Духовная культура

Возникновение культуры Франции связано с X в., временем появления Западно-франкского государства в результате распада империи Карла Великого. В ходе развития французской средневековой литературы сформировались многие жанры и направления, которые стали общими для всей Европы.

Первые дошедшие до нас письменные памятники носят религиозный характер («Кантилена о святой Евлалии», IX в.). В это время творил выдающийся философ И. Эриугена (ок. 810—877 гг.). Его главное сочинение «О разделении природы», следуя идее пантеизма, объединяет Бога и мир в единое понятие «сущего» («природы»), проходящего стадии диалектического самодвижения. Важно его мистическое учение о человеке, ориентированное на перспективу просветления и обожествления, любовь к самоцельной игре ума. Эти идеи оказали значительное воздействие на развитие философской мысли в Европе.

К концу X в. под влиянием заимствованных у римлян и местных традиций сложился французский вариант архитектуры романского стиля. Ведущую роль при этом играла церковная архитектура, отличавшаяся суровостью форм. Примерами таких сооружений являются аббатство Клюни, церковь Сец-Филибер в Туршо и др. Живопись и скульптура этого времени развивались в связи с необходимостью оформления церквей и соборов.

Для становления французской духовной культуры большое значение имела устная народная поэзия XI в., а именно жанр эпической поэмы, самая известная из которых — «Песнь о Роланде». Она представляет собой впечатляющее повествование о легендарном полководце, погибшем в сражении. Этот героический эпос оказал благотворное влияние на возникновение и развитие большинства европейских национальных культур. Получило распространение учение знаменитого схоласта и богослова, неоднократно осуждавшегося католической церковью за еретические воззрения, П. Абеляра. Он попытался оригинально примирить между собой представления о конечном и бесконечном, выступить посредником между платонизмом и аристотелизмом. Большинство исследователей считают П. Абеляра представителем концептуализма. В отношении религии он утверждал, что вера становится непоколебимой, основываясь на убеждении, достигнутом путем свободного мышления, а единственными источниками истины являются диалектика и Священное Писание. Идеи П. Абеляра определили основные направления философской мысли в Средние века для всей Европы.

С копна XI в. на смену героическому эпосу приходит рыцарская литература и лирика трубадуров. Творчество Б. де Борна, Б. де Вента- дора, Д. Арно легло в основу мировой поэзии, а провансальский язык, на котором они творили, стал международным языком поэтов XIII в. В конце XII в. в связи с объединением страны и ростом городов получила развитие городская литература. Образцом произведения этого времени является «Роман о розе» (Г. де Лоррис и Ж. де Мен). В этот период создаются драматические произведения, которые носят в основном религиозный характер («Игра о святом Николае», Ж. Бодель, 1200 г.), но уже появляются пьесы, выдержанные в реалистическом духе («Игра в беседке», 1262 г.; «Игра о Робене и Марион», 1283 г.).

В XII веке открылся Парижский университет, в дальнейшем получивший название Сорбонна. Позднее были основаны университеты в Тулузе, Гренобле, Доле, Кане, Пуатье и Бордо. В это же время Г. де Машо (1300—1377) и Э. Дешан (1346—1406) закладывают основы новых стихотворных форм (баллада, королевская песнь, рондо), общие для европейской поэзии. В развитие философии неоценимый вклад внес Ф. Аквинский, яркий представитель средневекового ари- стотелизма. Он выдвинул принцип, в соответствии с которым истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу, поскольку мудрость — это стремление постичь Бога, а наука — способствующее этому средство. Тогда познание является самой благородной деятельностью, ведь разум, постигающий истины, постигает и Бога.

В XII веке во французской архитектуре рождается стиль готики, который становится общеевропейским. Готические соборы, строившиеся поколениями мастеров-каменщиков, ознаменовали высшую ступень средневекового зодчества. Их отличает устремленность ввысь и богатая пластика обработки камня. Памятниками ранней готики являются церковь аббатства Сен-Дени под Парижем, соборы в Лане, Нотр-Дам в Париже. Лучшими памятниками зрелой готики стали соборы в Шартре и Бурже. Живопись и скульптура Средневековья были тесно связаны с готической архитектурой. Более того, скульптура стала неотъемлемой частью архитектуры, она покрывала порталы соборов, заполняла ниши и галереи. Монументальная живопись в готике была вытеснена витражами, потрясающими зрителя силой цвета, составлявшими циклы не только религиозного, но и светского содержания.

Эпоха Возрождения во Франции проходила в XV—XVI вв. и ознаменовалась расцветом культуры, которая наряду с итальянской служила основой для развития национальных культур всей Европы. Французская философия и литература эпохи представлены такими именами, как Ф. Рабле (1493—1553), Ф. Вийон (1431/32—1463/91), П. Ронсар (1524—1585), М. Монтень (1533—1592). Они оказали огромное влияние на формирование гуманистических принципов общеевропейского масштаба.

На начальной стадии эпохи Возрождения определяющим центром французского искусства была Бургундия. В миниатюрах братьев Лимбург сочетались изысканность и хрупкость фигур с живым изображением сельских работ и природы; в скульптурах К. Слютера, К. де Вер- ве, А. Бопеве активно утверждался земной, реальный мир. В середине XV в. Ж. Фуке (ок. 1420—1481), выдающийся живописец, глава турской школы, создал новое направление в живописи — реалистическое. Он разработал принципы и технику изображения анатомии и перспективы, исполнял приближенные к реальности портреты и миниатюры с драматическими сценами, полными движения (Меленский диптих).

В период собственно Возрождения (XVI в.) во Франции под влиянием наследия Античности и итальянского искусства создаются собственные направления в архитектуре, живописи и скульптуре. Произведения авторов этого времени проникнуты светским жизнерадостным духом. Виднейшими представителями этой эпохи являются: в архитектуре — Ф. Делорм (ок. 1510/15—1570); в скульптуре — М. Коломб (1430/31—1512), П. Бонтан (1507 — ок. 1550), Лижье-Ришье (ок. 1500— 1567), Ж. Гужон (ок. 1510—1566/68), Ж. Пилон (1535—1590); в живописи — Клуэ Младший (1485—1540), его сын Клуэ (1522—1572), О. Кенель

(1545—1619). Музыкальное возрождение XIV в. сложилось как направление «арс нова», задавшее развитие в последующем столетии различных жанров светского музыкального искусства.

Эпоха Возрождения завершилась созданием самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органно-клавирной музыки, созданием новых музыкальных жанров (оперы, кантаты, оратории, сольной песни). В это же время возникла опера как следствие попытки воскресить античный театр. Театр эпохи Возрождения представлен такими авторами, как Э. Жодель (1532—1573) и Р. Гарнье (1534—1590). Французские ученые этого периода, О. Френель (1497—1558) и П. Белон (1517—1564), внесли существенный вклад в развитие естественных наук (физика и анатомия).

Общенациональный характер французской культуры получил дальнейшее развитие к XVII в. («Великий век»). Впервые этот термин использовали французские историки XIX в. для обозначения времени правления «короля-солнца» — Людовика XIV (1638—1715), которое характеризуется восхождением Франции к вершинам культурной и политической жизни, обеспечившим ей двухвековое первенство в Европе. Правда, в XX в. историки левой политической ориентации считали его периодом иллюзорной власти культуры, мифом о величии, до сих пор дезориентирующим политику Франции.

Тем не менее с середины XVII в. Париж заслуженно стал считаться столицей Европы, а Версаль превратился в эталон для других монархов. Высшее общество многих стран подражало парижским модам и манере поведения, одежде и речи (быть истинным парижанином означало быть осторожным и ироничным). В это время внутренняя и внешняя политика страны определялась Парижем и стремилась к la gloire, что означало не только славу и величие, но и исполнение высшей, божественной миссии. Военные победы были не более важны, чем величие королевского двора, созданное этими победами. «Великий век» соединил монархию и правительство в неделимое целое, король воспринимался божьим наместником на земле. Французский язык был признан языком дипломатии и аристократического общества европейских стран. Франция становилась основным очагом культуры классицизма. Французский язык был признан языком дипломатии и аристократического общества европейских стран.

XVII век во Франции был временем, когда в общественной жизни нарастали тенденции перехода от феодальных отношений к буржуазным, и это нашло отражение в культуре. Известные моралисты Ф. де Ларошфуко (1613—1680) и Ж. де Лабрюйер (1645—1696) своими сочинениями закладывали основы всей буржуазной философии Европы, а взгляды Р. Декарта (1596—1650) оказали сильное влияние на развитие мировой философской мысли. Литература этого времени характеризуется преобладающим влиянием классицизма, родоначальником которого стал Ф. де Малерб (1555—1628), провозгласивший необходимость строгих правил в поэзии и четкости поэтического языка. Была создана Французская академия, содействовавшая формированию классицизма как официального общегосударственного стиля. Определяющие литераторы этого времени — П. Корнель (1606—1684), Ж. Расин (1639—1699), Ж. Мольер (1622—1673), Ж. де Лафонтен (1621 — 1695), Ш. Перро (1628-1703).

В основе стиля классицизма лежали идеи рационализма. Художественное произведение должно было строиться на основании строгих канонов, обнаруживать стройность и логичность самого мироздания. Поэтому в каждом явлении представители классицизма стремились распознать существенные черты, отбрасывая случайное.

Для укрепления традиции академической организации культурной жизни во Франции были образованы академия живописи и скульптуры (1648), академия архитектуры (1671). В области архитектуры выдающийся вклад внесли Ж. Лемерсье (1585—1654), Л. Брюан (1635—1697), Л. Лево (1612—1670); в живописи — Н. Пуссен (1594—1665) и С. Бурдон (1616—1671); в скульптуре — Ш. Лебрен (1619—1690), Ф. Жирардон (1628—1715). В 1627 году было положено начало Ботаническому саду и Музею естественной истории. С такими французскими учеными XVII в., как Р. Декарт (1596—1650) и Б. Паскаль (1623—1662), связаны крупнейшие достижения мирового значения в области математики.

Преобразуется сам образ жизни французов, прежде всего парижан. В Париже появляются кафе не только как заведения для принятия пиши, но и как места для общения и проведения времени. Первое из них, «Прокоп», стало колыбелью Просвещения, ведь здесь обсуждали насущные проблемы Ж.-Ж. Руссо и Ф. Вольтер.

XVIII век для Франции— эпоха буржуазной революции и Просвещения. Значительный вклад в философию и в целом в культуру вносят просветители, в частности Ш. Монтескье (1689—1755), Ф. Вольтер (1694—1778), Д. Дидро (1713—1784), К. Гельвеций (1715—1771), П. Гольбах (1723—1789), Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). Монументальным печатным памятником, воплотившим все богатство просветительской мысли, стала многотомная Энциклопедия (35 томов, 1751 — 1774). В ее создании принимали участие все известные деятели культуры того времени.

Трудно переоценить вклад, который в это время Франция внесла в общемировую культуру. В литературе это А.-М. Шенье (1762—1794) и П. Лакло (1741 — 1803); в живописи — А. Ватто (1684—1721), родоначальник реалистического искусства; в скульптуре — Ж.-Б. Лемуан (1704—1778), Ж.-А. Габриэль (1698—1782). Для живописи этого века характерно утонченное рококо.

В области естественных наук Франция открывает миру таких ученых, как А. Лавуазье (1743—1794), Ш. Кулон (1736—1806), П.-С. Лаплас (1749-1827), К. Бертолле (1748-1822).

Франция стала родиной метрической системы мер, здесь была введена десятичная система мер, основанная на использовании метра и грамма как обязательных к применению во всех коммерческих сделках. Она постепенно вытеснила национальные системы в других странах Европы и была законодательно признана в Великобритании и США.

Достижения культуры Франции XIX в. составляют целую эпоху. С именами французских ученых связаны важнейшие достижения в области физико-математических наук. Это О. Коши (1789—1857), Э. Галуа (1811 — 1832), Ж. Гей-Люссак (1778—1850), А. Ампер (1775—1836), Л. Фуко (1819—1868), А.-Э. Беккерель (1820—1891). Во второй половине века общемировую известность получили труды П. Кюри (1859— 1906), М. Склодовской-Кюри (1867—1934) и А. Пуанкаре (1854—1912). Французская философия обогащалась трудами Ж. Лашелье (1832— 1918), внесшего во французскую философию понятие рефлексивного метода, Э. Бутру (1845—1921) и А. Бергсона (1859—1941), яркого представителя интуитивизма и философии жизни (ввел в оборот понятие «жизненный порыв»).

Идейным и художественным направлением в культуре Франции первой половины XIX в. был романтизм, связанный с разочарованием в итогах Великой французской революции. Интерес к национальному прошлому сочетался со стремлением к созданию универсальной картины мира. К этому направлению принадлежали Ф.-Р. де Шатобриан (1768-1848), А. де Сталь (1766-1817), Ш. Нодье (1780-1844), В. Гюго (1802-1885), А. Дюма (1802-1870), Ж. Саид (1804-1876). В начале века формировались основы критического реализма. В литературе он представлен произведениями А. Стендаля (1783—1842), О. де Бальзака (1799-1850), П. Мериме (1803-1870), Г. Флобера (1821-1880), Ш. Бодлера (1821 — 1867). В период Второй империи и Третьей республики социальные и культурные проблемы получили яркое отражение в творчестве выдающихся писателей Э. Золя (1840—1902) и Г. де Мопассана (1850—1893).

В 30-х годах XIX в. в живописи Франции начался расцвет реализма, это направление прославили Ж. Коро (1796—1875) и Г. Курбе (1819—1877). В 60-х годах сформировалась группа живописцев, названных позднее импрессионистами: О. Ренуар (1841 — 1919), К. Моне (1840—1926), Э. Дега (1834—1917), К. Писсарро (1830—1903). В архитектуре XIX в. французские зодчие новаторски применяли металлические конструкции, ярким примером чего служит башня Г. Эйфеля (строительство в 1887—1889 гг.).

В XX веке французская культура дала человечеству разнообразие культурных направлений и течений, множество авторов с мировыми именами. Основными направлениями философии стали неокритицизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология и структурализм. В частности, они получили свое развитие в трудах Ш. Ренувье (1815-1903), Ж.-П. Сартра (1905-1980), А. Камю (1913- 1960), Э. Мунье (1905-1950).

В литературе ведущими направлениями были: абстрактный гуманизм, реализм, модернизм, пацифизм, декадентство, субъективизм. Наиболее яркими их представителями можно назвать М. Пруста (1871 — 1922), Р. Роллана (1866—1944), А. Франса (1844—1924), А. Мо- руа (1885—1967), А. Сент-Экзюпери (1900—1944), Э. Базена (1911 — 1996). В культуре присутствовали разные, зачастую взаимоисключающие направления. Их разнообразие простиралось от авангардистского направления (Б. Сандрар, Ж. Кокто, А. Бретон, П. Элюар, А. Арто) до литературы критического реализма (М. Паньоль). Для творчества С. де Бовуар, А. Труайя, Ф. Саган были характерны натуралистические мотивы.

Противоборство взаимонаправленных тенденций становилось приметой французской культуры. Показательна в этом отношении литература конца XX — начала XXI в., испытавшая влияние идеологии постмодерна: Ж.-М. Леклезио. П. Киньяр, Р. Камю, О. Ролен. Ф. Соллерса, А. Роб-Грийе. Успехом пользовались направленные против «общества потребления» романы, продолжающие линию экзистенциалистов (Б. Виан). Благодаря своему «провокационному» стилю Ф. Бегбедер получил славу одного из самых интересных современных французских писателей. Соседство утопических и апокалипсических мотивов отличает произведения М. Уэльбека.

Французская система образования, считающаяся одной из лучших в мире, имеет ярко выраженную национальную специфику. Начальное образование во Франции обязательно и бесплатно. Большинство детей уже с двух-трех лет посещают «материнские школы», где педагоги и психологи готовят их к школе (с 6 лет). Система школьного образования разделена на три этапа: начальная школа (пять лет), коллеж (четыре года), лицей (два-три года). Обязательными являются первые два. Не существует строгой границы между средним специальным и высшим образованием. Лицей — завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к образованию высшему.

Система высшей школы во Франции состоит из государственных и частных университетов и приравненных к ним специализированных высших школ. Университетское образование делится на три цикла, по окончании каждого выдается соответствующий диплом. Первый цикл рассчитан на два года и завершается экзаменом на получение диплома об общем или научно-техническом университетском образовании. Многие останавливаются на этой ступени, поскольку такой документ уже дает возможность найти работу. Второй цикл также состоит из двух-трех лет обучения: по окончании первого года выдается диплом лиценциата, следующий заканчивается получением диплома магистра. Третий цикл предполагает углубленное изучение специальности и сопровождается самостоятельной научной работой. Успешно прошедшим этот этап выдается диплом о специальном высшем образовании или углубленном образовании.

Во Франции насчитывается 80 университетов и около 300 специализированных высших школ. В Парижском округе, где сосредоточена четверть всех французских студентов, можно выбрать любую специальность. Старейшие университеты Франции — Сорбонна (основан в 1215 г. в Париже, первый университет Европы), Монпелье (1220), Тулуза (1229), Гренобль (1339), Экс (1409), Пуатье (1431). Диплом некоторых высших школ иногда ценится выше, чем диплом университета, — это Эколь Нормаль, Национальная школа администрации, Высшая агрономическая школа, Высшая коммерческая школа, Политехническая школа, Центральная школа гражданских инженеров, Военная общевойсковая школа.

Зачисление абитуриентов ведется без вступительных экзаменов, для поступления достаточно представить школьный диплом, в некоторых случаях ответить на вопросы теста. Во Франции не предусмотрено ограничений для абитуриентов из зарубежных стран, но они должны сдать экзамен по французскому языку. Учебный год длится с сентября по июнь и разделен на два семестра. Экзаменационных сессий нет. Практикуются курсы лекций, после которых следует экзамен (обычно письменный), на котором разрешено пользоваться конспектами и учебниками. Оценки выставляются по 20-балльной системе. Продолжительность каникул около 16 недель.

Французская семья в среднем тратит в год около 1 тыс. евро на культуру, досуг, спорт и игры, что составляет 3,5% от ее бюджета. Каждый день 36% французов читают ежедневную газету, высок спрос на иллюстрированные журналы. У телевизора французы проводят около трех часов ежедневно. Компьютер служит прежде всего инструментом профессиональной деятельности, новой формой доступа к знаниям.

Франция, изобретшая кинематограф в 1895 г., занимает в этой области второе место в мире по уровню инвестиций. В год дается около 50 тыс. театральных представлений (8 млн зрителей). Кроме известных театральных сцен Парижа популярны сцены провинциальных городов и театральные фестивали (например, Авиньон, где образовалось 1 тыс. независимых театральных трупп).

Музеи Лувра, Версаля и Д’Орсэ принимают около 15 млн посетителей в год. Большинство провинциальных городов имеют один или несколько музеев. Для посещений открыты 1,5 тыс. памятников (8 млн посетителей в год), среди которых самой популярной остается Эйфелева башня (6 млн посетителей в год). Около 38 тыс. памятников охраняются Министерством культуры как исторические. В последние годы приобрели популярность праздники национального достояния, музыки, чтения, науки.

Французская культура дала мировой цивилизации век Просвещения, язык дипломатии, универсальную концепцию человека, великих писателей, математиков и философов, многочисленные достижения в науке и технологиях, а также передаваемый из поколения в поколение французский стиль жизни.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >