятие досуга заключает в себе социальное содержание, отражает общественную и духовную сущность человека. Его смысловое наполнение зависит от историко-культурного контекста и меняется вместе с господствующей в обществе системой ценностей. Характер досуга определяется укладом жизнедеятельности людей, сложившимися традициями и обычаями, социальными нормами, правилами, эстетическими представлениями.

Классическая гуманистическая концепция досуга как духовного идеала берет свое начало в древнегреческой философии. Она развивалась в трудах Аристотеля. Досуг — необходимое условие для занятий наукой и наслаждения искусством, возвышающих человека морально, обогащающих умственно и духовно. Радость досуга — не в безделии, а в самосотворении личности, в ее постоянном внутреннем совершенствовании и развитии. Это, но Аристотелю, составляет высшую цель и ценность существования свободного человека.

Если в Древней Греции идеалом досуга выступала духовная свобода, то на более поздних этапах исторического развития — в Средневековье и индустриальном обществе — досуг как удовольствие, наслаждение приравнивался к бесполезной трате времени и считался грехом. В русле протестантской этики труд становился смыслом всей жизни человека.

Горизонты «нового гуманизма» открыла философия XX в. Вновь актуально зазвучал возглас знаменитого Диогена, расхаживающего с фонарем в руках по улицам Афин в поисках человеческой личности: «Ищу человека!». На смену «трудовому обществу» приходит «общество досуга», или «общество свободного времени». В зарубежной научной литературе отмечается, что человек дистанцируется от собственного труда на рабочем месте столь же быстро, как и отождествляет себя со свободным временем. Наиболее заметна утрата пафоса труда в тех странах, население которых традиционно отличалось трудолюбием и прилежанием. Прежде всего в ФРГ и Японии новая генерация демонстративно отказывается от традиционных ценностей старших поколений военного и послевоенного времени. С 1980-х гг. цивилизованное общество стремится к гедонизации свободного времени — наслаждению жизнью.

Под влиянием процессов гуманизации общественной жизни в современной науке сложилась тенденция к практически полному отождествлению понятий досуга и свободного времени. Особенно это характерно для западной социологической школы. Многие ее представители понимают иод досугом время, которое остается у человека после работы, выполнения непреложных обязанностей — домашнего труда и других бытовых занятий, удовлетворения естественных физиологических потребностей (еда, сон и т.д.), т.е. свободное время. В советской литературе досуг изучался в русле статистического анализа бюджетов времени, в соотнесении с другими их статьями. В новых условиях отечественная социологическая наука продолжает развивать традиционный подход в исследовании сферы досуга как свободного вне- ироизводственного времени.

Прежде чем переходить к рассмотрению рекреации и туризма, еще раз подчеркнем, что обособленность близких понятий времяпрепровождения — отдыха и досуга — объясняется, главным образом, разным соотношением биологического и социального в их содержании (рис. 1.1). Различия между отдыхом, имеющим биологическую природу, и социально детерминированным досугом проистекают из дуализма самой сущности человека как биологической единицы и социального индивида. Таким образом, называть отдых досугом так же неверно, как называть день ночью только на том общем для них основании, что они являются временем суток и закономерно сменяют друг друга.

Термин «рекреация» ведет свое происхождение от латинского слова «recreatio», означающего «восстановление». Этот исходный смысл и сегодня вкладывается в понятие рекреации. Она обычно определяется как «отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда»1.

Медико-биологическая доминанта принципиально разводит рекреацию с досугом и обнажает ее содержательное единство с отдыхом. При этом понятие рекреации является менее известным и эмоционально окрашенным, чем отдых, а потому

БСЭ. 3-е изд. Т. 21. С. 616.

Соотношение биологического и социального в ключевых понятиях времяпрепровождения

Рис. 1.1. Соотношение биологического и социального в ключевых понятиях времяпрепровождения:

1— труд; 2 — досуг; 3 — рекреация; 4 — туризм

более точным. Оно лучше отвечает задачам эмпирических и прикладных исследований, тогда как отдых удобнее использовать в качестве фундаментального понятия [5, с. 14].

Рекреация имеет весьма широкие границы. Она охватывает кратковременную рекреационную активность (от микропауз в работе мышц до «перекуров» на работе и иные рутинные формы) и долговременную рекреационную деятельность в период ежегодных трудовых отпусков и каникул, а также еженедельный отдых. В первом случае рекреация не выходит за рамки повседневности, производственной деятельности человека, во втором — предполагает длительную смену привычного образа жизни. Оба вида рекреации необходимы для нормальной жизни человека, вне зависимости от его социального статуса.

В настоящее время неуклонно возрастает роль рекреации как сферы, нейтрализующей производственные стрессы, нервно-психические нагрузки, усталость от монотонного труда, гиподинамию. Для регенерации сил и энергии человеку необходима смена условий и форм деятельности (их последовательности, нагрузок, видов). Неудовлетворенные, заглушенные рекреационные потребности неминуемо негативно сказываются на физиологическом состоянии организма, становятся одной из распространенных причин психических расстройств. Поскольку рекреация напрямую связана со здоровьем населения, рекреационные эффекты являются традиционным предметом изучения медицинских наук.

В отличие от ранних трактовок современное содержание понятия рекреации смещается в сторону большего социального наполнения (см. рис. 1.1) Существенный вклад в его социологизацию внесла советская школа рекреационной географии. Ключевое понятие «рекреационная деятельность» определяется как «деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся, но сравнению с другими направлениями деятельности, относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса» [7, с. 7—8|.

В этой дефиниции подчеркивается социальный характер рекреационной деятельности и отражаются важнейшие ее особенности. Во-первых, привязка к определенному типу времени — свободному. Во-вторых, ее самоценность (самоцельность). В отличие от труда и бытовых занятий, рекреационная деятельность, как и другие виды деятельности в свободное время, важна для человека не только достигнутыми результатами, но и сама но себе, так как удовлетворение большей части потребностей в воспроизводстве физических и психических сил человека происходит не в результате, а в процессе рекреационной деятельности.

Советская школа рекреационной географии характеризует рекреационную деятельность человека в качестве неотъемлемой части социальной и духовной его жизни и неразрывно связывает ее с деятельностью трудовой. Таким образом, происходит постепенное сближение понятий досуга и рекреации, смысловые границы между ними становятся более размытыми. Все чаще в отечественной и зарубежной научной литературе встречаются высказывания, подобные такому: «Досуг может быть рекреацией, когда посвящен восстановлению физического и психического нормативного состояния (релаксация), и... релаксация со своей стороны может быть досугом, если происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности» [5, с. 18].

Туризм (франц. tourisme, от tour — прогулка, поездка) представляет собой многогранное явление. Это — и разновидность миграции населения, и бизнес, и отрасль мирового хозяйства и национальной экономики, и сфера межкультурного взаимодействия. Видимо, поэтому за более чем вековую историю он не получил общепризнанного определения. Известное изречение о том, что туризм имеет почти столько дефиниций, сколько и авторов, соответствует действительному положению дел. При всем разнообразии подходов авторы, тем не менее, единодушны в главном: социально-экономической сущности феномена туризма.

Концептуальное определение туризма было предложено швейцарскими учеными В. Хунцикером и К. Крапфом, а затем развито Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Оно опирается на системный подход и заключает понимание туризма как совокупности отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы. В. Хунцикер и К. Кранф дали комплексную трактовку туризма, выделив его социально-экономическую доминанту.

В отечественной и зарубежной специальной литературе туризм часто предстает в виде своеобразной «понятийной рамки». Ее внутреннее пространство заполняется конкретными занятиями человека во время пребывания за пределами его обычной среды — оздоровлением, познанием окружающей действительности, развлечениями, посещением родственников и знакомых, участием в деловых и профессиональных мероприятиях, поклонением религиозным святыням (паломничество), лечением и некоторым другим. Конечно, туризм не может быть сведен к простому перечню занятий. Тем не менее, это расширенное «нолуоиределение» дает представление о примерных границах туризма.

По выходе туризма из «тени» рекреации и становления собственного, самостоятельного звучания туристской проблематики в отечественной географии росло понимание необходимости более четкого понятийного разграничения туризма и рекреации и ликвидации сильных научных разночтений в соотнесении этих терминов. Различия между ними касаются, прежде всего, объема понятий и содержательного наполнения. Если рекреация предстает как специфическая биологическая активность субъекта (здесь вовсе не отрицается наличие социального компонента в рекреации, так же, впрочем, как и в отдыхе, а лишь акцентируется внимание на ее соотнесенности с биологической в пользу последней), то туризм является в первую очередь социально-экономической сферой деятельности.

Во второй половине XX в. в развитых странах наступил туристский бум, ставший неотъемлемой чертой современности. Сегодня сотни миллионов людей вовлечены в сферу туризма. Туристское движение приобрело подлинно массовый характер и поистине глобальный размах. Сформировались туристские ценности общецивилизационного порядка, иод влиянием которых меняется стиль жизни людей. Сфера туризма превращается в средоточие растущего числа социальных критериев и приоритетов качества жизни.

Значимое место туризма в современном обществе нашло отражение во многих международных документах. Социальная (социально-экономическая) сущность туризма закреплена, в частности, в Хартии туризма (Кодексе туриста) и Глобальном этическом кодексе туризма [2], где особо отмечается гуманитарный аспект туристской деятельности, признается важная роль туризма как средства повышения качества жизни всех народов и важнейшего фактора укрепления мира и международного взаимопонимания.

В отличие от рекреации, понятие туризма по исходному социальному смыслу тяготеет к категории досуга при явно усиленном экономическом компоненте, поэтому туризм часто называют «индустрией досуга». Тем самым подчеркивается два ключевых момента: первый — растущая заполненность туризмом свободного времени населения прежде всего в развитых странах, второй — превращение туризма в полноценную стремительно развивающуюся отрасль экономики, которая непосредственно обращена к человеку. Во многих странах мира, не только развитых, но и развивающихся, туризм входит в сферу прямого государственного интереса. В них самым серьезным образом разрабатываются национальные туристские программы, туризму оказывается всесторонняя государственная поддержка.

Социально-экономическая сущность туризма, его масштабность, массовость и значение — все это выделяет туризм в рассматриваемом понятийном ряду — «отдых», «досуг», «рекреация», «туризм».

Кроме различий в содержании, туризм и рекреация разнятся также объемом понятий. Рекреация, как уже отмечалось, включает кратковременную рекреационную активность в рамках повседневности. Туризм, наоборот, отрицает любые проявления обыденности, будничности, рутинности. На этом основании краткосрочные оздоровительные, культурно-познавательные, развлекательные и другие занятия, которые мотивационно сходны с туристской деятельностью, но осуществляются в пределах обычной для людей среды, оказываются за пределами понятийной рамки туризма.

Рассматриваемые понятия различаются еще и тем, что путешествия со служебными целями (без получения доходов ио месту командирования) являются неотъемлемой частью туризма, тогда как рекреация не включает профессиональные виды деятельности человека. Всемирная туристская организация (ЮНВТО) относит к деловому туризму поездки для участия в съездах, общих собраниях какой-либо организации, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках, а также другие служебные поездки. За короткое время деловой туризм превратился в перспективный и высокорентабельный сектор туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%.

Из сказанного следует, что туристская деятельность не всегда является рекреационной, а рекреационная — туристской. Такой точки зрения придерживаются многие ученые, некоторые из них, например английские географы С.М. Холл и С.Дж. Пейдж, строят более сложные схемы. На рисунке 1.2 показано соотношение работы и досуга, рекреации и туризма: представленная схема отражает тенденцию к дальнейшей социо- логизации понятия рекреации. Пунктирные линии на рисунке означают, что границы между рассматриваемыми понятиями размытые. Работа противопоставляется досугу, но выделяются две сферы в контексте туристско-географического исследования, где интеграция трудовой и досуговой деятельности становится очевидной. Первая из них — деловой туризм, который совершается по производственной необходимости, в рабочее время. Он остается туризмом, хотя и дистанцируется от всех остальных видов туристских поездок, совершаемых в свободное время. Вторая сфера — так называемый серьезный досуг (продолжение творческой, интеллектуально насыщенной работы, повышение профессиональной квалификации, общественная деятельность во внерабочее время). Рисунок 1.2 также дает наглядное представление о соотношении рекреации и туризма как частично перекрывающихся областей.

Соотношение досуга, рекреации и туризма (но С.М. Холлу, С.Дж. Пейджу, 1999)

Рис. 1.2. Соотношение досуга, рекреации и туризма (но С.М. Холлу, С.Дж. Пейджу, 1999)

В западной специальной литературе выделяют «чистый» туризм (деловой, образовательный), «чистую» рекреацию (кратковременную рекреационную активность в рамках повседневности), переходную форму — рекреационный или лечебнооздоровительный туризм, который относится к области пересечения, и пограничные виды туризма. Одни из них — культурно-познавательный, спортивный, религиозный туризм — занимают промежуточное положение между «чистым» и рекреационным туризмом, другие — как поездки на дачу — располагаются на границе между рекреационным туризмом и «чистой» рекреацией.

Разграничение понятий «отдых», «досуг», «рекреация», «туризм» облегчает решение главного вопроса об объекте и предмете исследования географии туризма.

География изучает туризм как разновидность деятельности людей. Любая деятельность человека осуществляется в пространстве и времени, но туристская выделяется исключительно «географичностью», относится к числу наиболее пространственно выраженных, характеризуется территориальной избирательностью. Более того, она формирует особые типы пространства и времени — туристское пространство и туристское время.

Советской школой рекреационной географии было выдвинуто положение о рекреационном пространстве как «части социального и культурного пространства, связанной с осуществлением и организацией рекреационной деятельности» [8, с. 14]. При этом подчеркивалось, что практически все пространство деятельности людей может рассматриваться в качестве рекреационного. Даже производственные предприятия являются местами кратковременного отдыха работников и нередко объектами туристского осмотра. Вместе с тем выделяются территории, где рекреация выступает одной из главных функций и определяет организацию этих участков пространства.

При такой расширительной трактовке, как справедливо отмечает известный теоретик в области географии туризма С.Р. Ердавлетов [3], рекреационное и туристское пространства совпадают. Следовательно, рекреационная география и география туризма имеют один объект исследования — рекреационное пространство, или рекреационную подсистему ойкумены. Предметы познания этих двух родственных дисциплин разнятся так же, как и сами понятия рекреации и туризма в их исходном содержательном наполнении. Рекреационная география изучает территориальную организацию рекреационной деятельности населения. Предметом исследования географии туризма является территориальная организация (самоорганизация) туристской деятельности людей. Подытоживая сказанное, географию туризма можно определить как отраслевую дисциплину социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей.

В этом определении чрезвычайно важным представляется указание на принцип самоорганизации туризма. Понятие самоорганизации является одним из ключевых в складывающейся отечественной школе географии туризма. Тем самым акцент переносится со статики на динамику развития, эволюцию, а формирование пространственных структур туризма предстает как объективный процесс в отличие от господствовавшего в советский период представления о территориальной организации деятельности людей в свободное время почти исключительно как задачи управления. Современная трактовка предмета изучения географии туризма отвечает состоянию мировой общественно-географической мысли и лежит в русле свободного поиска, воцарившегося в отечественной науке после долгих лет «железного занавеса» и господства марксистско-ленинской идеологии.

Перед географией туризма стоит целый ряд задач, главные из которых — гносеологическая (познавательная) и конструктивная (преобразовательная). Большое значение имеет географическое изучение пригодности территории для занятий туризмом, с учетом его форм и сезонности, воздействия туризма на территорию и формирование ее хозяйственного комплекса, исследование пространственно дифференцированных туристского спроса и предложения туристских продуктов. Географам отводится активная роль в обосновании стратегий устойчивого и безопасного развития туристских территорий, разработке основ управления комплексными территориально организованными системами туризма, в прогнозировании их развития. При этом общественно-географическими исследованиями могут быть охвачены территории разного ранга — как с уже сложившимися туристскими функциями, так и те, где туристская деятельность, несмотря на наличие необходимых условий и ресурсов, проявляется слабо либо пока вовсе отсутствует.

Другая задача географии туризма — проектирование территориальных систем туризма. Его вершиной служит оптимизация пространственной организации туризма, которая должна проводиться исходя из триединства природы, населения и хозяйства. Пространственная организация туризма осуществляется в интересах человека, повышения уровня и качества его жизни, в частности удовлетворения его туристских потребностей. В этом состоит конструктивная роль географии туризма и стратегическое направление развития прикладных туристско-географических исследований, основанных на комбинировании разных научных методов и приемов.

География туризма как неотъемлемая часть социально-экономической (общественной) географии решает мировоззренческие, культурно-просветительные, воспитательные, образовательные задачи. Чрезвычайно важной функцией географии туризма является информирование населения о туристском потенциале территорий. Она дает людям представление о видах и формах туризма, о значимых объектах природы, культуры, истории, а также о предприятиях индустрии туризма, находящихся в их стране и за рубежом. Тем самым география туризма пробуждает интерес у потенциальных путешественников к уже существующим или только складывающимся туристским центрам и целенаправленно формирует желание их посетить. Эта функция географии туризма многократно усилилась в последние десятилетия с осознанием того факта, что наличие туристского потенциала само по себе не означает автоматическую его востребованность и не может служить гарантом развития туризма.

Велико учебное значение географии туризма, которая входит в число обязательных дисциплин при подготовке кадров для индустрии туризма. Она вооружает будущих менеджеров туристских фирм знаниями конкретных территориальных систем туризма, одновременно популяризуя и пропагандируя достижения науки.

В России стремительное развитие международного (прежде всего выездного) туризма в 1990-е гг. стало основанием для выделения географии туризма в самостоятельную область знаний. Новая дисциплина опирается на достижения географической мысли предшествующих лет, главным образом советской школы рекреационной географии. Эта школа много сделала для привлечения внимания научной общественности к такой важной сфере жизни всего человечества, каким является отдых. Усилиями небольшого, но хорошо скоординированного коллектива ученых иод руководством В.С. Преображенского была разработана концепция территориальной рекреационной системы (см. подробнее в главе 2), существенно продвинувшая географическое изучение рекреации и туризма.

Новое осмысление территориальной организации (самоорганизации) туристской деятельности связано со структурной перестройкой туризма в условиях развития рыночных отношений в стране, а также с освобождением науки от идеологических канонов. Это будет означать перелом в теории и методологии изучения географических аспектов туризма. Поиску современного подхода в научном познании географии туризма посвящена настоящая книга.

 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы