Основные понятия

Абсолютизм (от лат. absolutus — безусловный) — форма монархического правления, при которой власть монарха не ограничена. Государство достигло наивысшей степени централизации с разветвленным бюрократическим аппаратом, армией и полицией. Социальной опорой абсолютизма являлось дворянство, идеологическим обоснованием — тезис о божественном происхождении верховной власти. Во Франции наиболее яркое воплощение абсолютизма — годы правления Людовика XI11 и Людовика XIV Бурбонов (1610—1715). Знаменито выражение, приписываемое последнему: «Государство — это я».

Великий век (фр. Le Grand siecle) — термин, обозначающий важнейшую роль XVII в. в истории Франции. Это время правления «короля-солнпа» — Людовика XIV, отмеченное восхождением Франции к вершинам культурной и политической жизни, обеспечившим ей двухвековое первенство в Европе; время консолидации страны, роста ее военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа.

Галльский дух (l'esprit gallois) — жизнелюбие, любознательность, народная мудрость. Он тесно связан с галльским остроумием, острой, непринужденной, веселой игрой ума, лежащей в основе современного французского юмора. Наиболее ярко они отображены в книге А. Дюма «Три мушкетера» и пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак».

Готика (от итал. gotico — непривычный, варварский) — стиль в искусстве, зародился в XII в. во Франции и стал общеевропейским. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике, основывалось на христианском мировоззрении и обращалось к высшим божественным силам, идее вечности. Его отличает устремленность ввысь и богатая пластика обработки камня.

Декларация прав человека и гражданина (фр. Declaration des Droits de l'Homme et du Citoyen) — декларация, принятая Национальным учредительным собранием 26 августа 1789 г. во время Великой французской революции. Является одним из важнейших документов революции, определившим индивидуальные и коллективные права человека, лежит в основе современного французского конституционного права.

Доктрина светскости (фр. laicite) — учение, основной принцип которого сводится к отделению государства от религиозных организаций. Принципы светскости и свободы совести были впервые провозглашены Великой французской революцией в ст. 10 Декларации прав человека и гражданина, где установлено, что никто не может быть преследуем за свои убеждения (даже религиозные), при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку.

Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) — направление в искусстве, сформировавшееся во Франции во второй половине XIX в., наиболее яркими представителями которого являлись К. Моне,

О. Ренуар, А. Сислей и Б. Моризо. Мировоззрение и технику импрессионизма определяло видение мира как движущегося, эфемерного, ускользающего.

Кафе (фр. cafe) — уютный клуб для общения, посещаемый культурной публикой. Первая кофейня была открыта в Италии (Ливорно,

1651 г.). Первое успешное кафе в Париже открыл под своим именем Ф. Прокоп (1686), получив королевское разрешение торговать кофе возле «Комеди Франсез». В XVII—XIX веках кафе были местом встреч деятелей культуры и политики, сегодня они остаются яркой приметой жизни французов.

Кинематограф (от греч. Ктща — движение и урасрю — писать, изображать) — создание движущихся изображений. Братья Люмьер 28 декабря 1895 г. в Париже впервые продемонстрировали «синематограф»; первые ленты были простейшими по сюжету и длились несколько минут. К настоящему времени представляет целую отрасль культуры.

Лютеция (лат. Lutetia) — древнее поселение, на месте которого появился современный Париж. Точные происхождение и значение названия неизвестны. Изначально Л. была поселением кельтского племени паризиев, но сохранила свое название и после захвата римлянами (сер. I в. до н.э.), с этого времени стала значительным торговым городом. С III века называлась Паризией.

Политес (от фр. politesse — вежливость) — определенный порядок соблюдения светского этикета. Как термин введен во Франции в XVII в. Сейчас понимается как искусство вежливости, которое подразумевает систему определенных правил, норм и традиций.

Структурализм (от лат. structura) — широкое интеллектуальное движение в европейской гуманитарной мысли XX в., направленное на раскрытие моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Наиболее влиятельным был во Франции в 1960-х гг. Методологической основой для структурализма послужила структурная лингвистика (Ф. де Соссюр). Структурализм исследует скрытую систему противопоставлений, которые задают внутреннюю логику языков культуры.

Трубадуры (фр. troubadoures), менестрели — средневековые поэты- певцы. Расцвет их творчества пришелся на XII — начало XIII в. Традиции трубадуров зародились на юге Франции (особенно в Провансе), когда они исполняли свои песни, странствуя из города в город, нередко в сопровождении профессиональных музыкантов (жонглеров).

Шовинизм (фр. chauvinisme) — убежденность в исключительности и превосходстве одной нации над остальными. Возникновение термина связано с именем полумифического солдата императорской армии Николя Шовена, якобы получившего награду за преданную службу из рук самого Наполеона.

Энциклопедия (от новолат. Encyclopaedia) — монументальный печатный памятник (35 томов за период 1751 — 1774 гг.), воплотивший достижения просветительской мысли Франции. В создании Энциклопедии принимали участие все известные деятели того времени (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо и др.).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >