Изменения в сфере культуры

Кардинальные преобразования в социально-экономической и политической областях не могли не сказаться и на развитии культуры.

Принципиальным образом изменились взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать ей свои требования. Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере. В Конституции РФ было записано, что «признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Отныне определение путей дальнейшего развития культуры стало делом самого общества и превратилось в предмет острых дискуссий.

Диапазон поисков здесь чрезвычайно широк — от слепого следования западным образцам до апологии изоляционизма и ориентации только на национальные традиции. Серьезно повлияло на состояние дел в культуре и резкое сокращение государственного финансирования, вызванное глубоким спадом в экономике.

Из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», утверждавший гуманистические принципы обучения и воспитания молодежи, государственно-общественного управления школой. В ведении государства остались вопросы соблюдения единого образовательного стандарта, сохранения преемственности образования и обеспечения конституционных прав граждан в этой сфере. Конституция РФ гарантировала обязательное общее образование молодежи, подтвердила отделение школы от церкви.

Кардинально изменилась сеть средних и высших учебных заведений: наряду с государственными школами и вузами появились частные лицеи, гимназии, колледжи, университеты. Высшая школа была перестроена на принципах академических свобод и автономии. Наиболее заметные изменения произошли в гуманитарном образовании, что потребовало переподготовки преподавателей, введения новых программ и предметов, создания учебников.

После распада СССР прямой наследницей и преемницей союзной Академии наук стала Российская АН (до 90% академических учреждений находилось на территории России). По российской науке особенно больно ударила общая беда сферы культуры: острая нехватка денежных средств. Раньше две трети государственных ассигнований на науку предназначались на проекты, имевшие оборонное значение. Свертывание военно-промышленного комплекса неизбежно сказалось на обслуживавшей его научно-исследовательской базе. Невостребованной оказалась фундаментальная и прикладная наука. Началась «утечка мозгов» за рубеж.

В этих крайне сложных условиях государство пошло по пути концентрации скудных средств в ряде федеральных программ. В сфере науки выделены и ныне работают 110 целевых программ, в том числе такие крупные, как «Российская космическая программа», Программа конверсии, «Электронная Россия», предусматривавшая в течение ближайших лет резкое увеличение (в шесть и более раз) компьютерного обеспечения населения страны, и т. п. В федеральной программе «Сохранение и развитие культуры и искусства» главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с ней велись работы по восстановлению памятников прошлого в городах и селах России, оказывалась помощь музеям и библиотекам.

Учреждения культуры активно искали и альтернативные источники финансирования. В помощь им возникли частные и общественные, в том числе иностранные, фонды, выделявшие средства для выполнения научно-исследовательских и художественных проектов. Появилось спонсорство — материальная поддержка коммерческими организациями культурных организаций или мероприятий. Многие учреждения культуры сами занялись коммерческой деятельностью.

Хотя эти новые источники далеко не покрывали всех потребностей в средствах, большинству научных институтов, вузов, музеев, театров, музыкальных коллективов удалось выжить. Более того, за последние годы возникло немало новых научных центров и лабораторий, университетов, академий, художественных студий, оркестров, открылись новые театры, концертные залы.

После крушения твердыни «соцреализма», жестко вгонявшего художественное творчество в рамки коммунистической идеологии, в литературе и искусстве широкое распространение получили самые разные стили.

Среди писателей и других творческих работников по-прежнему было много приверженцев реализма, освобожденного от навязанной сверху идеологической оболочки (В. Астафьев, Г. Бакланов, Б. Васильев, В. Распутин, А. Солженицын и др.). Наряду с ним немало сторонников обрел постмодернизм. Для него характерно «соединение несоединимого»: обращение к прежним, устоявшимся художественным традициям с их переосмыслением в форме гротеска и иронии.

В литературе в стиле постмодернизма пишут такие современные писатели, как В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин и др. Но наиболее наглядно и образно он проявил себя в изобразительном искусстве, где получил название «соц-арта». Полотна художников этой школы (Э. Булатова, В. Комара, А. Меламида, Г. Бру- скина и др.) зачастую представляют собой коллаж, где причудливо переплетаются советская символика (знамя и герб СССР, серп и молот, пятиконечная красная звезда, изображения Ленина, Сталина, Хрущева и т. п.) и символика Запада (доллар, статуя Свободы, кока-кола, лики поп-звезд и т. п.).

Такое же обилие творческих стилей и направлений присуще современному музыкальному и театральному искусству, кинематографу, архитектуре. Характерное для литературно-художественной атмосферы многообразие палитры творческих красок, разностилье, причудливое переплетение самых разных творческих манер и школ ярко отображало переходное, неустоявшееся время, которое переживало российское общество в 90-е гг.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >