Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Искусство arrow Культурология
Посмотреть оригинал

Расцвет культуры домонгольской Руси (XII в. — 30-е годы XIII в.)

Начало XII в. отмечено дроблением Древнерусского государства и возникновением ряда крупных самостоятельных государств с разной экономикой и политикой, а также различной культурой. Подобное распадение цельного государства Киевская Русь на ряд удельных княжеств не привело между тем к разрушению единства русской земли, как это было на Западе. Оно сохранялось благодаря единству древнерусской культуры, воплощенному в общности языка, письменности, религии, церкви. В области же искусства государственно-политическая раздробленность даже способствовала его развитию.

Именно в это время возникают самостоятельные художественные школы: Новгородская, Владимирская, Галиц- ко-Волынская. Для художественной культуры Новгорода свойственна рациональность, экономичность, простота. Связано это с особенностями политического устройства города, где демократический вечевой строй и отсутствие централизованной власти приводили к тому, что храмы и церкви сооружались на средства богатых людей, а не на деньги, выделяемые из казны князя (как это было при автократической форме власти в Киеве). Кроме того, на художественный стиль архитектуры повлиял суровый стиль жизни новгородцев, связанный с особенностями климата. Отсюда уменьшение масштабов церквей, упрощение их конфигурации. В основном это одноглавые четы- рехстолпные храмы со скупым декоративным убранством. Для внутреннего оформления новгородских церквей характерно отсутствие дорогой и трудоемкой мозаики («искусства мерцающей живописи») и широкое распространение фресковой живописи, полной энергии и суровости.

Для искусства Владимире-Суздальского княжества характерны изящество пропорций, обилие нарядной резьбы по белому камню, узорочье, многоглавие.

Наиболее значительными литературными произведениями этого времени стали «Моление Даниила Заточника», щедро наполненное афоризмами, пословицами, отрывками из Священного Писания и летописей, фольклорными образами, где автор, пострадавший от бояр, ищет заступничества у князя, а также «Слово о полку Игореве».

Монголо-татарское нашествие и его последствия.

Существует точка зрения, принадлежащая евразийцам и Н. Гумилеву, согласно которой монголо-татарское нашествие не привело к упадку русской культуры, так как активных военных действий со стороны Орды предпринято не было. Однако это воззрение не представляется адекватным реально происходящим событиям: так, с 1228 г. по 1462 г. на Руси было проведено 302 военные кампании и 85 крупных сражений, уподобивших Русь военному лагерю. Монголо-татарское иго — это 14 видов различных податей, «ордынский выкуп», который в совокупности составлял тонну серебра в год. Иными словами, средства, которые могли бы быть вложены в культуру, уходили на спасение народа от физического уничтожения. Все эти обстоятельства дают основание воспринимать ордынское иго как фактор, негативно сказавшийся на развитии русской культуры.

Нашествие существенно повлияло:

  • ? на состояние городов, бывших традиционно центрами культуры (вспомним, что на Западе базой Возрождения была именно городская культура);
  • ? состояние художественных ремесел, исчезает искусство перегородчатой эмали, забывается секрет изготовления хо- ролужной стали, исчезает каменное строительство, монетная чеканка;
  • ? структуру общества, уничтожается верхний слой общества: князья, бояре, дружина, отказавшиеся принимать от ордынских ханов ярлык на княжение;
  • ? международное положение Руси, оказавшейся в изоляции и вынужденной выдерживать одновременную экспансию со стороны немецких, шведских, датских, венгерских завоевателей;
  • ? качество земледелия, так как население было вынуждено мигрировать с более плодородных на менее плодородные земли.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы