Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Спорт arrow Физическая культура
Посмотреть оригинал

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА КАК ЦЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Развитие личности зависит от уровня освоения ею базовой гуманитарной культуры, в том числе физической. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры студента, важнейшей качественной характеристикой его личностного развития, без которой невозможны познание, принятие, развитие и оптимальное использование своих физических и духовных возможностей, личностных качеств. Как человековедческая дисциплина она направлена на развитие способности и готовности личности к полноценной реализации в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности. Опираясь на естественнонаучную составляющую, физическая культура соответствует основной цели гуманитарного образования — достижению целостности знаний о человеке, путях и средствах освоения им мира, обретения смысложизненных, мировоззренческих ориентаций.

Специфическими средствами и методами физическая культура оказывает влияние не только на физическую, но и на интеллектуальную, эмоциональную, духовную и другие сферы личности, помогает ей осознавать себя частью природы, бесконфликтно взаимодействовать с миром, выбирать разумный, здоровый способ существования. Она разрешает противоречие между физическим и духовным, природой и производством, трудом и отдыхом, обеспечивает личности построение необходимой социокультурной среды, социальную устойчивость, психический комфорт. Объединяя телесное и духовное начало, физическая культура предстает в форме созидательной, творческой деятельности человека и человечества, отражающей процесс становления культуры.

Физическая культура личности проявляется в ее активности в познавательной, физкультурно-спортивной, профессиональной, организаторской, коммуникативной и других видах деятельности. Физкультурно-спортивная деятельность, которая является неотъемлемой частью жизни студентов, развивает их физическую и духовную сферы, обогащает нормами, идеалами, ценностными ориентациями. Она учит взаимодействовать с другими, понимать и принимать роль другого, развивает самопонимание, помогает социальной мобильности и социализации личности.

Термин «физкультурно-спортивная деятельность» подразумевает физкультурную деятельность и «спорт для всех», которые, массовые по природе, нацеливают на достижение физического совершенства, хорошо вписываются в бюджет свободного времени, обеспечивают здоровье, высокую жизнеспособность, способствуют полифункциональному развитию личности. Они бескорыстны по своей сути, так как наградой служат радость и здоровье; требуют минимального технического оснащения. Спорт высших достижений направлен на завоевание конкурирующих результатов и адресован общественной хронологии и биографии рекордов; неизбежно локализован, специализирован, сужает сферу общественной жизни усиленными режимами тренировок, сборов, соревнований, сопряжен с профессионально-спортивными болезнями, травмами; в нем используются формы материального и морального поощрения; успехи в нем во многом обусловлены прогрессом техники (снаряжение, мази, одежда, медицинские препараты и т.д.) [43].

Занимаясь активно и систематически физкультурно-спортивной деятельностью, студенты улучшают свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуются. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которая позволяет наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно участвовать в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливает ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере готово к качественным изменениям и создает условия для них. Физическое совершенствование характеризует стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-оздоровительной деятельности. При этом обеспечивается выбор средств, соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию индивидуальности. Физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры [15].

В современном обществе большое значение имеет физический имидж — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ человека, обладающего физическим совершенством и красотой. Физический имидж органически связан со здоровьем как выражение единства физических и духовных способностей человека, их оптимальной согласованности и совершенства. Сформированность эстетики тела и двигательной деятельности (притом не только повседневной, но и публичной профессиональной) — немаловажный компонент общей культуры.

В физкультурно-спортивной деятельности приобретаются следующие волевые и духовные качества:

  • ? упорство, терпеливость и настойчивость в достижении отдаленной во времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности;
  • ? самообладание (выдержка) — способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции;
  • ? решительность (смелость) — отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений;
  • ? собранность (сосредоточенность) — способность концентрировать внимание на выполняемом задании, несмотря на возникающие помехи;
  • ? организованность — способность к четкой, продуктивной организации учебного труда и времени;
  • ? саморегуляция — способность управлять своим состоянием;
  • ? коммуникабельность — способность к взаимодействию;
  • ? добросовестность — способность к честному выполнению своих обязаностей;
  • ? инициативность (предприимчивость) — способность к самостоятельным активным действиям и др.

Эти качества ведут к успешности молодого специалиста во многих областях жизнедеятельности.

Физическая культура, предлагая широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием, приемов по поддержанию настроения и работоспособности, определяет способность личности к саморазвитию, проявление творчества в использовании средств физической культуры, отражает отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности. Чем обширнее эти связи, тем богаче пространство субъективных проявлений личности.

Телесную культуру можно определить как совокупность норм, ценностей, смыслов в соответствующих видах деятельности, целью и результатом которых являются развитие и оптимальное функционирование телесно-двигательных качеств и способностей человека. Она проявляется не использованием своего тела в качестве орудия для достижения какой-либо цели, а пониманием своей телесности как внешней формы воплощения внутреннего мира, способа межличностной коммуникации и условия раскрытия личностного потенциала. Формирование физической культуры личности — это прежде всего работа с ее духовным миром, установками, ценностями, взглядами, мировоззрением, мироощущением; развитие культурного самосознания, представлений о роли и месте физической культуры в общечеловеческой культуре; саморазвитие и самоопределение [11].

С этих позиций образовательно-воспитательные приоритеты в физическом воспитании студентов охватывают воспитание ценностного отношения к собственной жизни, своей личности, физической культуре и спорту как средству духовного и телесного совершенствования; утверждение в сознании здорового образа жизни как социально-культурной и личностной ценности; создание образовательного пространства, способствующего саморазвитию, обретению нового субъектного опыта; применение культурных практик, ориентированных на развитие и совершенствование телесной и психической природы.

Физическая культура личности студента включает в себя следующие компоненты:

  • ? оптимальный уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья, необходимый для самореализации в профессии и жизнедеятельности;
  • ? процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития;
  • ? эрудицию в сфере физической культуры, активное использование знаний в физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности;
  • ? ценностные ориентации, обеспечивающие профессиональное саморазвитие, личностное самосовершенствование, развитие социально ценных качеств;
  • ? коммуникабельность и умение взаимодействовать с участниками физкультурно-спортивной деятельности, организовывать досуг, удовлетворять социальные этические и эстетические потребности, сохранять и восстанавливать психическое равновесие;
  • ? независимость от курения, алкоголя, токсикомании;
  • ? повседневную физкультурно-спортивную деятельность [42].

Сформированность физической культуры личности актуализирует ее самоценность, высокий уровень самопознания, действенное самоуправление, полноценное самовыражение в жизнедеятельности, культурную преобразовательную деятельность.

Формирование физической культуры личности происходит в разных социальных институтах и образовательном пространстве, которое охватывает:

  • ? нормативно-правовые, экономические и нравственные основания, предопределяющие условия функционирования системы образования по физической культуре;
  • ? накопленные обществом и усвоенные индивидом знания, навыки и умения в сфере физической культуры и спорта, здоровья и здорового образа жизни;
  • ? виды профессиональной, спортивной, оздоровительной, рекреативной и реабилитационной двигательной деятельности;
  • ? сферы способностей и потребностей участников образования, их стимулирование к личностному развитию;
  • ? взаимосвязи между разными образовательными системами для обеспеченности участников образования необходимыми информационными средствами, несущими осваиваемый социально-культурный опыт и культуру общения;
  • ? социальную ценность ожидаемых результатов.

В образовательном пространстве физическая культура личности студента формируется, опираясь на ценностно-нормативную и технологическую составляющие. Ценностно-нормативная ведет к формированию норм, идеалов, ценностей, на основе которых эффективна соответствующая им физкультурно-спортивная деятельность. Только соответствующим образом сформированное мировоззрение позволяет осознать роль физической культуры, понять природу своего тела, оценить потенциал физических упражнений, их познавательный, эмоционально-оценочный и перспективно-практический смысл. Технологическая составляющая проявляется в совершенствовании педагогических методов, приемов, способов и средств развития физической культуры, в которой образцы совершенной психики и моторики задают «планку» развития, ориентируют на творческое освоение и развитие знаний, двигательных умений и навыков [11].

Образование по физической культуре — это процесс передачи студентам ее ценностей, которые определяют их мировоззрение, самосознание, мотивацию и направленность учебной и внеучебной деятельности, жизнедеятельность [9]. Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности как средства удовлетворения потребностей, формируемых в процессе усвоения личностью социального опыта. В ценностях отражены цели, убеждения, идеалы, интересы студентов, их представления о желаемом. В присвоении студентами определенных ценностей проявляется их физическое, психическое и социальное развитие. Студент может вести себя определенным образом, потому что такое поведение соответствует его ценностям, а может потому, что так положено, так принято, так велено, так выгодно.

Ценность выступает внутренним, эмоционально освоенным студентом ориентиром его деятельности, собственной духовной интенцией, глубоко личным, выработанным им самим отношением. Ценности физической культуры обладают познавательным значением, обосновывают цели, к которым студент должен стремиться, и основные средства их достижения, помогают осуществлять социально одобряемый выбор поведения. Познанные ценности стимулируют поведение и поступки, программируя желаемое будущее, заставляют совершать должное в повседневной жизни, в чем и состоит их значение при формировании норм, привычек, образа жизни, стиля поведения.

Ценности физической культуры в профессионально-ценностной ориентации будущих специалистов детерминируют свободное самоопределение и самоутверждение в профессиональной деятельности, наиболее полную самореализацию в ней в соответствии со своими способностями и возможностями; творчество в организации оптимального режима и условий индивидуального и коллективного труда, использовании рекреативно-восстановительных мероприятий в свободное время; ведение здорового образа жизни.

По качественному критерию ценности физической культуры разделяются:

  • ? на материальные — условия занятий, инвентарь, спортивная экипировка, общественные льготы;
  • ? физические — здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность;
  • ? социально-психологические — отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции;
  • ? психические — эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки;
  • ? культурные — познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет.

В образовательном процессе по физической культуре интерио- ризируются (присваиваются) следующие ценности:

  • ? познавательные — знания, представления, суждения, идеи, теории, убеждения, мышление;
  • ? психофизического состояния — здоровье, психическое и физическое развитие, физическая подготовленность, двигатель- ные умения и навыки, интересы, мотивы, потребности, свойства и качества личности;
  • ? психоэмоциональные — положительные переживания в физкультурно-спортивной деятельности, традиции, психологический комфорт, саморегуляция, самоуправление;
  • ? социально-культурные — самоутверждение, самовыражение, чувство собственного достоинства, общение, авторитет, взаимодействие, здоровый образ жизни, творчество [42].

Практика образования по физической культуре в вузе показывает, что формальный характер презентации социальных ценностей физической культуры, типичные прямолинейные воздействия на сознание, поведение и отношение студентов не приводят к их превращению в личностные. Поэтому необходимым условием педагогического процесса является обращение к ценностным аспектам формирования сознания, так как ценности являются той содержательной, мировоззренческой, методологической, фундаментальной формирующей основой априори, изначально обеспечивающей достижение требуемого в воспитании результата.

Принятие и усвоение ценностей происходят по следующей схеме: получение сведений о существовании ценностей и условиях их реализации (информация); «перевод» информации на собственный индивидуальный язык (трансформация); познанная ценность принимается или отвергается (активная деятельность); включение ценности в лично признанную систему ценностей (инклюзия) и изменения личности, связанные с принятием или отрицанием ценностей (динамизм) [46].

Чтобы выработать суждение о ценности или не ценности того или иного явления, студент должен знать о нем. Так, знание может быть итогом обычного жизненного опыта или образовательного процесса в вузе, самообразования. Ориентация студента на освоение ценностей возникает тогда, когда после их предварительной положительной оценки он проектирует в своем сознании овладение ими и это делает, учитывая не только свои потребности, но и возможности. Некоторые студенты перенимают от окружающих взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, и тем самым закладывают в себе основы новой потребности, которой раньше у них не было. Познание стимулирует познавательную активность в том направлении, которое студент считает желательным. Ценности образования не могут быть навязаны, они должны быть приняты субъектами педагогического процесса. Лишь имеющие для студента ценность знания и умения (образовательный аспект), качества, свойства, развиваемые способности, психические, физические и другие функции (воспитательный аспект) ведут к преобразованию его индивидуальности.

В противоположность объективной природе ценностей физической культуры их восприятие и оценивание индивидом всегда субъективны. Оценка может быть как истинной (если соответствует ценности), так и ложной (если не соответствует). Диалектичная по своей природе, она может приводить к переоценке ценностей в связи с изменением как деятельности студента, так и объективных условий его развития на разных этапах обучения. На эмоциональном уровне оценка ценностей физической культуры сопровождается чувством удовлетворенности или неудовлетворенности; на рациональном — осознанием их полезности и значимости.

Однако само по себе то, что нечто рассматривается личностью в качестве ценного, желательного, заслуживающего обладания им, не обязательно сопровождается действиями, направленными на реализацию ценности, не детерминирует однозначно определенную линию социального поведения и тем более конкретные поступки. Вскрыть причины, основания и связи между предпочтениями и соответствующими действиями и поступками личности позволяет рассмотрение содержания ее ценностного сознания. В его структуре выделяются разные виды ценностных представлений: одни усваиваются в форме «значений», но не разделяются личностью, другие приобретают для нее «личностный смысл». В первом случае ценностное представление принадлежит обществу, социальной группе и «присутствует» в сознании личности как оценка явлений и обстоятельств со стороны их социально-функциональной значимости, позволяет ей ориентироваться на соответствующую формулу социального поведения. Во втором случае ценностное представление включает соответствующие объекты в контекст реальной жизнедеятельности студента, превращает их в конкретные цели деятельности. Последние реально управляют поведением индивида, подталкивают его к определенным практическим шагам, реализации поведенческой стратегии. Однако реальная жизнедеятельность может дать совершенно неожиданный для личности результат: ценностные представления, усвоенные ранее на уровне «значения», могут превращаться в реальные мотивирующие факторы социального поведения, а имеющие «личностный смысл» могут перейти на уровень «значения».

Механизм формирования ценностного сознания личности состоит в следующем. Воспринимаемые ею ценностные представления проходят через «фильтр» самосознания и дифференцируются на «знания» и «личностные смыслы». Далее, преломляясь через условия жизнедеятельности, они распределяются на подтвержденные и неподтвержденные, на реально управляющие действиями и поступками личности и на те, которые хранятся в ее сознании [28]. Ценность, присутствующая в сознании как только знаемая, но не имеющая реального личностного смысла и побудительной силы, может впоследствии, приобретая и то и другое, становиться истинной личностной ценностью.

Промежуточным этапом на этом пути является ее «обкатка» в плане воображения, как бы примерка к себе и своей жизни. Ценность, функционирующая в плане воображения, уже имеет личностный смысл, но еще не обладает побудительной силой. Для воздействия на спектр ценностей студентов недостаточно сообщать им «готовые» представления о ценном, раскрывать объективную значимость тех или иных форм жизнедеятельности, явлений, отношений.

Необходимо, чтобы ценностные представления наполнялись личностным смыслом, верифицировались, превращались в проверенную личным опытом мотивацию поведения.

Как катализатором, так и барьером к усвоению общественных ценностей физической культуры могут выступать ценности референтной для студента малой группы. Полноценная интериоризация возможна тогда, когда студент вместе с группой включился в реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Формальное отношение к социальным ценностям физической культуры не приводит к превращению их в личностные [26]. Основной механизм формирования ценностных отношений к физической культуре заключается в решении конкретных повторяющихся задач, в ходе которых студент учится оценивать свои возможности соотносительно с задачами и себя по своим реальным достижениям [1]. С определенного этапа он начинает совершенствовать свою деятельность на сознательной основе, что связано с механизмами самооценки, оценки своих достижений и неудач, включения оценочного механизма регуляции качества деятельности.

Значимым звеном в цепи побуждений студентов к деятельности по освоению ценностей физической культуры являются интересы. Они определяют отношение личности к объекту, обладают определенной значимостью и эмоциональной привлекательностью. Выделяют три компонента интереса: 1) эмоциональный (его показатели — удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости); 2) познавательный (убежденность и признание личной необходимости знаний и умений, стремление к их расширению); 3) поведенческий (отражаются наиболее рациональные способы удовлетворения потребности). Соотношение между этими компонентами зависит от общего уровня осознанности тех задач, в которые включается студент.

Интересы могут быть непосредственными (к процессу деятельности) и опосредованными (к ее результатам), реализованными (объективная потребность удовлетворяется на практике) и нереализованными, активными (действенными) и пассивными (созерцательными), устойчивыми (длительными, связанными с основным содержанием и свойствами личности) и неустойчивыми, широкими и узкими, глубокими и поверхностными [15]. Они дают простор для использования необходимых педагогических решений и воздействий для активизации деятельности студентов по освоению ценностей физической культуры.

Приобщение индивида в образовательном процессе к культурным ценностям имеет разные механизмы: знания передаются на основе коммуникаций, умения и навыки — в ходе практической деятельности, а ценности — в процессе духовного общения людей. При рационально-логическом истолковании ценностей методами, приемами, средствами учебно-научной деятельности студент приобщается к теоретическому уровню их познания, что требует самостоятельной, напряженной мыслительной деятельности. Если результаты такой деятельности приобретают позитивную эмоционально-ценностную окраску, рациональное содержание знаний превращается в «личное достояние» студентов, установки определенного поведения.

Формированию ценностно-смысловой сферы личности способствует информация: осмысливаемая с разных точек зрения, независимых друг от друга подходов, содержащая наряду с формально утверждающими смыслопоисковые фрагменты, которые не принимаются на веру, а критически оцениваются, нуждаются в поиске альтернативных путей и источников [32]. Любая информация ценностного характера должна быть созвучна представлениям, в которых студент осознает себя как уникальную личность, его общей эмоциональной настроенности, сокровенным чувствам. Духовно-практические формы воздействия (праздники, торжественные церемонии, ритуалы и др.) эмоционально объединяют студентов, поднимают духовное общение на высоту, недоступную в повседневной будничной обстановке.

Одной из форм духовно-практического общения является обращение к образцам жизнетворчества (выдающихся ученых, специалистов, замечательных спортсменов), которые побуждают студентов к подражанию, созданию своеобразного «биографического фона» высших ценностей своей жизни, профессиональной деятельности, культуры. Если студент переживает эти образцы как должное, а не просто отвлеченное знание, что они считаются таковыми, они становятся предметом его личных устремлений, идеалами. В них, воплощающих наиболее ценные, и в этом смысле привлекательные человеческие черты, ярко проявляется и формируется общая направленность личности студента.

В структуре деятельности студента ценностное отношение к физической культуре тесно связано с эмоциональными, познавательными, волевыми ее сторонами и выражает внутреннюю основу отношения личности к действительности. Характер направленности на ту или иную деятельность зависит от системы ценностей индивида, определяющей его отношение к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую активность.

Своеобразным «фильтром» восприятия личностью студента ценностных представлений выступает входящий в самосознание

«Я-образ» — аксиологическая концепция жизни. Она определяет выделение некоторых форм жизнедеятельности как обладающих наивысшим ценностным статусом для самореализации. Аксиологический аспект «Я-образа» характеризует не только какую-то основную сферу деятельности, но и разнообразные средства и формы освоения физической культуры: учебно-профессиональную, духовно-культурную, рекреативную, физического совершенствования, теоретико-познавательную, практическую, коммуникативную, эстетическую и др.

Качественное своеобразие личностной ценности придает общее понимание смысла и назначения своей жизни, его конкретная ценностная окраска: альтруистическая, гедонистическая, ригористическая и др. Смысложизненный аспект самосознания носит мировоззренческий характер и организует в единую систему общее личностное отношение к жизни, исходную ценностную позицию.

Процесс профессиональной подготовки специалистов требует формирования у них четких ориентиров жизнедеятельности, умения отделять подлинные ценности от мнимых, воспринимать и оценивать сложные противоречивые явления и процессы современного мира с позиций научного мировоззрения, отражающего действительность не только в ее целостности, но и в реальной значимости для человека. Студенты проходят обучение в том возрасте, когда процесс ценностного самоопределения личности на мировоззренческом уровне не завершен. Ценностные представления личности подвержены частым колебаниям, изменениям, не наделены законченным личностным смыслом, не имеют прочной мировоззренческой основы. Необходимым условием образовательного процесса по физической культуре выступает формирование у студентов мировоззренческих ценностных структур самосознания, ведущую роль в которых играет активное, свободное, творческое самоосуществление жизнедеятельности, утверждение в ней гуманистических ценностей.

Ценностное сознание как субъективная детерминация социального поведения личности, некоторое распределение ее предпочтений, фиксируемых эмпирически соответствующей иерархией оценок, являются неоднородными, многослойными и включают в себя ценностные представления разной детерминирующей силы. Формирование ценностного сознания можно трактовать как задачу овладения личностью социально санкционированными оценками многообразных явлений.

Те или иные ценностные представления действенны в случае, если способствуют реализации социальных качеств личности, ее сущностной определенности в соответствующем ей образе жизни. Социальное качество личности интегрирует аксиологические (ценностные принципы самосознания личности, уровень и характер ее ценностных притязаний) и функциональные качества (уровень интеллекта, особенности мышления, речи, темперамента, характера, способностей, знания и умения, здоровье и соматический облик, словом, все когнитивные, чувственные и физические силы индивида). В единстве с конкретным ценностным содержанием «Я-образа» они образуют сущностную определенность личности.

В процессе обучения студент изменяет и развивает социальное качество, свою сущностную определенность. При этом корректируется самосознание, уточняются представления о самом себе, своей сущности, необходимые для ее реализации в формах жизнедеятельности. В конечном счете формируются устойчивая ценностная направленность личности, ее генерализующее начало, пронизывающее и объединяющее все виды ценностных ориентаций. Любая информация ценностного характера воспринимается личностью сквозь призму этой направленности и дополняется эмоциональным и поведенческим компонентами. Формирование ценностного сознания успешно решается в том случае, когда возникшая система ценностных представлений, участвуя в определении жизненных планов личности, организующих и направляющих ее активность, устойчиво подтверждается жизненными ситуациями и обстоятельствами, придает ей качественное своеобразие, неповторимый социальный облик.

Интериоризация студентом ценностей физической культуры зависит от осознания им своей сущностной определенности, прежнего опыта и познанных на его основании возможностей; заинтересованности в своем развитии для ожидаемого и желательного будущего, связанного с удовлетворением определенных потребностей; определения целей, достижение которых приблизит к осуществлению воспринятого идеала; способности реализовывать собственные замыслы, волевых качеств. Цель учебного процесса по физической культуре должна заключаться не столько в освоении студентом определенного объема знаний, умений и навыков, сколько в формировании у него мотивированной личностной активности, предопределяющей путь к расширению своего социокультурного опыта.

Формирование культуросообразного и деятельно-практического отношения к собственному телу как одной из главных ценностей требует значительных волевых, физических и нравственных усилий, мобилизации огромного творческого потенциала, умений активизировать свои природные возможности. Широкий спектр образовательных средств по физической культуре может быть приведен в действие, если ориентирован на формирование студента как ее субъекта. Идентифицируя себя в ней, самоопределяясь в ее ценностях, осознавая свои потребности и цели, он преобразует процесс педагогического управления в саморазвитие, воспитания — в самовоспитание, образования — в самообразование, совершенствования — в самосовершенствование. Субъектность восприятия ценностей физической культуры является показателем развития культуры студента, позволяющей ему самоопределяться и самореализовываться в образовательном процессе и физкультурно-спортивной деятельности.

Для субъекта физической культуры характерны:

  • ? самостоятельная компетентная организация физического самосовершенствования;
  • ? реализация знаний о здоровье, здоровом образе жизни, физкультурно-спортивной деятельности в здоровом стиле жизни и профессиональной деятельности;
  • ? выбор форм, средств, содержания и условий физической активности на основе самопознания в соответствии с личными склонностями и способностями;
  • ? гармоничное и оптимальное развитие психических, физических и личностных качеств, соответствующих требованиям жизнедеятельности, будущей профессии, сохранения здоровья;
  • ? творчество в применении форм, средств и методов физической культуры.

Самостоятельный, инициативный поиск студентом путей физического самоопределения в соответствии со своими интересами на основе глубоких научных знаний ведет не только к физическому совершенству, но и личностному развитию, которое проявляется в процессах:

  • ? самосознания — осознания своего физического «Я», его ценности и смысла существования, построения образа своего тела, формирования представлений о его изменении в будущем;
  • ? самопознания — познания своих психических, личностных, физических качеств, способностей и отношений в физкультурно-спортивной деятельности и уровня их развития;
  • ? самоопределения — сознательного выбора видов и форм двигательной активности, здорового стиля жизни на основе адекватной самооценки уровня здоровья, физического состояния, развития психических, физических и личностных качеств, достижений, условий деятельности;
  • ? самоорганизации — организации себя, проявляемой в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей учебной и физкультурно-спортивной деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга;
  • ? самообразования — целенаправленного управления своей познавательной деятельностью, приобретения систематических знаний в сфере физической культуры;
  • ? самовоспитания — сознательной и целенаправленной деятельности по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных и физических качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающим миром в соответствии с концептуальными положениями здорового образа жизни и личной стратегией духовного и физического совершенствования;
  • ? самосовершенствования — сознательного управления развитием своих качеств, способностей, умений, ведущего к физическому совершенству;
  • ? саморегуляции — целесообразного управления своим поведением, потребностями и чувствами, овладения методами и приемами эмоционально-волевой регуляции;
  • ? самореализации — осуществления и утверждения себя в физкультурно-спортивной деятельности, самостоятельности и последовательности в формировании своей физической культуры;
  • ? самоактуализации — воплощения своих потенциальных возможностей и способностей в конкретных результатах учебной и физкультурно-спортивной деятельности; субъектно- сти в образовательном процессе по физической культуре, приведении своих знаний, понимания и умений в ее сфере в соответствие с современными требованиями.

В процессе физического воспитания происходит познание студентом своих физических, психологических, функциональных, соматических и других возможностей. Так, при профессиональной направленности физического воспитания познаются профессионально значимые качества, знания, умения и навыки, объективно способствующие успешной профессиональной деятельности. Самопознание — социально обусловленный психологический процесс познания личностью собственной духовной и физической природы, открытия себя, выявления своих свойств и возможностей; результат постоянного сопоставления того, что личность выявляет в себе с тем, что она обнаруживает в других людях, и в то же время с тем, что видят в ней другие [21]. Самопознание своей физической сущности — это процесс изменения свойств и качеств физической культуры личности при систематичном и личностно ориентированном применении разных ее видов и форм.

Сложность самопознания обусловлена тем, что студент должен развить в достаточной степени свои познавательные способности, накопить соответствующие средства и материал для познания и дальнейшего применения. Процессу самопознания способствуют как внутренние факторы (уровень развития самосознания, наличие мотивов самовоспитания, уровень физического развития и подготовленности, опыт работы над собой), так и внешние (профессиональная направленность обучения, психолого-педагогическая и практическая подготовка к самовоспитанию, его стимулирование). Готовность студентов к самопознанию физкультурно-спортивной деятельности выражается в оптимальном уровне развития компонентов самопознания, наличии способности к саморегуляции, самонастрое на самопознание, умении мобилизовать свой личностный, духовный и физический потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.

В эффективном влиянии педагога на готовность студентов к самопознанию в процессе физического воспитания можно выделить следующие взаимозависимые компоненты самопознания:

  • ? мотивационно-ценностный, отражающий убежденность в личной значимости самопознания для жизненного самоопределения и достижения значимых целей жизнедеятельности, положительное отношение и интерес к познанию своей физической сущности и ее возможностей, оценку своего уровня самопознания в физкультурно-спортивной деятельности, его принятие, совершенствование;
  • ? операциональный, раскрывающий наличие системы знаний о себе как субъекте физической культуры, степень овладения знаниями и практическими умениями для осуществления процесса самопознания в разных условиях жизнедеятельности;
  • ? содержательно-деятельностный, определяющий осуществление самопознания, деятельность по самосовершенствованию в сфере физической культуры;
  • ? преобразовательно-творческий, характеризующий творческое развитие приемов и способов самопознания для создания идеальной модели своей личности на разных уровнях самопознания в деятельном процессе физической культуры;

? рефлексивный, входящий в состав всех компонентов, осуществляющий контролирующую функцию самопознания. На основе самоанализа и самоконтроля вносятся необходимые коррективы в процесс физического самовоспитания, его цели и способы достижения результатов. Сопоставление своей деятельности с некоторыми нормативами и образцами делает поведение более адаптивным. Опираясь на самооценку того, что было сделано, тех знаний, качеств и особенностей поведения, которые были приобретены, определяются дальнейшие перспективы саморазвития.

Профессионально-личностное развитие студентов тесно связано с умением постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизнедеятельности. Постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, в которых этот потенциал может быть использован в полной мере. В учебном процессе важно актуализировать самопознание, роль педагога в формировании готовности студентов к нему.

Степень свободы студента во многом определяется состоянием здоровья, отсутствие должного уровня которого делает его зависимым от целого ряда экономических, социальных и психологических обстоятельств. Только здоровый человек может успешно освоить профессионально-образовательные программы обучения, адаптироваться к всевозможным жизненным проявлениям, добиться самореализации. Ответственность студента за свое здоровье является важным показателем его общей и профессиональной культуры. Новый ВЗГ.ЛЯД на физическую культуру, образование в ней интегрирует гуманитарные знания для общекультурного развития, ориентирует студента на осознание многомерности, системности связей его здоровья с социально-культурными и природными детерминантами жизнедеятельности.

К основным компонентам здоровья относятся:

  • ? соматический — текущее состояние органов и систем организма, задаваемое биологической программой, базовыми потребностями на разных этапах онтогенеза, являющимися «пусковым механизмом» развития и индивидуализации человека;
  • ? физический — уровень развития органов и систем организма, его морфологические и функциональные резервы адаптации;
  • ? психический — состояние психики, обеспечивающее достаточный уровень общего душевного комфорта, адекватное удовлетворение биологических и социальных потребностей;
  • ? нравственный — система ценностей, чувств, убеждений, установок и мотивов поведения человека, определяемая его духовностью, уровнем эстетического развития.

Обобщенными критериями для соматического и физического здоровья (тело) студента могут служить «я могу», психического (психика) — «я хочу», нравственного (социумность) — «я должен». Из трех его ипостасей две последние обеспечивают духовное здоровье, определяющее гармоничность отношений индивида с окружающим миром и самим собой [5]. Студент должен сознательно удовлетворять свою потребность в любви, уважении, самоуважении и т.п., так как это важно для его духовного здоровья. Показателями последнего являются самопонимание и принятие на себя ответственности за свою жизнь, осмысленность своего бытия, умение жить в настоящем моменте, способность к пониманию и принятию других.

Понятие «здоровье» связано с понятием «благополучие», касающимся всех аспектов жизни студента. Необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и духовного элементов в его жизни, каждый из которых влияет на все остальные. Особую значимость для здоровья имеет субъективная оценка качества жизни, проявляющаяся в восприятии и отношении личности к коллизиям и изменениям в ней. Степень удовлетворенности состоянием своего здоровья характеризует самооценку здоровья и отношение индивида к ней, а также сложное взаимодействие с оценками параметров качества жизни (жилищными и учебно-трудовыми условиями, характером питания, медицинского обслуживания, организацией двигательной активности, материальным благополучием и др.) и удовлетворенностью жизнью. В то же время студент может физически и социально адекватно функционировать, но при этом ощущать себя больным и несчастным, и наоборот. Психологическим индикатором здоровья является степень удовлетворенности состоянием своего здоровья и образом жизни, их положительной согласованностью с психической адекватностью личности.

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Ценностная характеристика здоровья человека проявляется в разных сферах жизнедеятельности: служит источником духовной бодрости и оптимистических идеалов, побуждает интерес к творчеству, является необходимым условием культурного развития, усиливает потребность общения, познания себя, в воспитании мыслей, чувств, радости наслаждения, свойственных здоровому человеку, самоосуществлении. Ценности здоровья значимы и для общественной жизни, при которой личность должно волновать здоровье других людей, поскольку они связаны друг с другом и окружающим миром. Качество взаимоотношений между людьми формирует нравственную атмосферу и духовные основы общества, которые влияют на мировоззрение личности, определяя ее поведение и взаимодействие с окружающим миром.

Благодаря усвоенной информации в образовательном процессе формируются идеалы, ценности, убеждения и на их основе привычки, привязанности, вкусы, взаимосвязанные с характером личности и определяющие стиль ее жизнедеятельности. Они отражают осознаваемые и неосознаваемые уровни внутреннего мира, а степень их психического равновесия, гармоничного взаимодействия делает личность уравновешенной, самодостаточной и социально защищенной, с высокими адаптивными способностями.

Выделяются три уровня ценности здоровья: 1) биологический (физический) — здоровье как саморегулирующаяся адаптирующая система организма; 2) социальный — здоровье как мера социальной активности индивида; 3) психический — здоровье не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления [20].

В индивидуальном сознании постоянное наличие этой ценности (наряду с ценностью жизни) представлено тесной взаимосвязью субъективно-объективных характеристик и долгосрочностью изменения состояния здоровья. Специфика ценности здоровья заключается в ее латентном характере. Тому, кто чувствует себя здоровым, не свойственно усматривать в здоровье основополагающую жизненную ценность и придавать ему особое значение. Возможно, это следствие того, что человек склонен отождествлять здоровье с отвлеченной среднестатистической нормой, которая ему навязана и не наполнена личностным содержанием. Здоровье восходит на вершину индивидуальной ценностной иерархии и становится самоцелью (чаще всего) тогда, когда ощущается общая недостаточность внутриличностных ресурсов для его поддержания.

Индивидуальная ценность здоровья в зависимости от психосоматического и психологического состояния индивида может быть инструментальной и (или) фундаментальной. Доминирующей ценностью здоровья является инструментальная, так как служит средством достижения разных жизненно важных целей. Но на практике возникает противоречие между стремлением достичь значимых целей и объективной необходимостью быть здоровым. Ведь «работа на износ», дающая временный, тактический выигрыш в достижении поставленной цели, в дальнейшем приводит к подрыву психического, а порой и физического здоровья, превращая здорового в больного, который расплачивается за свое потребительское отношение к здоровью [10]. Разрешение этого противоречия возможно путем улучшения объективных условий жизнедеятельности либо через снижение уровня запросов, изменение их приоритета на личной шкале жизненных ценностей. Важен ответ на вопрос о соотношении между материальным и духовным, между противоположностями «быть» и «иметь», являющимися онтологическими структурами человеческого существования. Нравственное здоровье зависит от потребительной и производительной системы ценностей личности, которые тесно взаимосвязаны. Всякое потребительное побуждение оправдано до тех пор, пока его реализация содействует общему развитию личности. В тех случаях, когда оно оказывается главной особенностью личностного смысла и начинает тормозить производительную активность, это становится потенциально опасным для нравственного здоровья. Высший уровень саморегуляции предполагает высокую степень отождествления личности с морально-этическими нормами общества и тонкое различение их ценностной иерархии [18].

В сохранении здоровья индивида большое значение имеют творчество, созидание и непрерывный труд. Ценности творчества обладают способностью превращать потенциальные разрушительные события в точки духовного роста. Активная, деятельная позиция в жизни, выбор «своих» путей, постановка и достижение цели, позволяющей студенту реализоваться, всегда освобождают дополнительную энергию, мобилизуют ресурсы и тем самым обеспечивают более высокий уровень здоровья.

Для здоровья необходима эмоциональная устойчивость — умение управлять своими чувствами и эмоциями, успешно осуществлять необходимую деятельность в условиях, вызывающих переживания отрицательных эмоций. Учеными в ходе экспериментов была составлена эмоциональная карта головного мозга, свидетельствующая о том, что для благополучного существования человеку необходимо, чтобы на мозг действовали раздражители: вызывающие положительные эмоции (35%), отрицательные (5%) и эмоционально нейтральные, или балластные (60%). Следовательно, если хочешь быть здоровым, активным и долго жить, учись управлять своими чувствами и эмоциями.

Понимание природы и механизмов поддержания, нарушения и восстановления здоровья тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития. В процессе физического воспитания важно сформировать жизненную философию, убежденность в необходимости деятельного отношения не только к ценностям физической культуры, совершенствованию двигательных умений, навыков, развитию физических качеств, но и к ценностям здорового образа жизни, охватывающим широкий спектр философских, психологических, социальных, медицинских и других аспектов, тесно связанных со здоровьем. Здоровый образ жизни — это мировоззренческая позиция, в которой значение профилактической культуры совместно с другими мировоззренческими ценностями (счастье, любовь, мир, самореализация и др.) детерминирует влияние стиля жизни на здоровье и достижение желаемых благ. Он предполагает соблюдение чувства меры, согласия, единства и гармонии организма с окружающей (в том числе социальной) средой обитания.

Выделяют интеллектуальные (знания о здоровье), деятельностные (опыт человечества и личности в области здоровья), психолого-педагогические (валеологические методики и технологии), социально мобилизующие (формирование мотивации на здоровье) и материальные (правовое, финансово-экономическое, социальное обеспечение здоровья) ценности здорового образа жизни. Они реализуются в следующих компонентах жизнедеятельности:

  • ? сбалансированное полноценное питание;
  • ? исключение факторов саморазрушающего поведения;
  • ? оптимальная двигательная активность (отсутствие гипо- и гипердинамии);
  • ? создание и сохранение положительного эмоционального поля в жизнедеятельности;
  • ? наличие валеологических знаний, грамотность и компетентность;
  • ? внимательное отношение к своему здоровью (валеологиче- ский самоанализ);
  • ? коммуникабельность и преодоление конфликтных ситуаций, их предотвращение;
  • ? регулирование физического и психического напряжения, не допуская переутомления;
  • ? сексуальная культура;
  • ? поисковая активность;
  • ? мотивация здоровья;
  • ? выход из стрессовых ситуаций с помощью приемов стрессо- устойчивости;
  • ? использование адекватных средств гигиены;
  • ? рефлексия, самонаблюдение, самопознание.

Образ жизни должен быть позитивно мотивированным, эстетичным, нравственным, самоограничительным, альтруистичным, целеустремленным, общественно полезным, воздержанным от излишеств, экологически гармоничным, возрастным, обеспеченным энергетически, упреждающим, ритмичным, волевым [30].

Объективные условия жизни, возможная степень здоровья, физиологические и психологические характеристики, способы удовлетворения более или менее одинакового уровня потребностей у студентов различны, что отражается в разнообразии индивидуальных стилей жизни. Здоровый стиль жизни — это личностно преломленный, творчески переработанный, адаптированный к требованиям саморазвития и воплощенный в жизнь здоровый образ жизни. Он отражает уровень индивидуальности и субъектности студента и базируется на глубоком самопознании, самоорганизации и саморегуляции, направленных на полноценную реализацию его внутренней сущности сообразно возможностям и условиям жизнедеятельности.

Реализация здорового стиля жизни зависит от отношения к собственному здоровью как к непреходящей жизненной ценности. Оно формируется через ценностные ориентации, мировоззрение, социальный и нравственный опыт на протяжении всего индивидуального пути развития как часть общей культуры, которая проявляется в стилевых особенностях поведения и общения, направленности личности.

Ценностное отношение к здоровью предполагает осмысленную работу самого студента по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, превращению здорового образа жизни в фундаментальную составляющую образа «Я». Установлена связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернально- стью. Высокие показатели интернальности здоровья свидетельствуют о том, что студент считает себя во многом ответственным за свое здоровье. При низком уровне интернальности здоровья болезнь считается результатом случая, и индивид надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, формировать потребность, умение и решимость творить здоровье за счет своих внутренних резервов. Познанная ценность здоровья направляет жизненную энергию личности на себя, требует своего осуществления, которое состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, подчинять этому требованию повседневную жизнь.

Ценностное отношение к здоровью отражает реальное, жизненно-практическое отношение студента. Оно осознается им в оценочных понятиях и суждениях при соотнесении объективных свойств своего здоровья с уровнем, необходимым для удовлетворения актуальных и потенциальных потребностей. Чем больше несоответствие и меньше возможность удовлетворения потребностей, тем большей ценностью представляется здоровье.

Ценностное отношение студента к здоровью — это мотивационно-ценностная ориентация на здоровый образ жизни, непрерывное самосовершенствование, самореализацию и самоактуализацию, обусловленная необходимым уровнем опыта (знаний, умений, навыков, отношений) и самопознания в сфере здоровья и физической культуры, реализуемая в здоровом стиле жизни. В содержание ценностного отношения к здоровью входят конкретные мотивы, ценностные ориентации, цели, опыт, компетентная готовность и предрасположенность личности к здоровому стилю жизни. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью — непрерывный процесс ценностно-смыслового самоопределения относительно собственной телесности, способ и качество ее существования, приобретение и развитие такой мотивации, системы знаний, умений, качеств личности, которые обеспечивают ей возможность в течение всей дальнейшей жизни быть здоровой. Ценностное отношение студента к здоровью предполагает активное и сознательное изменение себя и объективных условий жизни так, чтобы здоровый стиль жизни становился жизненно необходимым, привычным, естественным, не требующим постоянных внутренних усилий и напряжения. Оно проявляется и в мотивационно-ценностном отношении студента к физкультурно-спортивной деятельности, ее повседневной реализации.

Ценностное отношение студента к здоровью характеризует нравственный облик, пронизывает все его поведение, предметно-практическую деятельность. Его нельзя приобрести на каком-то этапе воспитания и развития личности. Формируясь на протяжении всей жизни человека, оно не имеет «конечного» существования, и в этом плане «ненасыщенно», устойчиво опосредует поведение здорового человека и должно постоянно развиваться, дополнятся разными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствоваться.

При ценностном отношении студента к здоровью его неотъемлемыми личностными качествами становятся самоорганизация и самодисциплина, саморегуляция и саморазвитие. Он создает для себя такую социокультурную микросреду, в которой возможны высокая творческая самоотдача, работоспособность, трудовая и общественная активность, психологический комфорт.

Для самоформирования ценностного отношения студента к здоровью структуру этого отношения можно условно представить как совокупность мотивационно-ценностного, операционального, эмоционально-волевого и практико-деятельностного компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент отражает систему ценностей, мотивов, убеждений и интересов, организующих и направляющих познавательную и практическую деятельность личности в соответствии со здоровым образом жизни. От того, какова мотивация, зависят воспитание мировоззренческих ценностей в области здоровья и активность в овладении ими. Мотив отвечает на вопрос, ради чего человек выполняет данную деятельность. Мотивация побуждает поведение, направляет и организует его, придает личностный смысл и значимость. Она не только ему предшествует, но и постоянно присутствует на всех его этапах. Побудить студента к проявлению субъек- тности возможно, только обращаясь к внутриличностным стимулам, связывая ценности здоровья и физической культуры со значимыми целями жизни, профессионально и личностно важными качествами. Для формирования адекватного отношения к здоровью это могут быть мотивы самосохранения; подчинения этнокультурным требованиям; выбора оптимальных путей самореализации; отношения к труду, обусловливающие удовлетворенность работой, перспективы профессионального роста и мобильности, материальное благополучие; стремление к расширению круга общения; сексуальная реализация; повышение социального статуса, самооценки; самосовершенствование и получение от него удовольствия; достижение максимально возможной комфортности и др.

Мотивационно-ценностные ориентации студентов в сфере здоровья определяют их интересы к конкретным видам физической культуры. Выделяют шесть основных типов мотивов физкультурноспортивной деятельности: 1) физическое самосовершенствование; 2) дружеская солидарность; 3) долженствование, соперничество, подражание, спортивные достижения; 4) процессуальная; 5) игровая; 6) комфортность. Побуждают к деятельности, как правило, несколько мотивов, доминирующие подкрепляются второстепенными. Похожие потребности могут реализовываться в разных мотивах, и наоборот, за однотипными мотивами могут стоять неодинаковые потребности. На базе одной потребности может формироваться целый комплекс мотивов, и напротив, один мотив способен вобрать в себя несколько потребностей. Так, на базе потребности в самоутверждении возникают мотивы физического самосовершенствования, соперничества, спортивных достижений как по отдельности, так и одновременно. Однако и один мотив, например игровой, может впитать в себя, кроме потребности в развлечениях, играх, отдыхе, эмоциональной разрядке, потребность в движениях, физических нагрузках, общении, самоутверждении [40].

Являясь движущей и направляющей силой поведения, мотивация формируется в процессе воспитания. Для развития ценностных и изменения неадекватных установок и стереотипов отношения студентов к здоровью и физической культуре наиболее значимо знание их внутриличностных детерминант.

Мотивационно-ценностный компонент включает в себя следующее:

  • ? ценностное осмысление теоретических знаний о здоровье, здорового образа жизни;
  • ? осознание личной и социальной значимости здоровья и образа жизни, необходимого для его формирования, сохранения и укрепления;
  • ? убеждение в необходимости здоровой жизнедеятельности и регулярной физкультурно-спортивной деятельности для самосовершенствования, самоутверждения, реализации жизненных и профессиональных целей;
  • ? потребность в самопознании;
  • ? понимание значимости валеологического образования взрослых как носителей социальных ценностей в формировании здорового образа жизни последующего поколения.

Операциональный компонент раскрывает наличие системы знаний о здоровом образе жизни, степень овладения практическими умениями для его реализации в разных условиях собственной жизнедеятельности. Этот компонент представляет собой совокупность умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах и об оптимальных способах сохранения, укрепления и развития здоровья, формирование умений осуществлять отбор и оценку знаний, умений, навыков на основе личностной модели здорового образа жизни. Этот компонент включает в себя:

  • ? уровень знаний, обеспечивающих здоровый образ жизни, понимание особенностей взаимосвязи здоровья и физкультурно-спортивной деятельности;
  • ? наличие системы знаний о себе как субъекте физической культуры;
  • ? владение навыками ценностно-ориентированной физкультурно-спортивной деятельности;

? наличие умений управления физическим самосовершенствованием.

Эмоционально-волевой компонент определяет эмоциональный фон жизни, который, как правило, отражает уровень физического и социального благополучия; работоспособность, качество и удовлетворенность жизнью. Он характеризует положительное отношение к здоровому образу жизни, направляет мотивацию на сознательные усилия по организации здорового стиля жизни, проявление положительных переживаний при выполнении физкультурно-спортивной деятельности. Эмоциональная оценка своего здоровья или нездоровья, своей деятельности по осуществлению здорового образа жизни, успехов или неудач в этом процессе является очень значимой, так как создает основу для пробуждения творческого потенциала личности, формирования оптимистического, позитивного мировоззрения.

Высокая ценность здоровья в индивидуальном сознании, знание об эффективных способах сохранения и укрепления здоровья не всегда ведут к физкультурно-спортивной деятельности. Для ее осуществления, преодоления себя, изменения своего образа жизни человеку нужна сильная воля — волевое усилие. Воля усиливает потребность в данной деятельности, придает ей устойчивость. Она возникает как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания личности. Усилие в отношении к физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой частную форму усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своему здоровью, характеризующих морально-нравственное состояние человека [29].

Основой саморегуляции и самовоспитания, регулятором поведения, взаимоотношений, общения и взаимодействия выступает самооценка. Она стимулирует развитие студента, его социальную активность, познавательную деятельность и выражает определенный уровень его притязаний, т.е. степень трудности поставленных перед собой задач. Расхождение между притязаниями и возможностями может стать причиной эмоциональных срывов, стрессов, повышенной тревожности, неврозов. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). От самооценки зависят требовательность студента к себе, критическое отношение к своим успехам и неудачам. Она формируется на основе знаний, опыта, оценки деятельности, сравнения, сопоставления себя с другими людьми и поступающей от них оценочной информации. Самооценка может быть адекватной, соответствующей действительности, и неадекватной. Заниженная самооценка свидетельствует о неуверенности в своих силах, недооценке своих качеств и, как правило, сопровождается беспокойством, высоким уровнем тревожности, формированием чувства неполноценности, снижением социальной активности студента. Завышенная самооценка возникает в случае переоценки своих качеств и возможностей, часто сопровождается отсутствием самокритичности и стремления к самовоспитанию, ведет к конфликтным ситуациям. Адекватная сбалансированная самооценка, отражая необходимое самоуважение и понимание возможностей самосовершенствования, благоприятно сказывается на развитии личности, ее психическом и физическом здоровье, определяет такое поведение студента, при котором и он себя хорошо чувствует, и другим с ним хорошо. Такая самооценка позволяет конструктивно разрешать внутриличностные и межличностные конфликты.

Эмоционально-волевой компонент включает в себя:

  • ? степень предпочтения ценности здоровья в иерархии терминальных ценностей;
  • ? эмоциональную оценку своего образа жизни;
  • ? чувство ответственности за свое здоровье;
  • ? сознательное преодоление трудностей, возникающих в процессе овладения ценностями физической культуры;
  • ? проявление положительных переживаний при выполнении физкультурно-спортивной деятельности;
  • ? достижение адекватной самооценки.

Практико-деятельностный компонент оценивает степень включения личности в целостную систему здорового образа жизни или в его отдельные элементы, готовность к его реализации и пропаганде. Его сформированность является индикатором развития мотивационно-ценностного, операционального и эмоционально-волевого компонентов. Уровень активности личности находится в определенном соотношении с ее развитием, качествами, характером, с их изменением на протяжении жизни, с воспитанием и самовоспитанием. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью — это прежде всего развитие поведенческих навыков здорового образа жизни, реализация физкультурно-спортивной деятельности.

Физическая культура при всем разнообразии разных форм, средств и методов занятий использует два основных пути своего влияния на организм, обеспечиваемые разными физическими механизмами, — тренировку и активный отдых, что позволяет целенаправленно, по «потребностям» оказывать на него стимулирующее влияние. И хотя каждый из путей приводит к новому, качественно отличному результату, итог их влияния приводит к определенному повышению уровня жизнедеятельности организма, лучшей организации физиологических процессов [6].

Эффективной формой физического совершенствования студента и достижения им других социально важных целей физического воспитания и самовоспитания является тренировка — систематически повторяющееся воздействие на функциональные системы, способствующее выявлению его духовных и физических способностей и обеспечивающее широкий диапазон приспособления к требованиям социально-экологических условий жизни. Цель тренировки вытекает из общих социальных и личностных установок студента на воспитание и самовоспитание и заключается в достижении такого уровня здоровья и физической подготовленности, который обеспечивает ему полноценную жизнедеятельность гармонически развитой личности. На основе тренировки, за счет внешней тренировочной нагрузки (величины, характера, последовательности выполнения, ритма, ее сочетаний с отдыхом и восстановлением работоспособности, содержания отдыха и его продолжительности) студент может изменить свое физическое состояние. Тренировка функциональных систем подготавливает студента к любой общественно полезной деятельности, лежит в основе всех форм воспитания и обучения, составляет базу физического воспитания и спортивной подготовки: развивает интеллект (память, мышление), совершенствует профессиональные знания и умения; обеспечивает физическое совершенство, высокий уровень здоровья, работоспособности и др.

Основой совместной деятельности, формой существования, условием становления студента как личности и удовлетворения его многосторонних потребностей в другом человеке является общение. В его структуре выделяют три аспекта: перцептивный (восприятие и понимание друг друга), интерактивный (организация взаимодействия) и коммуникативный (обмен информацией) [19]. Культура общения студентов во многом определяет их здоровье, настроение, физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние, отношение к жизни, работоспособность. Совершенствование культуры общения, которая проявляется в естественности, искренности и добросердечности, открытости своих потребностей, мотивов общения, даже если их не одобряют, поведении, стимулирующем желательные реакции партнера, чувстве дистанции, ненавязывании своего мнения, предполагает развитие культуры мышления, чувств и поведения. Культура мышления проявляется в умении осознать свои потребности, мотивы, цели общения и познать их у своего партнера.

Следует развивать у студентов не только способность осознавать собственное поведение, но и поставить себя на место другого, взглянуть на ситуацию, на себя его глазами, умение видеть связи между своим поведением, состоянием, особенностями личности и реакциями других людей. Это свойство личности во многом определяется культурой чувств, или эмоциональной культурой, которая проявляется в способности адекватно выражать собственные субъективные состояния и мысли посредством интонации, мимики, жестов и т.д., а также понимать эмоциональные состояния другого человека и откликаться на них, т.е. быть способным к эмпатии. Эмпатические переживания в форме сопереживания, сочувствия могут быть как положительными (радость, удовлетворение), так и отрицательными (печаль, неудовлетворенность). Способность к сочувствию, сопереживанию можно совершенствовать, что во многом зависит от стремления студента поставить себя на место своего собеседника, интереса к нему, желания понять его внутренний мир, доброжелательности. Выраженность эмпатии зависит от природных особенностей личности (например, чувствительности) и условий воспитания. Одним из важнейших компонентов общения является обратная связь, которая помогает партнеру осознать нашу реакцию на его поведение: поступки, как он влияет на нас, как мы к нему относимся.

Умение понимать людей, эмоционально откликаться на их переживания свидетельствует о культуре мышления и чувств студента.

Коммуникативный аспект общения составляет его внешнюю сторону — речевое и неречевое (мимика, жесты, физические действия с предметами) поведение. Культура поведения имеет два аспекта: логико-семантический и этико-этикетный, которые тесно взаимосвязаны, часто сочетаются, но не всегда осознаются. Сюда относятся умение выбрать по отношению к партнеру правильную позицию, которая отвечала бы его индивидуальным особенностям и ситуации общения, не ущемляла бы интересов как собственных, так и другого человека, способствовала взаимопониманию, сотрудничеству; корректное ролевое поведение в соответствии с ситуацией, ролевыми ожиданиями партнера. Культура поведения также определяет владение этикетом, добросовестное, ответственное, деликатное отношение к собеседнику, доброжелательность.

Продуктивное общение предполагает:

? соблюдение норм субъектных отношений, при которых проявляются внимание, поддержка, одобрение, соучастие и сопереживание;

  • ? свободный и активный обмен идеями, оценками, мнениями и уважительное отношение к высказываемым позициям;
  • ? конструктивный и доброжелательный характер критики;
  • ? стимулирование и мотивацию инициативы партнеров; внимание и одобрение их новаций, предположений, самостоятельности; оценку прежде всего идей и предположений, а не особенностей партнера или формы его высказываний;
  • ? преобладание интересов дела над личными интересами;
  • ? высокий уровень коммуникативной толерантности; терпимость в ответ на неодобряемые и непринимаемые качества и формы поведения партнеров;
  • ? оценка в партнерах таких качеств, которые способствуют повышению эффективности совместной деятельности, достижению общего успеха;
  • ? соблюдение норм партнерской этики, корректную форму оценки работы; замечания, не задевающие чести и достоинства, способствующие объединению участников деятельности;
  • ? устранение или смягчение своих некоммуникабельных свойств, например плохих черт характера, неприятных для окружающих привычек, склонность к аффекту;
  • ? положительное восприятие и открытое выражение радости от успеха партнеров и общих достижений, вдохновляющее и направляющее положительную энергию партнеров на новые достижения.

В образовательном процессе необходимо формировать культуру общения — помогать осваивать опыт в сфере здоровья и физической культуры, этику поведения и соответствующие психологические и этические знания, умения и навыки общения.

Основой саморегуляции и самовоспитания, регулятора поведения, взаимоотношений, общения и взаимодействия выступает самооценка. Она стимулирует развитие студента, его социальную активность, познавательную деятельность и выражает определенный уровень его притязаний, т.е. степень трудности поставленных перед собой задач. Расхождение между притязаниями и возможностями может стать причиной эмоциональных срывов, стрессов, повышенной тревожности, неврозов. От самооценки зависят требовательность студента к себе, критическое отношение к своим успехам и неудачам. Она формируется на основе знаний, опыта, оценки деятельности, сравнения, сопоставления себя с другими людьми и поступающей от них оценочной информации.

Самооценка может быть адекватной, соответствующей действительности, и неадекватной, завышенной или заниженной. Заниженная самооценка, появляющаяся в результате недооценки своих качеств, свидетельствует о неуверенности в своих силах. Она, как правило, сопровождается беспокойством, высоким уровнем тревожности, формированием чувства неполноценности, снижает социальную активность студента. Все это отрицательно сказывается на его здоровье. Завышенная самооценка возникает в случае переоценки студентом своих качеств и возможностей, часто сопровождается отсутствием самокритичности и стремления к самовоспитанию, ведет к конфликтным ситуациям. Объективная оценка результатов деятельности, достижения в учебе, работе, эмоциональное благополучие благоприятно сказываются на развитии личности, ее психическом и физическом здоровье, способствуют формированию адекватной сбалансированной самооценки, которая отражает достаточное самоуважение и понимание возможностей самосовершенствования и определяет такое поведение студента, при котором и он себя хорошо чувствует, и другим с ним хорошо. Такая самооценка позволяет конструктивно разрешать внут- риличностные и межличностные конфликты.

Практико-деятельностный компонент включает в себя компетентную готовность и предрасположенность к регулярной поисковотворческой физкультурно-спортивной деятельности и продуктивному общению, достижению оптимального уровня психической и физической подготовленности, соответствующего требованиям жизнедеятельности, будущей профессии, сохранения здоровья.

Все компоненты, составляющие структуру ценностного отношения к здоровью и физической культуре, взаимосвязаны и взаимообусловлены, воздействие на один из них оказывает влияние на отношение в целом. Мотивационно-ценностный компонент стимулирует формирование потребностей, интересов, мотивов, убеждений, установок, обеспечивающих практико-деятельностный компонент, влияет на формирование операционального компонента. Сформированная мотивация ведет к развитию эмоционально-положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, реализации здорового образа жизни, способствует проявлению волевых усилий. Положительные эмоции, сопровождающие ситуации успеха, фиксируются в сознании и стимулируют развитие операционального и практикодеятельностного компонентов. Таким образом, процесс формирования ценностного отношения к здоровью и физической культуре предстает синтезом этих компонентов с динамичной структурой. Каждый из них требует выполнения комплекса значимых, целенаправленных педагогических воздействий.

Личность как целостная, самоорганизующаяся система включает в себя семь основных уровней: 1) телесные ощущения и реакции; 2) образы и представления; 3) самосознание и рефлексию; 4) межличностные отношения и социальные роли; 5) социокультурную детерминацию личности; 6) экзистенциальные (сущностные) или трансперсональные переживания; 7) самоактуализацию («самость») [7]. Они непосредственно соотносятся с основными компонентами здоровья. Формировать ценностное отношение к здоровью и физической культуре у студентов в процессе физического воспитания необходимо на всех структурных уровнях личности, в соответствии с личностными свойствами и реальными возможностями. Это предполагает различие в содержании, средствах и методах целенаправленного воздействия для обеспечения активности студента в сохранении своего и общественного здоровья (табл. 1).

Формирование ценностного отношения студента к здоровью и физической культуре на разных структурных уровнях личности

Таблица 1

Структурный

уровень

Сфера педагогического воздействия и самовоздействия личности

Средства физического воспитания

Телесные ощущения и реакции

Осознание своего физического «Я», его природной целесообразности, необходимости для него регулярной ФСД, соблюдения гигиенических принципов; сенсуальность к себе

Упражнения на развитие основных физических качеств, спортивные, оздоровительные, релаксационные, корригирующие, профессионально-прикладные виды ФК; массаж и самомассаж; закаливание

Образы

и представления

Развитие культуры восприятия себя и действительности, норм поведения; построение образа своего тела, формирование представлений о его изменении в будущем, его идеального образа; повышение образовательного уровня; осознанный выбор вида ФСД

Литература (учебная и дополнительная) и другие информационные средства (лекции, дискуссии, наглядные, видео, компьютер и др.), повышающие образовательный и операциональный уровни ФК. Его самоанализ и самооценка на основе контрольных вопросов и тестов

Самосознание и рефлексия

Способности и готовность к самопознанию (продуктивное самоосознание, самоосмысление, самооценка себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, мыследеятельно-

Приемы и методы самопознания; рефлексия, контроль и самоконтроль ФСД, индивидуальнопсихологических особенностей; индивидуализированная (на основе самопознания) пси-

Структурный

уровень

Сфера педагогического воздействия и самовоздействия личности

Средства физического воспитания

сти, качеств, поведения и т.д.), формирование самоотношения

хическая и физическая нагрузка

Межличностные отношения и социальные роли

Осознание уровня взаимоотношений с окружающими людьми, управления собой, продуктивности взаимодействия

Технологии развития коммуникативных качеств, эмпатии и др. (социально-психологические тренинги — делового общения, перцептивного и др.); методы и приемы эмоционально-волевой саморегуляции; антистрессовые и дыхательные виды гимнастики, аутотренинг

Социокультурная детерминация личности

Сознательный выбор видов и способов двигательной активности, обоснованного утверждения и рефлексии собственной позиции в отношении здорового образа жизни; субъектность жизненной позиции

Полноценная целенаправленная ФСД, включающая в себя этапы целеполагания, планирования, реализации цели, рефлексивный анализ результатов, многообразие входящих в нее видов деятельности

Экзистенциальные (сущностные) или трансперсональные переживания

Осознание ценности и смысла своего существования, единения с природой, ответственности за свое здоровье, противоречий жизни и творчества

ФСД, востребующая проявление личностных качеств в создании эмоционально-положительного поля в жизнедеятельности и преодолении трудностей

Самоактуализация («самость»)

Поисково-творческая активность с учетом своих склонностей и способностей, мотивация здоровья для творческой самореализации

Многообразие видов и приемов ФСД, ведущих к физическому совершенству, полному выявлению и развитию своих личностных и физических возможностей

Примечание: ФК — физическая культура, ФСД — физкультурно-спортивная деятельность.

Результатом образовательного процесса по физической культуре в вузе являются интериоризация студентами ценностей физической культуры, развитие такого уровня самосознания, ценностных ориентаций и рефлексии, при котором интеллектуальное, духовное и физическое совершенствование студента осуществляется в здоровом стиле жизни, повседневной физкультурно-спортивной деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы