Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow История России с древнейших времен до наших дней
Посмотреть оригинал

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В X - НАЧАЛЕ XII в.

Складывающееся в X в. из насильственно присоединяемых к Киеву славянских племенных союзов государство было далеко не прочным. Процесс присоединения племенных союзов к Киеву, распространение на них политической власти киевского князя называют «окняжением» славянских земель. Князья союзов племен, племенные князья и их вооруженная знать обладали еще достаточной силой, авторитетом и властью. Каждый присоединенный к Киеву племенной союз стремился отделиться и стать самостоятельным. Наиболее ярко это проявлялось во взаимоотношениях древлян с Великим Киевским князем и его дружинной знатью. Древлянская земля была «окняже- на» в 80-е гг. IX в., видимо, не до конца, так как Олег, обложив древлян данью, не посадил там, как в Смоленске и Любече, своего наместника, а вершил управление через древлянского князя Мала и древлянскую верхушку, превратив их в своих вассалов и оставив за ними достаточно большую самостоятельность.

Олег умер в 912 г., а в 913 г. древляне отказались платить дань Игорю (912—945) и участвовать в его войске. Это вынудило Игоря совершить поход на древлян и обложить их большей, чем Олег, данью, но менять верхушку древлян на своего наместника он, видимо, не стал. Свенельд, старший дружинник Игоря, в 944 г. брал у древлян дань, превышающую «дань Олегову». В ответ на это древляне не стали участвовать в войске Игоря во время его похода на Царьград в 944 г. В ответ на такое непослушание Игорь после похода в наказание обложил древлян тяжелой данью. Эту дань Игорь собрал во время полюдья осенью 945 г. Но дружина выразила недовольство и потребовала у князя собрать у древлян еще «больше именья». Игорь с малой частью дружины пошел к древлянам. Древляне во главе со своим князем Малом собрались на вече и решили убить Игоря. Они напали из города Искоростеня на Игоря и дружинников, перебив их всех. Убив Игоря, древляне стали вновь независимы от Киева.

Сепаратизм племенных союзов сохранялся вплоть до XI в., когда внутреннее единство государства Русь несколько стабилизировалось.

После смерти князя Игоря на Руси верховной правительницей стала его вдова княгиня Ольга. В период ее правления были проведены важные для становления древнерусской государственности мероприятия. Княгиня Ольга уничтожила древлянскую верхушку. Она обложила древлян тяжелой данью. Ольга установила уроки (нормы сдачи дани), сделав дань-налог фиксированным, а также установила погосты, куда свозилась дань, где останавливались князь и его дружинники, забиравшие ее и вершившие суд. Погосты становились центром властвования Киева на местах. Установление погостов изменило принцип сбора полюдья, теперь оно собиралось не путем объезда подвластных территорий, а путем повоза. Уничтожение древлянской верхушки свидетельствовало о наступлении на самостоятельность верхушки племенных союзов, превращение их территорий в собственность киевских князей, которые они давали в держание либо сыновьям, либо представителям княжеского рода Рюрика.

В 60-е гг. X в. править самостоятельно стал сын Игоря и Ольги Святослав, храбрый воин и полководец. Он совершал многочисленные походы на вятичей, Булгарию, Хазарский каганат, в Дунайскую Болгарию, считая ее сердцевиной своей земли и желая в город Пере- яславец в низовьях Дуная перенести свою столицу, так как на Дунае контролировались важные торговые пути. Внешние торговые связи были важны для Руси. В 964 г. Святослав совершил поход на вятичей, присоединил их, обложив данью. В 965 г. войско Святослава обрушилось на волжских булгар и буртасов, союзников давнего противника Руси Хазарского каганата. Разгромив Булгарское и Буртасское государства, русы в том же 965 г. разгромили Хазарский каганат. Святослав присоединил находившиеся на Северном Кавказе земли ясов и касогов. В результате этого похода Русь попыталась закрепиться в междуречье Волги и Дона и на Северном Кавказе. На Востоке у Керченского пролива возник военно-торговый форпост Руси — Тмутаракань.

Во второй половине 60-х гг. Святослав начал активные действия в Дунайской Болгарии и борьбу с Византией, так как русские князья добивались выхода на черноморские берега для ведения самостоятельной торговли, которую желала контролировать Византия.

В 967 г. князь Святослав по призыву византийского правительства устремился на Балканы, выступил против Болгарского царства и, нанеся ему поражение, обосновался в Переяславце, что создавало угрозу уже самой Византии, так как Святослав не думал покидать занятые им земли. В 968 г., разбив печенегов, Святослав вернулся в Дунайскую Болгарию и начал войну с Византией. В 971 г. византийцы осадили Святослава в крепости Доростол. После трехмесячной осады в Доростоле русский князь вынужден был в 972 г. заключить с Византией мирный договор, по которому он терял завоеванные им позиции на Балканах. В 972 г. Святослав погиб в печенежской засаде у днепровских порогов.

Благодаря походам Святослава Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком. Походы Святослава возвысили Русь, укрепили ее международное положение.

С 972 по 980 г. Великим Киевским князем был Ярополк Святославович, который окончательно отказался от мечты первых киевских князей распространить свою власть на придунайские земли, сделать ее центром своих владений. Киев окончательно становится центром государства Русь.

Великий киевский княжеский стол после распри с Ярополком и его убийства занял Владимир Святославович (980—1015). В 981 г. он провел первую религиозную реформу. Суть ее заключалась в установлении единого языческого культа шести богов во главе с богом грозы и войны — Перуном. Реформа была проведена с достаточным размахом, но не смогла способствовать упрочению древнерусской государственности.

Ряд удачных походов на Польшу привел к присоединению Пере- мышля и Червеньских городов. Дважды, в 981 и 982 гг., Владимир побеждал вятичей, а в 983 г. присоединил земли древнего литовского племени — ятвягов. Через год были побеждены радимичи. Как и вятичи, они были обложены данью. Владимир подчинил Киеву белых хорватов, одержал победы над булгарами и хазарами. Походы Владимира Святославовича упрочили Русь и расширили ее территорию.

Но главной проблемой на Руси в это время была печенежская угроза. Для борьбы с набегами печенегов Владимир стал создавать богатырские заставы, строить четыре укрепленные линии с крепостями на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сула и Стугна. Заслугой Владимира было то, что он борьбу с печенегами сумел сделать делом всей Руси. Победы над печенегами отмечались на княжеских пирах пышно, как всенародные, и на них со всех концов Руси съезжалось множество народа.

В период правления Владимира Святославовича завершилось складывание территории Древнерусского государства и процесс «ок- няжения» земель вошедших в него восточно-славянских племенных союзов. Владимир распоряжался всей территорией Древнерусского государства. Управление он осуществлял через наместников, которыми стали его сыновья и старшие дружинники. К ним перешел сбор дани. Князья союзов племен и племенные князья стали служилыми князьями Великого Киевского князя. Образовалась единая военно-дружинная корпорация во главе с великим князем, защитником и главой государства. Именно из военно-дружинной корпорации рекрутировались должностные лица государственной администрации. При великом князе существовал совет из старейших дружинников. Дружинники воспринимали себя соратниками князя. Князь Владимир, как и другие великие князья, решал с дружиной важные государственные дела — «думал о строе земельном и ратях». Из числа старших дружинников-бояр князь назначал наместников в городах — посадников, воевод, которые стояли во главе военных отрядов. Высшими должностными лицами были тысяцкие — военные предводители городского ополчения. Наряду с ними из числа дружинников были данники — сборщики поземельной подати, судебные чиновники — мечники, вирники, емцы, подъездные, сборщики таможенных пошлин — мытники, бирючи и метельники — мелкие должностные лица, управители княжеского домениального хозяйства — огнищане (огнище — очаг) и тиуны. Престол передавался по старшинству в роде, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего княжившего брата — старшему племяннику и т. д. Такой принцип передачи великого княжения получил название «лестничного» (от слова лестница). Киевский великий княжеский стол занимал старший в роду Рюриковичей, что свидетельствует об установлении к концу X в. династической родовой княжеской власти.

В то же время в Руси сохранялись элементы догосударственной организации общества, а именно: «вой» — вооруженные свободные общинники, участвовавшие в военных действиях, вече, которое могло ограничивать княжескую власть или помогать ей в случае ее ослабления, а также старейшины — «старцы градские», участвовавшие в работе княжеской думы (совета) и имевшие на князя определенное влияние.

Становление и упрочение Древнерусского государства, борьба великокняжеской власти с племенной разобщенностью, развитие феодальных отношений сделали необходимым принятие новой идеологической доктрины, которая освещала бы происходящие на Руси процессы феодализации и развития классовых отношений, способствовала бы укреплению древнерусской государственности.

В X в. Русь стала полиэтничным государством. Славянское язычество не могло быть для финно-угорских и других народов религией объединения их со славянами. Сказывалось язычество и на международных связях Руси, ее торговле. Выбор Русью христианства византийского толка был обусловлен тем, что между Русью и Византией имелись давние и прочные экономические и политические связи. Христианство из Византии пробивало дорогу на Русь более ста лет и весьма в этом преуспело.

На Руси была нужна религия, с помощью которой могла быть создана великая держава. Византия была могучей, внутренне стабильной державой. Кроме этого, в Византии существовала теория единства церковной и светской власти, при подчинении церкви главе государства. Это совпадало с восточнославянской традицией, когда великий князь выступал главой религиозного культа.

Таким образом, к концу 80-х гг. X в. на Руси сложились социально-экономические и политические предпосылки для перехода к новой религии. Окончательно этот вопрос решило влияние западных и южных славян, уже принявших христианство, и Византии.

988 г. формально считается датой принятия христианства на Руси. Вслед за князем крестилась дружина. Крещение Руси проходило сложно, во многих местах язычники оказывали упорное сопротивление крещению.

Принятие христианства имело большое историческое значение. С принятием Русью христианства знать получила мощное идеологическое оружие, с помощью которого стала интенсивно насаждать в стране отношения господства и подчинения. Крещение Руси привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными государствами. Христианство, принятое в византийском, после 1054 г. православном варианте, способствовало сакрализации власти князя.

Русь была митрополией Константинопольской патриархии. Константинопольский патриархат назначал на Русь митрополита. Русская митрополия делилась на епархии во главе с епископами. Епархии делились на приходы, руководимые приходскими священниками. После принятия христианства на Руси стали возникать монастыри, деревянные и каменные храмы. Взаимоотношения церкви и государства оформлялись специальными великокняжескими церковными уставами. В X—XI вв. церковь существовала на средства, выделяемые ей в виде десятой части от даней, судебных штрафов и таможенных пошлин. Имея свой суд и специальное законодательство, она стремилась с их помощью воздействовать на общество и его духовную жизнь. Церковь формировала в обществе новую мораль, более высокую и гуманную, создавала духовную основу русской государственности.

Владимир Святославович умер в 1015 г. После четырехлетней междоусобной борьбы между его сыновьями великим князем в 1019 г. стал Ярослав Владимирович, за ум и образованность получивший прозвище Мудрый.

Правление Ярослава Мудрого — время расцвета и могущества государства Русь. Ярослав продолжал борьбу за единство русских земель, укрепив Новгород и Псков. В Прибалтике в землях эстов он построил город Юрьев (христианское имя Ярослава — Юрий), впоследствии названный немцами Дерптом, а ныне носящий эстонское название Тарту. Ярослав вел удачную борьбу против поляков и тем самым обезопасил Киев с запада. При Ярославе велась успешная борьба с печенегами. В 1037 г. был отражен их мощный набег на Киев, печенеги были отброшены от русских рубежей.

Огромные средства тратил Ярослав на строительство в Киеве, его украшение. Киев соперничал с Царьградом. Как и в византийской столице, в Киеве построены Золотые ворота, Софийский собор (1037), украшенный фресками и мозаикой. Эти постройки подчеркивали силу и мощь Руси, ее независимость от Византии. В 1051 г. вопреки воле патриарха Ярослав сделал митрополитом талантливого проповедника и писателя русского человека Иллариона.

При Ярославе возник в Киеве первый монастырь — Печерский, ставший центром просвещения и церковно-политической жизни.

При Ярославе Мудром на Руси были открыты школы, возможно, для начального обучения, а возможно, и для взрослых людей, готовящихся в священники. На Руси велось книгописание, осуществлялись переводы греческих книг. Чрезвычайно высок был авторитет Руси на международной арене. Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе Ингигерд, дочери Ярослава были замужем за французским (Анна), венгерским (Анастасия) и норвежским (Елизавета) королями. После смерти норвежского короля Елизавета стала женой датского короля.

При Ярославе Мудром началось составление «Русской правды» — свода судебных норм и правил Древней Руси, — которая создавалась на протяжении полутора столетий и отражала эволюцию древнерусского общества. Нормы Правды Ярослава, или Древнейшей правды, состоящей из 17 статей, возникли еще до образования государства и рисуют нам взаимоотношения свободных мужей, возможно, в дружинной или городской среде. Они вырастали из старинных обычаев и закреплялись в правовые нормы раннефеодального государства.

Первая статья Правды Ярослава была возвращением к политике взимания вир после неудачной реформы 996 г. князя Владимира. Когда Владимир в 90-е гг. под влиянием норм византийского права отменил систему судебных штрафов — вирных платежей и ввел систему наказаний (физических) как за убийство, так и за преступления, гра- ничавшие с убийством. Целью отказа от норм византийского права было возвращение к практике взимания вир, пополнявших княжескую казну. Древнерусское общество к тому же не было ментально готово к восприятию византийских норм права, кроме того, его верхушка понесла значительные материальные потери.

В первой статье Правды Ярослава кровная месть ограничивалась кругом близких родственников по отцовской линии (два поколения). В качестве альтернативы кровной мести устанавливался денежный штраф в пользу князя за убийство свободного мужа (возможно, княжеский дружинник), гридя (младший дружинник), ябетника и мечника (княжеские судебные должностные лица, купец, Словении — житель Новгорода), русина (житель Киевской земли), изгоя (человек, порвавший со своей общиной или с городом). Правда Ярослава устанавливала систему штрафов за совершение самых различных преступлений.

Во второй половине XI в., видимо, между 1054 и 1072 гг. (М. Н. Тихомиров считал — в 1072 г.), была создана сыновьями Ярослава Мудрого Правда Ярославичей. Большинство статей в ней посвящено проблемам княжеского вотчинного хозяйства, так как управление великокняжеской вотчиной совмещалось с управлением отраслями государства в целом (дворцово-вотчинная система управления).

Правда Ярославичей позволяет ясно представить организацию княжеской вотчины, ее управление, отношение с общинами, вошедшими в вотчину, работниками и зависимым населением. В ней разработана система штрафов за порчу княжеского имущества, за убийство представителей вотчинной администрации, работников и зависимых людей.

Наряду с развитием княжеского землевладения в XI—XIII вв. шел процесс «обояривания» русских земель. В разных землях Руси интенсивно складывалось боярское землевладение. Боярские вотчины по своему хозяйственному облику, управлению и организации жизни и работ практически ничем не отличались от княжеских доменов, что подтверждается «Пространной правдой», где речь идет не только о княжеских, но и о боярских вотчинах.

Во главе княжеских и боярских вотчин стояли огнищане (от слова огнище — очаг). При них находились сборщики поступлений в пользу вотчинника — подъездные. Конюшнями и табунами лошадей ведал старший конюх и тиун, который был домовым управителем, или дворецким. Все названные лица были представителями высшей вотчинной администрации и за их убийство платили удвоенный штраф — 80 гривен. Сельский староста, или сельский тиун, наблюдал за населением вотчины, исполнял распоряжения высшей вотчинной администрации. Ратайный староста, или ратайный тиун, контролировал сельскохозяйственные работы в вотчине. За их убийство устанавливался штраф в 12 гривен. Такой же штраф был установлен за убийство кормильца или кормилицы (воспитатель, воспитательница) и за ремесленника. Высоко оценивалась жизнь княжеских отроков (дружинники) и поваров — 40 гривен.

Самый низкий штраф — 5 гривен — платился за убийство смердов, закупов, рядовичей и холопов. Смерды были земледельцами, вели самостоятельное хозяйство. Они были государственными данниками, платили фиксированные дани-налоги, были лично свободными. Смерды, переданные верховной властью со своими землями в вотчинные владения, еще оставались под юрисдикцией князя и формально сохраняли статус свободного человека.

Холопы, или челядины (более ранний термин), были полностью бесправны. Холопы были собственностью господина, не имели личных и имущественных прав, выполняли различные работы в хозяйстве своего господина. Будучи однородными по юридическому статусу, холопы различались по реальной социальной структуре.

Закупы — это разорившиеся смерды-общинники, которые шли в кабалу к вотчиннику, получая от него ссуду (купу) либо деньгами, либо орудиями производства. За это они должны были работать на господина, обрабатывая его пашню, либо служили ему. Закуп, имея свое хозяйство, был платежеспособен. Закуп, попав в зависимость через купу, лишался личной свободы, но, имея свое хозяйство, не был отделен от средств производства, что сближало его с будущим крепостным крестьянином.

Рядович — свободный человек, заключивший с господином «ряд» — договор. Рядовичи служили ключниками, тиунами, были агентами княжеской или боярской администрации.

Наряду со светским, княжеским и боярским землевладением развивалось вотчинное землевладение церкви и монастырей. Они получали земли за счет княжеских пожалований, дарений и вкладов светскими феодалами. Монастыри не брезговали захватом свободных земель общинников.

Рост вотчинного землевладения, закабаление смердов, рост налогов и повинностей вызывали протест. Формы его были различны: восстания, бегство, убийства представителей вотчинной администрации, массовое хищение имущества вотчинников. Борьба смердов, а впоследствии и крестьян против роста налогов и повинностей не носила антифеодального характера. Их протест можно скорее назвать антигосударственным, направленным против политики государства, ухудшавшей положение простых производителей. Объективно их требования сводились к созданию таких условий, в которых могло успешно развиваться хозяйство и были бы обеспечены условия если не для зажиточной жизни, то хотя бы сносного существования.

В 1024 г. в Суздале было народное выступление против богачей, по слухам, скрывавшим в голодный год большие хлебные запасы. Движение возглавили языческие волхвы. В конце 60-х — начале 70-х гг. движение смердов в Ростовской земле, на Волге и Шексне, возглавленное опять же волхвами, было подавлено. В 1071 г. в Новгороде восстали его жители, стремившиеся освободиться от тяжелой для них зависимости от Киева. Восстания смердов на Руси были неотделимы от восстаний горожан. С дальнейшим углублением общественного разделения труда на Руси росло число городов. Город был административным, торговым, ремесленным центром, средоточени- ем богатства князей и бояр, имевших в городе свои дворы. Город был центром земледельческой округи. Города образовывались на месте погостов, племенных градов, феодальных замков. Государство строило города в средоточениях торговых путей (Ярославль, Владимир и др.). Вокруг кремлей-детинцев возникали посады, где селились ремесленники, торговый люд. Торгово-ремесленное население городов подвергалось эксплуатации со стороны князей, бояр, верхушки купцов и ростовщиков. Ответом на это были восстания горожан, которые в XI — начале XII в. вели борьбу за городские вольности. В это время в городах было сильно политическое значение веча, которое было необходимо князю для укрепления своей власти. Вече поддерживало князя, но в случае конфликта с ним горожан вече выступало против князя. Крупнейшими выступлениями были восстания в Киеве 1068 и 1113 гг. В последнем активное участие принимали закупы.

После смерти Ярослава Мудрого у него осталось пять сыновей — Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Всеслав. Он установил порядок наследования княжеской власти и княжений, который по источникам известен как «Ряд (договор) Ярославов». Ярослав раздал княжения своим сыновьям, повелев чтить старшего брата как отца. Управление Русью Ярослав Мудрый доверил триумвирату своих сыновей — Изяславу, Святославу и Всеволоду. Он поделил между ними земли чересполосно, дабы ни у кого не было преимущества. Вручая правление Русью триумвирату своих сыновей, Ярослав Мудрый надеялся избежать междоусобной борьбы князей, которые хотели закрепить за собой свои княжения как безусловную собственность, а себя в их полновластных государей. Ярослав, видимо, надеялся, что братья будут зависеть друг от друга и не смогут править самостоятельно.

Изяслав, Святослав и Всеволод действовали вместе до 1073 г., когда Святослав выгнал из Киева старшего брата Изяслава и братья уже никогда больше не собирались вместе. После этого княжеские усобицы вспыхнули с невиданной силой. Они ослабляли силы Руси, мешали объединению князей в борьбе с половецкой опасностью, что привело к разорительному половецкому набегу на русские земли в 1093 г. Желая прекратить усобицы, князья в 1097 г. собрались на съезд в Лю- бече. Там было принято решение, что отныне каждый князь «держит вотчину свою». Результатом съезда было то, что Русь больше не считалась владением всего княжеского дома Рюриковичей, а стала совокупностью владений князей рода Рюрика и его ветвей. Прекращалось движение князей по княжениям в пределах Руси, а каждый князь в своем княжении становился сувереном. На съезде в Любече фактически восторжествовал основной принцип феодальной раздробленности. Усобицы после 1097 г. не прекратились, а вспыхнули с новой силой.

В русских летописях в 1054 г. упомянуты половцы-кипчаки, а первый набег на Русь они совершили в 1061 г. К этому времени их владения простирались от Сыр-Дарьи до Дуная. В степях Причерноморья и Северного Кавказа они вытеснили печенегов. Печенежская опасность сменилась на Руси половецкой. Русские земли с середины XI в. и на протяжении всего XII в. боролись с набегами половцев, неся огромные материальные и людские потери.

Необходимость отражения половецких набегов еще удерживала Русь от окончательного распада. Много сил для сохранения единства Руси потратил Владимир Мономах (1113—1125). Мономах сокрушил своеволие отдельных князей, подчинил Олега и Давыда Святославовичей, подавил мятеж Ярослава Святославовича, нанес удар по мятежному Полоцку. Для управления Русью он посадил своих сыновей в больших городах. В 1116 г. Мономах совершил удачный поход на половцев. В 1116—1118 гг. Мономах вел военное и политическое наступление на Византию. Посадить на византийский престол своего зятя Леона, а после его гибели своего внука Василия не удалось, но Русь в это время сумела упрочить свои позиции в левобережье Дуная.

Политическое единство Руси еще удерживал сын Мономаха Мстислав Владимирович, правивший в 1125—1132 гг. После его правления Древнерусское государство распалось на 13 «земель», между которыми существовали различия в статусе и политическом значении.

В государстве Русь существовали три силы, влиявшие на общественное развитие: княжеская власть, боярство на местах и народное вече. Соотношение этих сил определило тот или иной тип государственного устройства, который установился в каждой из тринадцати земель в период феодальной раздробленности (историки XIX в. называли этот период удельным).

 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы