Россия и европейские державы в начале 70-х гг.

Новая международная обстановка после поражения Франции в войне с Пруссией 1870—1871 гг. способствовала временному сближению между Германией, Австро-Венгрией и Россией, которое было обусловлено общими интересами этих держав в Европе и на Ближнем Востоке, а также усилением их антагонизма с Англией, хотя в России с тревогой следили за ростом могущества воссоединенной милитаристской Германии и усилением позиций Австро-Венгрии на Балканах.

В апреле 1873 г. в Петербург по приглашению Александра II прибыли германский император Вильгельм I и начальник Генштаба X. К. Мольтке. 26 апреля (6 мая) 1873 г. была подписана русско-германская военная конвенция. Обе стороны обязались предоставить в случае нападения на одну из них третьей державы военную помощь «в кратчайший срок в виде армии из двухсот тысяч человек боеспособного войска». Германия предполагала использовать эту помощь на случай войны с Францией, а Россия — с Англией. Конвенция была заключена на срок 8 лет. Несмотря на свою секретность, она вскоре стала известна в Европе и усилила военные приготовления Франции. Однако Россия заверила Францию, что в случае новой франко-прусской войны она не будет поддерживать Германию.

В мае 1873 г. Александр II и Горчаков прибыли в Вену с целью добиться от австрийского императора Франца-Иосифа присоединения к русско-германской конвенции. Австро-Венгрия, не желая связывать себя военными обязательствами, заключила 26 мая (6 июня) политическую конвенцию, которая предусматривала в случае военных осложнений «согласиться» насчет образа действий, какого следует «держаться сообща». В октябре 1873 г. Вильгельм I и Франц-Иосиф подписали «Акт присоединения Германии к русско-австрийской конвенции».- Так оформился «Союз трех императоров» (русского, германского и австрийского), хотя формально подписанная ими трехсторонняя конвенция не содержала союзнических обязательств. Ввиду сохранявшихся противоречий между этими державами «Союз трех императоров» не был прочным, однако он сыграл существенную роль в международных делах 70-х гг. Для России он означал не только выход из международной изоляции, но и восстановление ее влияния на европейскую политику, в первую очередь возможность договориться с Германией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу.

Возросшее влияние России на европейские дела особенно проявилось во время «военной тревоги» 1875 г., когда возникла опасность военного конфликта между Германией и Францией. Германский канцлер Бисмарк открыто шел на обострение отношений с Францией с целью ее нового разгрома. Предлогом для этого послужил принятый во

Франции закон о реорганизации армии, с увеличением срока военной службы с двух до трех лет. По указанию Бисмарка германская пресса развернула шумную антифранцузскую кампанию, а германские дипломаты и генералы выступили с воинственными угрозами Франции. Александр II и Горчаков отправились в Берлин. Бисмарку и Вильгельму I ими было заявлено, что нападение Германии на Францию приведет к вмешательству России, причем недвусмысленно было сказано о вероятности для Германии войны на два фронта. Таким образом, Франция благодаря дипломатической поддержке России была спасена от нового разгрома.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >