ИНДИЯ

Общая характеристика

Республика Индия (самоназвание на языке хинди — Бхарат) находится в Южной Азии. На севере граничит с Афганистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, на востоке — с Мьянмой, Бангладеш, на западе — с Пакистаном. Площадь Индии — 3,3 млн км2. Омывается Индийским океаном, Аравийским морем и Бенгальским заливом. Большую часть полуострова Индостан занимает Деканское плоскогорье, на севере — Индо-Гангская равнина и высочайшие горы Земли — Гималаи (высота в Индии до 8126 м, горы Нангапарбат и Каракорум). Главные реки: Ганг, Брахмапутра, Инд. Территорию Индии в основном занимают тропические леса, саванна и кустарниковая полупустыня. Климат преимущественно тропический, на севере — тропический, муссонный.

Столица Индии — Дели. Форма государства — федеративная республика в составе 25 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения. Главой государства является президент. Законодательный орган — двухпалатный парламент. С 1991 года у власти находится правительство Индийского национального конгресса.

Индия — аграрно-индустриальная страна. Она занимает одно из первых мест в мире по производству сахарного тростника, арахиса, чая, джута, клещевины, хлопка. Вырабатываются каучук, кофе, пряности. На Индию приходится около мирового поголовья крупного рогатого скота, козы, овцы, а также свиньи, верблюды, птица. Развиты шелководство и рыболовство. Индия находится на одном из первых мест в мире по добыче марганцевой руды и слюды, обладает другими полезными ископаемыми (железной руды, угля, бокситов, нефти).

Наиболее многочисленны в Индии хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, бихарцы, тамилы и др. Официальные языки — хинди и английский, в штатах национальные языки — санскрит, местные диалекты. По количеству населения, согласно официальным данным, Индия уступает только Китаю, по неофициальным — занимает первое место в мире.

Особенности формирования цивилизации: материальные и исторические структуры

Изучение индийской истории имеет определенные трудности, поскольку собственно исторических документов не существует. Ученые не имеют ни одного точно датированного письменного источника старше IV в. до н.э. Только для периода с середины 1-го тысячелетия до н.э. можно с большей или меньшей степенью достоверности установить факты политической истории, назвать имена некоторых исторических деятелей. Вплоть до мусульманского завоевания в XIII в. в Индии не было хроник или летописей. Для реконструкции более раннего прошлого Индии ученые располагают только данными археологии и содержанием религиозно-философских текстов древних индийцев. По этим причинам история Индии фрагментарна, мозаична и неполна. Обобщенно можно выделить следующие фазы в истории Индии:

  • 1) индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо-Даро) — первая половина 2-го тысячелетия до н.э.;
  • 2) индоарийская цивилизация: ведический период (вторая половина 2-го тысячелетия до н.э. — середина 1-го тысячелетия до н.э.), магадхо-маурийский период (вторая половина 1-го тысячелетия до н.э. — II в. н.э.), период Кушанского царства (I—II в. н.э), период империи Гуптов (320—540);
  • 3) Индия под властью мусульман;
  • 4) Индия под властью Великих Моголов;
  • 5) Индия — колония Великобритании;
  • 6) Индия после принятия независимости.

К наиболее ранним свидетельствам человеческого пребывания на территории Индии относятся наскальные рисунки эпохи каменного века, найденные в штате Мадхья-Прадеш в Бхимбетке. Первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда датируются 6—4-м тысячелетием до н.э. А уже в 3—2-м тысячелетии до н.э. в долине Инда и его притоков возникает развитая городская цивилизация, которую называют протоиндийской, индской или хараппской (по названию одного из главных мест раскопок — города Хараппы в современном Пакистане). Ее расцвет приходится на 2600—1900 гг. до н.э. Эта цивилизация была современницей цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии, занимала плошадь больше, чем эти цивилизации вместе взятые, не уступала им в культурных и технических достижениях. Города Мохенджо-Даро и Хараппа по своему благоустройству и уровню жизни превосходили месопотамские. Их широкие, пересекающиеся под прямым углом улицы были застроены трехэтажными домами из обожженного кирпича, снабжены водостоками, канализацией, бассейнами для ритуальных омовений. Система канализации, состоявшая из целесообразно размещенных каналов и отстойников, являла собой образец коммунального строительства, непревзойденный в древности. В городах были мощеные дороги, зернохранилища, общественные бани. Обитатели городов производили превосходную красно- и чернолощеную узорчатую керамику, владели технологией получения изделий из золота, серебра и свинца, применяли метод паяния. Образцы скульптуры из Хараппы и Мохенджо-Даро демонстрируют высочайшее мастерство обработки камня и бронзового литья. Что касается социальной структуры, то по довольно четким различиям в местоположении и типах домов можно судить о разделении общества на высшие и низшие слои. Известно, что представители хараппской культуры поклонялись мужским и женским божествам и, возможно, священным деревьям. Имелась иероглифическая письменность, которая, к сожалению, не расшифрована до сих пор, поэтому данные об этой цивилизации достаточно скудны. Однако на основании имеющихся данных можно делать вывод о том, что это была цивилизация с мощной экономикой и высокоразвитой культурой. По неясным пока причинам города протоиндийской цивилизации, просуществовав около 500—600 лет, пришли в упадок. Культура долины Инда исчезла, почти не повлияв на сменившую ее культуру индоариев, положивших начало (почти заново) древнеиндийскому очагу цивилизации.

Следующий этап развития индийской цивилизации называют индоарийским. Он связан с проникновением через Афганистан и Пенджаб в долину Ганга индоарийских племен и их ассимиляцией с местными неолитическими земледельцами — мундами и дравидами. Индоарии обладали более высоким уровнем материальной культуры, чем местные жители. Они были знакомы с металлами, владели плугом, использовали удобрения и ирригационные устройства, имели развитое ремесло и средства транспорта. Кроме того, арии принесли с собой язык, религию и те элементы культуры, которые в результате взаимодействия с местными традициями заложили основы раннеиндийской цивилизации. В частности, официальное название современного государства — Бхарата — происходит от названия арийского племени бхаратов.

Начальный период развития индоарийской цивилизации обычно называют ведическим. Это название обусловлено появлением в тот период самых древних священных книг Индии — вед. Веды не читали и не записывали, их заучивали наизусть и цитировали. «Владели» знанием вед несколько жреческих кланов, они же передавали эти знания из поколения в поколение, сохраняя его в устной традиции даже тогда, когда появилась письменность. Именно благодаря этому обстоятельству веды сохранились в первозданном виде. Известно, что пропуски, искажения и добавления попадают в тексты при их переписывании, а устная традиция сохраняет их более бережно. Кроме того, с глубокой древности индийцы знали и использовали мнемонические приемы, облегчающие запоминание больших объемов текстов. В результате «Ригведа», состоящая из 1028 гимнов (74 тыс. слов), за несколько тысячелетий осталась практически неизменной.

В ведический период начинается деление общества на сословия. К окончанию ведического периода (примерно к 500 г. до н.э.) общество оказалось разделенным на четыре варны, принадлежность к которым определялась от рождения: 1) жрецы — брахманы; 2) военная знать — кшатрии; 3) свободные общинники, земледельцы, торговцы — вайшья; 4) слуги, занимающие самое низкое положение в социальной иерархии, — шудры. Изначально отмечалось, что это деление имеет божественное происхождение, сомнению не подлежит и изменить свою варну в течение жизни нельзя.

В эпоху вед также уходит корнями индуизм — основная религия индусов (ее исповедуют 83% населения современной Индии), которая освящает деление общества на варны. Именно в индуизме появляется и закрепляется идея о переселении душ и множественности рождений и жизней, концепция кармы, согласно которой все сделанное человеком в нынешней жизни отразится в жизни последующей. Эта логически обоснованная концепция придавала смысл страданию и обосновывала положение, которое человек занимал в обществе.

В VI веке до н.э. появляются новые религиозно-философские течения и направления, сутью которых было отрицание святости вед и стремление поколебать систему вари. В частности, это была попытка вырваться из жестких ограничений, которые накладывало на человека сословно-кастовое деление общества. Вне ведической (индуистской) традиции возникли две другие религии — буддизм и джайнизм.

В V веке до н.э. на индийской территории появилось множество независимых королевств и 16 сравнительно крупных государств. В IV веке до н.э. постепенно укреплялось государство Маурьев. Первоначально оно локализовалось в районе Магадхи (южная часть современного штата Бихар), но уже в III в. до н.э. подчинило себе почти весь полуостров Индостан, за исключением его южной оконечности. В течение нескольких десятилетий государство Маурьев превратилось в мощную централизованную державу, одну из передовых стран Древнего мира с процветающим земледелием, развитой оросительной системой, прочными торговыми и культурными связями с Ираном, Шри-Ланкой, Сирией, Египтом, Китаем. Правительственные структуры были прекрасно организованы. В задачи управления входили военное и гражданское администрирование, сбор налогов, регистрация рождений и смертей, надзор над ирригационной системой, судопроизводство и система наказаний, строительство дорог. В стране возводились плотины, дамбы, мосты. По описанию грека Мегас- фена, столица Маурьев — Паталипутра была красивейшим городом, укрепленным рвом и деревянными стенами, с 70 дозорными башнями и 64 воротами; среди разного типа двух- и трехэтажных зданий выделялся огромный деревянный царский дворец, украшенный резьбой и инкрустацией. Жизнь при дворе была заполнена изысканными развлечениями и пышными праздниками. Идеалом человека того времени был горожанин — богатый и остроумный, ценящий искусство и красоту. С эпохой правления династии Маурья совпал расцвет художественной культуры Древней Индии. Приблизительно к IV в. до н.э. появилась письменность. В конце 1-го тысячелетия до н.э. — первых веках н.э. получили окончательное оформление два бессмертных эпических произведения — «Махабхарата» и «Рамаяна», дающие яркую картину социальной и культурной жизни Древней Индии.

Особого могущества государство Маурьев достигло при императоре Ашоке, оставившем глубокий след в индийской истории. Ашока считал, что просвещенное управление, осуществляемое культурными людьми, лучше, чем основанное на жесткости и насилии. Он надеялся своим примером оказать воздействие на других правителей, чтобы они добровольно признали его моральное превосходство. При Ашоке действительно было создано эффективное государственное управление, экономика успешно развивалась. Приняв буддизм в 262 г. до н.э., Ашока способствовал его широкому распространению в Индии и приданию ему статуса государственной религии. При содействии Ашоки в 253 г. до н.э. был созван буддийский собор. На нем были утверждены канонические основы буддизма (религиозная литература, ритуал, организационные принципы буддийской общины и т.д.) в том виде, в каком он сложился в Индии, а также обсуждены возникшие к тому времени ереси. Задачей собора было оформить буддизм в единое целое — и в основах вероучения, и в организационном отношении, укрепить его положение как общегосударственной религии, что, по мнению Ашоки, должно было благотворно воздействовать на общественную жизнь и подданных. Многие этические положения буддизма, закрепленные в эдиктах Ашоки, стали неотъемлемой частью всей повседневной индийской культуры. Одним из таких положений, основанном на вере в цепь перерождений, является святость жизни всех живых существ, что объясняет столь распространенное, а часто и строго вменяемое в норму, вегетарианство. Одновременно Ашока стал первым выдающимся государственным деятелем Индии, о котором сохранилась достоверная и подробная информация. После смерти Ашоки в 232 г. до н.э. империя распалась на части.

На юге субконтинента в это время существовало государство Чола, которое вело активную торговлю с Римской империей, продавая жемчуг, слоновую кость, золото, рис, перец, павлинов и даже обезьян.

Другой важный этап в истории Индии — правление династии Ку- шанов. Империя Кушан, занимавшая огромные территории, складывается в Северо-Западной Индии в I в. н.э. Во II веке н.э. в состав империи уже входили Афганистан, Средняя Азия, вся Северная Индия и часть Центральной. Самым известным царем Кушанов был Каниш- ка, правивший примерно между 78 и 144 гг. до н.э. При нем в состав империи Кушан вошла вся Западная Индия, а также значительные территории Центральной Азии. Канишка покровительствовал буддизму. В эпоху его правления росла торговля, укреплялись международные связи, развивались науки, философия, это было время высокой интеллектуальной активности. Кушаны поддерживали и развивали контакты с Китаем и Римом. В частности, в Риме в 99 г. появилось индийское посольство. После распада Кушанской империи несколько веков наблюдалась государственная раздробленность.

С расцветом империи Гуптов (320—540), под властью которых объединились Северная и отчасти Центральная Индия, совпал период перехода от древности к Средневековью. Период правления династии Гуптов называют золотым веком Древней Индии. Это был период становления индуизма, индуистских традиций и культуры. Произошел значительный прогресс в развитии ремесел, науки и литературы. Официальным языком при дворе Гуптов был санскрит, грамматика которого, составленная индийским ученым еще в V в. до н.э., является древнейшей грамматикой на земле. Эпоха Гуптов была отмечена развитием утонченной городской культуры, успехами драматургии и поэзии, достижениями монументальной живописи, украшавшей интерьеры скальных монастырей и дома знати. Сотнями и тысячами создавались прекрасные произведения зодчества и скульптуры, поэзии и драматургии, имеющие непреходящее значение для мировой культуры (например, как драмы и поэтические произведения Калидасы). Разрабатывались эстетические учения, высокого уровня достигло драматическое искусство. Ученый Арья-Бхата, с большой точностью рассчитавший число «пи», сделал ряд открытий в области астрономии. Окончательно сложилась традиционная система индийской медицины — Аюрведа.

Начавшееся в середине V в. нашествие в Индию племен гуннов- эфталитов (белых гуннов) подорвало мошь и единство империи Гуптов, предопределило ее падение. В Северной Индии наступил период раздробленности и нестабильности, который длился с VI по XI в. Пришла в упадок внутренняя и внешняя торговля, однако продолжился прогресс в сельском хозяйстве. Одновременно на юге и в Шри-Ланке усиливалось могущество династии Чола, достигшее апогея в XI в. Кроме династии Чола на южных территориях правили еще несколько династий. Наиболее известные из них — Чера, Чалукья, Кадамба, Пандья и Паллава. В этот период происходил расцвет искусства, литературы, науки, математики, инженерии, астрономии, философии и религии.

С VIII века в истории Индии начинается период мусульманских завоеваний. Волнами накатывались мусульманские войска в VIII, XI,

XII вв. — сначала с целью грабежа, потом под знаменами священной войны с «неверными». Завершились эти походы созданием в начале

XIII в. новой мусульманской империи со столицей в Дели — Делийского султаната. В середине XIV в. под его властью оказалась практически вся Индия, кроме крайнего юга и Кашмира.

Мусульманское завоевание принесло на территорию Индии новую религию — ислам. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Индусов поставили перед выбором: ислам или смерть, и некоторые выбрали второе. Однако вскоре началось примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфизма. В начале XVI в. возникла религия сикхизм, явившаяся синтезом традиций индуизма и ислама. Однако, как и в случае с буддизмом, сила индуистско-кастового общества оказалась настолько превосходящей, что решительных перемен в сторону ислама как религии не произошло. Между тем в культуре Индии мусульманское завоевание оставило след. Распространение ислама в Северной и Западной Индии привело к изменениям в индийской архитектуре и изобразительном искусстве, внедрению новых для Индии типов зданий — мечетей, мавзолеев, утверждению плоского узорчатого орнамента вместо объемного скульптурного декора. Многие средневековые индуистские храмы заимствовали черты мусульманской архитектурной традиции — купол, арку, перегородки из резного камня и мрамора. Сходные процессы происходили в живописи, танцах, ремеслах, костюме. Многие мусульманские феодалы как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам. Города мусульманской Индии, прежде всего Дели, успешно развивались. Этому способствовало расширение торговых связей с миром ислама, пышное строительство, на которое султаны не жалели денег. Дели стал крупным центром исламской цивилизации. По ряду причин, одной из которых Л.С. Васильев считает несовместимость индийского индуистского фундамента и исламской надстройки в 1526 г., Делийский султанат распался.

В XVI веке в Северной Индии на обломках Делийского султаната возникает новая могучая Могольская империя, основанная потомком Чингисхана и Тимура — Бабуром. В 1526 году Бабур, в прошлом правитель Ферганы и Кабула, вторгся в Индию. Его армия разгромила последнего из делийских султанов и заняла значительную часть долины Ганга, чем положила начало империи Великих Моголов, которая со временем объединила под своей властью почти всю Индию. В это время усилилась централизация государственного аппарата, была проведена реформа земельных отношений. Моголы вошли в историю как ценители культуры. Несколько правителей были поэтами, изучали философию. Главную роль во время правления моголов сыграла политика веротерпимости, проводившаяся наиболее дальновидным правителем Акбаром (1556—1605). Акбар сознательно проводил объединительную политику на религиозной основе. Во время его правления развернулось строительство монументальных зданий и архитектурных комплексов. При внуке Акбара — Шахе-Джахане (1627—1658) достигла своего расцвета индийская архитектура. При нем были возведены такие шедевры Агры, как «Жемчужная мечеть» и Тадж-Махал — «мечта, воплощенная в мраморе».

В противовес своим предшественникам Аурангзеб (1658—1707), сын Шаха-Джахана и последний из Великих Моголов, был мусульманским фанатиком, приказал разрушать индуистские храмы и строить из их камней мечети. Хотя во время его правления Могольская империя достигла своих максимальных границ, именно этот период ознаменовался началом ее падения. Стремительный закат империи Великих Моголов приходится на первую четверть XVIII в.

После развала империи на Индию стали претендовать несколько государств. Победу в этой борьбе одержали англичане. В результате к середине XIX в. почти вся Индия находилась под их контролем. В 1858 году был принят закон, по которому государственная власть в Индии перешла к представителю Англии в статусе вице-короля, Индия стала колонией Британской короны. Страна постепенно превращалась в сырьевой придаток метрополии и рынок сбыта ее промышленных товаров, затем и в арену приложения английских капиталов. Последствием стали разорение крестьян и ремесленников, страдания, голод и смерть многих людей. С одной стороны, англичане нещадно грабили Индию. Знаменитый историк, американец Б. Адамс в своих работах приводит оценки, по которым только за первые 15 лет после присоединения Индии к Великобритании из Бенгалии было вывезено ценностей на 1 млрд фунтов стерлингов. С другой стороны, англичане способствовали европеизации Индии. Здесь прокладывались железные дороги, налаживалась регулярная почтовая связь, строились промышленные предприятия, формировалась колониальная бюрократическая администрация.

Таким образом, болезненный процесс колонизации знакомил страну с новыми формами связей и отношений, с производством машинного типа, с основами науки и техники. Новая столица Калькутта, а вслед за ней Бомбей и Мадрас стали центрами вестернизации. Английская модель образования и деятельность христиан-миссионеров оказали огромное воздействие на культурную жизнь и религиозное самосознание индийцев. Англичане и особенно английский язык сплачивали говорящую на разных языках страну в единое целое.

Подъем национально-освободительного движения в Индии начался в 1870-х гг., особо усилившись к началу 1920-х гг., когда его возглавил М. К. Ганди, именуемый в народе Махатма — «великая душа». Он разработал методику массовых ненасильственных действий — са- тьяграху (упорство в истине), направленных против установленных колонизаторами порядков и законности. В 1920—1922, 1930, 1942 гг. произошли массовые кампании протеста против английского владычества. Стали возникать волнения в армии и на флоте. В итоге 15 августа 1947 г. вышел закон о независимости Индии, по которому создавались два доминиона — Индия и Пакистан (территория с преимущественно мусульманским населением). А уже 26 января 1950 г. в Индии была создана республика.

Раздел страны и массовые переселения индусов и сикхов Пакистана в Индию, а мусульман — в Пакистан породили экономические трудности, обострение религиозно-общинных отношений. Правительство Джавахарлала Неру энергично взялось за преодоление вековой отсталости страны и создание современной многоотраслевой экономики.

Сегодня Индии позиционирует себя как либерально-демократическое, светское государство. В 1974 году страна присоединилась к «ядерному клубу», проведя испытание ядерного оружия под землей. Благодаря реформам, начатым в 1991 г., экономика Индии стала одной из наиболее успешно развивающихся в мире, ВВП Индии ежегодно прирастает примерно на 7%. Страна добилась больших успехов в развитии атомной энергетики и реализации космических программ, в создании высоких технологий, в области программирования и компьютерной техники. В Бангалоре — столице технологической Индии — уже созданы образцы хай-тека и компьютерные программы, которые по своему уровню превосходят американские. Только две страны производят суперкомпьютеры — США и Индия, причем Индия вышла на уровень гораздо более высокого класса этих компьютеров. По некоторым прогнозам, в 2050 г. страна займет третье место в мире по ВВП и войдет в десятку стран-лидеров по душевому ВВП. Индии удалось добиться полной экономической независимости в том смысле, что она производит практически все необходимые товары, не ломая своих духовных ценностей и традиций.

Один из существенных факторов значимости Индии — ее колоссальная людская составляющая: каждый шестой землянин живет в Индии. Население страны достигло в июле 2007 г. почти 1 млрд 130 млн человек. По этому показателю Индия уверенно удерживает второе место в мире, уступая Китаю примерно на 190 млн. В Индии, в отличие от Китая, не ограничивается количество детей в семье.

Другая составляющая значимости Индии заключается в огромном потенциале этой страны. Страна смогла найти свою собственную модель развития, которая заключается и в сохранении духовных многовековых традиций, и в ставке на высокие технологии. Тем не менее до сих пор сохраняется проблема бедности примерно четверти населения страны, неграмотности (35% жителей не умеют читать и писать) и экологическая.

Каковы же основные особенности функционирования индийской цивилизации, позволившие ей просуществовать в течение пяти тысячелетий, перенести многочисленные вторжения и период колониального господства англичан, сохранить уникальную культуру и вновь претендовать на определяющее место в мире?

В Индии в течение продолжительного времени не было сильной государственной власти (центра), способной объединить страну под одним началом. Для нее было характерно преобладание слабых и кратковременных государственных образований, которые легко появлялись на свет, быстро приходили в упадок, что и становилось причиной многочисленных завоеваний страны. По мнению многих исследователей, объединяющим и стабилизирующем фактором являлась варново- кастовая система, которая спаяла Индию в страну единой культуры. Благодаря тому, что законы, по которым функционировала каждая каста (внутренние законы общества), с успехом выполняли политикоадминистративные функции, индийское общество и могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации.

Касты зародились в древнем арийском обществе из четырех варн («видов», «родов», «цветов»). За пределами сословий оказывались представители захваченных племен, лишенные общественного статуса. Три высших сословия — брахманы, кшатрии и вайшьи — на церемонии посвящения подчеркнуто отделялись от низшего сословия — шудр. Обязанности сословий состояли в следующем. Варна брахманов — жрецов, ученых и учителей — была старшей. С ней ассоциировался белый цвет. Брахманы должны были проводить все свое время в обучении, совершая обряды жертвоприношения, принимая и вручая дары. Брахманы приравнивались к богам. Варна кшатриев-воинов, правителей и знати была следующей по рангу. Кшатрии должны были защищать людей, а также учиться совершать жертвоприношения. Цветом кшатриев был красный. Главной задачей вайшья являлись разведение домашнего скота, занятие земледелием и торговлей. Их цвет — желтый. И. наконец, шудра должен был обслуживать высшие сословия.

Каста — более дробное сословное, профессиональное, религиозное деление. Каст было гораздо больше, чем варн, — более 3 тыс. Причин появления такого множества каст несколько: и разделение труда, и усложнение социальной стратификации. В самостоятельную касту могла превратиться любая профессиональная, конфессиональная или племенная группа. В целом каста означала группу людей, считающих, что они имеют общее происхождение и что они отличны от других людей, образующих такие же замкнутые группы. Общение с иными группами ограничивалось множеством правил и запретов, которые росли снизу вверх: чем выше каста, тем разнообразнее табу. В касту нельзя войти, из нее нельзя выйти, нельзя и поменять касту (за редким исключением). Члены одной касты заключают браки только между собой, вследствие чего их дети тоже принадлежат к этой касте. В какой касте окажется человек по праву рождения — следствие действия кармы, которая в свою очередь действует на основе дхармы — универсального Священного Закона, определяющего жизнь и социума, и человека. Согласно индуистским воззрениям, от того, как человек исполняет свои обязанности, зависят его будущие перерождения, в том числе кастовый статус: он может стать более высоким или, наоборот, более низким. Уйти от этого можно было лишь через смерть и перерождение.

Все касты занимали определенное место в социальной иерархии, имели имя, круг традиционных занятий, а также специфические обряды, обычаи, мифологию и т.п. Различительным признаком касты являлась одежда. Несмотря на кажущееся однообразие, она менялась от касты к касте: у одних одежда доходила до лодыжек, у других не могла прикрывать колени; сари у женщин одних каст имели длину не менее 7—9 м, у других не должны были превышать пяти; одни могли пользоваться зонтом, другие нет и т.д. Касты в индийской культуре были важнейшим элементом индуизма, связанным с фундаментальными религиозными представлениями — сансарой, мокшей, кармой, дхармой. По мнению западных исследователей, для индуса религия не может быть отделена от общественных связей и поступков и в гораздо большей степени состоит из предписанных действий и отношений (к человечеству. Вселенной), чем из веры, как ее понимают представители западной культуры. Все эти представления характерны не только для индусов, но и в какой- то степени для буддистов, джайнов, сикхов, мусульман и даже христиан: переходя в лоно иной религии, индиец не может расстаться с кастовыми привычками, ставшими его второй натурой.

Таким образом, каждый член индийского общества до рождения включается в детально структурированную жизненную программу. Он вовлечен в сеть отношений, где главными являются не столько межличностные связи, сколько взаимоотношения между ячейками этой сети. От человека требуется надлежащим образом вживаться в уготованную ему социальную роль, к которой он «приговорен» предначертанными традицией правилами и нормами. Осуществлять это он должен не в качестве яркой и неповторимой индивидуальности, а в составе социальной группы, в которой полностью растворяется как индивидуальность и осознает себя как часть родственной, клановой, кастовой и т.д. общности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >