ПЕРВАЯ. АНТИЧНЫЕ УЧЕНИЯ О МИФЕ

АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ

КУЛЬТУРНЫЙ ВЗЛЕТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Особенности античной цивилизации

Проблема мифа прошла красной нитью через всю античную философию, культуру, искусство. В эпоху античности миф стал постепенно утрачивать свою таинственность, приоткрывать свои свойства и закономерности. В античной цивилизации началось рациональное постижение мифотворчества. Античная мысль разработала ряд глубоких и оригинальных концепций мифотворчества, накопила значительный опыт для позднейших его научно-рационалистических толкований, вплоть до тех, которые сложились уже в русле новоевропейского мышления. Все это не случайно.

Античная цивилизация — величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Созданная древними греками и древними римлянами, просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, она дала миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Именно в ней впервые в истории был сформулирован идеал рационализмаубеждение в том, что мир состоит из вещей и процессов, взаимодействующих и изменяющихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и желаний человека закономерностям.

В комплексе материальных и духовных предпосылок античной культуры могут быть выделены следующие компоненты:

  • ? развитие производительных сил, техники (освоение железа и производство железных орудий труда);
  • ? развитие экономических отношений, переход от раннеклассового общества к развитому рабовладельческому обществу, со свойственными ему абстрактными общественными отношениями (отношения «господин—раб», развитая система товарно-денежных отношений с представлениями о стоимости, абстрактном труде);
  • ? территориальная экспансия, которая приводила к культурным контактам с самыми разными странами и народами;
  • ? множественность полисов (городов-государств), каждый из которых имел свои традиции; полисная множественность не разрушала, но, наоборот, усиливала сознание общегреческого культурного единства;
  • ? социальная организация полиса, открытый, демократический характер многих греческих полисов;
  • ? относительное политическое равенство свободных граждан, наличие политических прав и личных свобод;
  • ? развитое чувство гражданской ответственности (каждый грек считал себя ответственным за судьбу всего государства-полиса, ведь от состояния полиса зависела и судьба каждого его гражданина);
  • ? наличие самой совершенной по тем временам письменности (фонетическое, буквенное письмо), т.е. системы средств фиксации, хранения и передачи информации;
  • ? распространение публичных дискуссий (что требовало умения убедительно, логично, обоснованно защищать свою точку зрения), разработка приемов логического доказательства;
  • ? институционализация системы обучения и образования;
  • ? индивидуализация духовного мира личности, формирование самосознания, самооценки и критического рационального мышления;
  • ? формирование общественного мнения, поощрявшего творческие личные достижения (дух «агона», соревновательности во всех сферах деятельности — в производстве, спорте, политической жизни, духовной культуре).

Все эти практические и социокультурные факторы, взаимодействуя между собой, определили, с одной стороны, разложение традиций родового строя, мифологического сознания, а с другой — рационализацию мыслительной деятельности, становление теоретического сознания, простейших форм научно-философского постижения природы, общества, человека и мифа.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >