Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Искусство arrow Культурология
Посмотреть оригинал

Культурная антропология и культурология.

Термин «культурология» был введен в научный обиход еще в первой половине XIX в. немецким физико-химиком, натурфилософом и науковедом, лауреатом Нобелевской премии Вильгельмом Фридрихом Оствальдом. Однако широкое применение этот термин получил после выхода в свет основного произведения американского культурантрополога Лесли Уайта (1900—1975) «Наука о культуре» (1949), который предложил следующее определение культурологии: «Культурология — это часть антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как обособленный класс феноменов, организованных согласно своим собственным принципам и действующих согласно собственным законам. Культурный процесс признается самостоятельным и самодетерминированным. Различия в культуре объясняются посредством культурологических, а не только

Таблица 1.1

Наука

Философия

1. Существует вне культурного контекста - ее законы объективны для любой культуры. Научные представления имеют свойство всеобщности и необходимости, сохраняющееся за рамками любой культуры

1. Существует в определенном культурном контексте и имеет смысл только в границах определенной культуры. Философские идеи обладают свойствами культурной уникальности и самобытности

2. Наука познает мир вне связи мира с познающим субъектом

2. Философия познает мир в связи с человеческой субъективностью, всегда культурно обусловленной

3. Картина мира. Культура рассматривается отстраненно и объективно, т.е. в науке проявляется стремление к натурализации мира

3. Создавая картину мира, философ проецирует на нее свое представление о человеке в ситуации своего времени и своей культуры, т.е. в философии проявляется стремление к гуманизации мира

4. Природа по своему физическому строению выступает как одна и та же в любой культуре

1. Природа по смыслу и значению - разная в разных культурах. Задачей кульгурфилософии и была выработка идеи природы, которая предстает в своем культурном значении

5. Научное отношение к культуре - описательное и дескриптивное. Здесь акцентируется то, что присуще человеку в любые времена и в любых обстоятельствах

2. Философское отношение к культуре - оценочное и нормативное

Итак, культурология - это знание о разных культурах и их отличие друг от друга

Философия культуры - это знание о культуре, которую мы считаем своей, т. е. это самосознание

Наука о культуре и философия культуры предполагают друг друга: осознавая свою культурную идентичность, мы не можем обойтись без знания о разных культурах, а последнее лишено смысла без «идеи культуры», т.е. того, что она значит для нас. Вне научного осмысления изучения культура - отвлеченная идея, вне философского осмысления - простое множество культур[1]

биологических или психологических понятий»1. Несмотря на то что термин был предложен и обоснован американским ученым, он получил распространение в России, на Западе же сходными проблемами занимается культурная антропология.

Культурная антропология изучает эволюционные механизмы развития культуры: возникновение языков, функционирование текстов, материальных культур, продуктов духовной деятельности. В центре ее интересов — архаические культуры и их аспекты функционирования — материальная культура, обычаи и обряды, табу, фольклор, одежда, способы приготовления пищи, способы охоты и рыболовства, социальная структура, формы брака, формы воспитания. Поэтому в качестве своих структурных элементов культурная антропология включает археологию, этнологию, лингвистику и отвечает на вопросы о том, как возникает культура, как входит в мир культуры человек, как он начинает жить в соответствии с установками, передающимися из поколения в поколение, как возникают такие формы культуры, как искусство, наука, мифология, как взаимодействуют между собой различные культуры. Эти вопросы исследовал американский культурантрополог, профессор Колумбийского университета Джеймс Керн Фейблман, который обосновал их в книге «Теория человеческой культуры» (1946).

Однако культурная антропология носит по преимуществу практический характер и трудно совмещается с теоретическим знанием, накопленным философской мыслью. Эта наука не обращается к проблемам кризиса культуры, генезиса культур, взаимосвязи культуры и религии, культуры и науки, культуры и природы, культуры и техники и многим другим, которые и составляют ее предметное поле. Это позволяет сделать вывод о том, что культурная антропология и культурология являются разными науками о культуре.

Культурология, история и социология культуры.

В отличие от истории культуры, основанной на принципе ретроспекции, культурология занимается не конкретными фактами, а выявлением закономерностей их возникновения и познанием самих принципов развития культуры. Социологию ин-

Идеи в культурологии. София, 1990. Т. 1. С. 423.

тересуют различные культуры или субкультуры, образуемые определенными сообществами для выделения собственного культурного пространства, отличного от других, которые все вместе создают культуру определенной эпохи. Культурология же акцентирует внимание на вопросах, связанных с функционированием культуры как целого. Она выясняет, в чем состоит общность и отличие отечественной и европейской культуры, можно ли говорить о сущестовании мировой цивилизации, каковы ценности в каждой из культур и есть ли общекультурные или базовые ценности, каким образом они отражаются в культурых универсалиях.

Таким образом, можно заключить, что предмет и проблемное поле культурологии, по сравнению с историей культуры и социологией, является специфичным.

  • [1] См.: Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. М., 2003.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы