Контрольные вопросы и задания

  • 1. В чем сходство и в чем различие понятий «риторика», «ораторство», «ораторские искусство»?
  • 2. Расскажите о значении слов «оратор», «ритор», «трибун», «вития».
  • 3. Расскажите об устном красноречии.
  • 4. Расскажите о письменном красноречии.
  • 5. В чем сходство и в чем различие поэтики и риторики?
  • 6. Что такое «ораторская проза»?
  • 7. Расскажите о приеме стилизации.
  • 8. Что вы знаете о высказывании?
  • 9. Что вы знаете о периоде?
  • 10. Что вы знаете об абзаце?
  • 11. Как строится текст?
  • 12. Какие риторические приемы вам известны?
  • 13. Расскажите о риторическом каноне.
  • 14. Какие четыре этапа можно выделить в развитии и становлении риторики как науки?
  • 15. Что вы знаете о софистике и софистах?
  • 16. Расскажите о Сократе.
  • 17. Кто является основоположником риторики как науки?
  • 18. Что вы знаете о Демосфене?
  • 19. Расскажите о Цицероне. В чем значение его творчества для мирового ораторского искусства?
  • 20. Какие три источника ораторского искусства называет Цицерон?
  • 21. Прокомментируйте высказывание: «Античный ритор — это учитель, моралист, проповедник» (Г. Флоровский). Можно ли сказать то же самое о современных ораторах?
  • 22. В чем специфика притчи как ораторского жанра?
  • 23. Расскажите о проповеднической деятельности апостола Павла.
  • 24. В чем специфика средневековых воззрений на ораторское искусство?
  • 25. Какие слова-синонимы в Древней Руси использовались для обозначения ораторского искусства?
  • 26. Кто является основоположником отечественной филологии и риторики?
  • 27. Расскажите о работах по ораторскому искусству М.М. Сперанского и А.Ф. Мерзлякова.
  • 28. Как повлияло на развитие отечественной словесности творчество Н.М. Карамзина?
  • 29. В чем значение трудов Н.Ф. Кошанского по ораторскому искусству? Какой великий писатель был его учеником?
  • 30. Расскажите о «системе Станиславского».
  • 31. Какие принципы «системы Станиславского» следует использовать в ораторском искусстве?
  • 32. Какие изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи) используются ораторами в данных фрагментах из их речей? Сверьте полученные вами результаты с «Ответами на задания».
  • 1. «Итак, прежде всего не следует, граждане афиняне, падать духом, глядя на теперешнее положение, как бы плохо оно ни представлялось» (Демосфен):
    • а) фразеологизм;
    • б) антитеза;
    • в) ирония;
    • г) градация.
  • 2. «Мое глубочайшее желаниене поддаваться гневу и раздражению. Мое глубочайшее желание — в этот опасный для республики час сохранить самообладание и выдержку» (Цицерон):
    • а) градация;
    • б) литота;
    • в) анафора;
    • г) перифраза.
  • 3. «И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства все решительно пошли прахом?» (Демосфен):
    • а) риторическое обращение;
    • б) риторический вопрос;
    • в) оксюморон;
    • г) градация.
  • 4. «Имениями моими ты владеешь, а я живу чужим милосердием. Я на это согласен, так как отношусь к этому спокойно и это неизбежно. Дом мой для тебя открыт, для меня заперт', мирюсь с этим» (Цицерон):
    • а) параллелизм;
    • б) эпифора;
    • в) эллипсис;
    • г) антитеза.
  • 5. «Сейчас они пользуют народ, словно хворающего, лекарствами, и их подачки очень напоминают, граждане афинские, пищу, предписываемую врачами» (Демосфен):
    • а) сравнение;
    • б) эпитет;
    • в) зевгма;
    • г) антитеза.
  • 6. «И поверьте', вашу доблесть, справедливость, верность сполна оценит тот, кто выбрал в этот суд самых честных, самых мудрых, самых смелых граждан» (Цицерон):
    • а) литота;
    • б) гипербола;
    • в) метафора;
    • г) анафора.
  • 7. «Каждый всецело предается своим насущным горестям, у меня же теперь остается только это — о, если бы этого никогда не случилось! — страдания и слезы, тоска по родине и вам...» (Демосфен):
    • а) олицетворение;
    • б) риторическое восклицание;
    • в) перифраза;
    • г) бессоюзие.
  • 8. «Да Человек он боязливый и прекроткий...» (Цицерон о Каталине):
    • а) синекдоха;
    • б) риторическое обращение;
    • в) ирония;
    • г) антитеза.
  • 9. «Пусть оружие уступит место тоге. Пусть война отступит перед миром» (Цицерон):
    • а) анафора;
    • б) олицетворение;
    • в) зевгма;
    • г) бессоюзие.
  • 10. «Не по дому почитается хозяин, а дом по хозяину» (Цицерон):
    • а) риторическое обращение;
    • б) каламбур;
    • в) градация;
    • г) эпитет.
  • 11. «Разве ты не выступал обвинителем ТимомахаР. А Калиппа, который сейчас находится в Сицилии, опять же, МенонаР. А Ав- токла, а Тимофея и еще многих других'.» (Демосфен):
    • а) эпитет;
    • б) эпифора;
    • в) перифраза;
    • г) парцелляция.
  • 12. «День отъезда Милона был Клавдию известен, день возврата Кюдия Милону неизвестен. Милону ехать было необходимо, Кюдию — вовсе несвоевременно» (Цицерон):
    • а) параллелизм;
    • б) ирония;
    • в) градация;
    • г) литота.
  • 13. «Ужасный недуг, о афиняне, пал на Элладу...» (Демосфен):
    • а) инверсия;
    • б) ирония;
    • в) метафора;
    • г) каламбур.

Темы научных докладов и сообщений

  • • Образы ораторов в мировой литературе и искусстве.
  • • Красноречие и пропаганда.
  • • Красноречие и пиар.
  • • Красноречие и реклама.
  • • Риторика и логика.
  • • Риторика и поэтика.
  • • Риторика и спичрайтерство.
  • • Риторический идеал.
  • • Риторики в России XVII—XVIII в.
  • • Софистика вчера и сегодня.
  • • Художественность и эмоциональность речи оратора.
  • • «Система Станиславского» и ораторское искусство.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >