Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Основы философии
Посмотреть оригинал

Неогуманизм

Как будут выглядеть люди грядущего? Многие из них станут раньше взрослеть, раньше брать на себя ответственность, лучше адаптироваться к другим людям и обществу, проявлять больше индивидуальности. Они будут стремиться к равновесию между работой и развлечением, производством и потреблением, между умственным и физическим трудом, абстрактным и конкретным.

Однако все эти рассуждения могут оказаться досужими, если новый век принесет совсем другие ценности, другой уклад жизни, другие взгляды на смысл человеческого существования и т.д. Разве люди XIX в. могли предугадать, каким окажется XX в.? Социальная жизнь зависит от множества факторов. Поэтому в судьбе человечества возможны самые разные неожиданности вплоть до принципиального смещения представлений о смысле существования человечества.

Нс следует безоглядно доверять и абсолютно безоблачным сценариям. Многие из нас чувствуют, в каком опасном мире мы живем. Мы знаем, что социальная нестабильность и политическая неуверенность могут дать выход разрушительным энергиям. Мы знаем, что такое война и экономический кризис, что может совершить деспотическая власть вроде бы из благородных побуждений.

При беглом взгляде на историю в первую очередь можно заметить наиболее значительные, масштабные события, ставшие поворотными. Например, зарождение христианства явилось огромным скачком в культурном развитии мира. Подобные эпохальные события как бы делят историческое время на этапы, ступени развития человечества и его культуры. Подобный подход основывается на историческом понимании развития человечества: оно рассматривается как единство, существовавшее не всегда, а сложившееся постепенно.

В любом случае человечество может выжить только в том случае, если его будут одухотворять высокие цели. Сокровищница разума, ноосфера, несомненно, станет еще более значительной. Однако важно, чтобы достижения человеческого ума и духа помогли человечеству выбрать наименее опасный магистральный путь развития. Философы вполне правомерно говорят о «гуманистической революции», которая призвана соотнести социальное развитие с запросами человека, его интересами. В сознании мыслителей все более прочно укореняется мысль, что наиболее стойким и перспективным может оказаться лишь такой строй, который будет соотноситься с мерками самого человека, его запросами. Никакое другое развитие — научное, техническое или экономическое — не даст удовлетворительных результатов, если оно не будет подкреплено гуманистической революцией, перестройкой сознания и ценностей. Никаких изменений не следует добиваться силой. Они должны происходить одновременно в экономической, политической и культурной областях. «Человек может защитить себя от последствий собственного безумия, — пишет Э. Фромм, — лишь создав здоровое общество, соответствующее его потребностям, которые коренятся в самих условиях его существования»[1].

Каковы признаки такого гуманизированного общества? Прежде всего человек должен относиться к другому человеку с любовью. Это будет общество, зиждущееся на узах братства и солидарности, а не на кровных или почвенных узах, т.е. основанных на осознании территориальной общности; общество, которое даст человеку возможность господства над природой через творчество, созидание, а не разрушение; общество, в котором каждый будет обладать чувством индивидуальности и воспринимать самого себя как личность. Наконец, это будет общество, в котором система ориентации и увлеченности человека не будет отягчена искажениями реальности и поклонения идолам.

Разумеется, философы видят и реальные противоречия, которые могут выявиться в процессе исторического развития. Есть и опасность утопизма, когда все мечтают об идеальном обществе и не видят, как на самом деле рождаются социальные институты, враждебные человеку. Это особенно важно осознавать, говоря о судьбах России. Ведь мы находимся сейчас на историческом перепутье. У нас есть возможность приобщиться к мировой цивилизации, строить постиндустриальное общество. Необходимо учесть и национальные особенности нашей страны. Вот почему осмысление исторической судьбы России сегодня столь актуально.

Начало нового тысячелетия сможет стать эпохой утверждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной организации, политики, общения и государственной жизни. В то время когда повсюду происходят крутые перемены, рушатся личные жизни и существующий социальный порядок, когда на горизонте маячит новый фантастический стиль, говорить о будущем означает не только демонстрировать нашу философскую, интеллектуальную любознательность, но и заострить внимание на проблеме выживания человечества.

Антиутопия — такое изображение будущего, когда оно представляется кошмарным, враждебным человеку.

Глобальные проблемы — проблемы социального развития, от которых зависит судьба человечества.

Научно-техническая революция — грандиозный процесс преображения цивилизации, связанный с тем, что после Второй мировой войны наука и технический прогресс соединились и в качестве нового феномена оказали огромное воздействие на социальную динамику.

Утопия — специфический способ мышления, позволяющий обрисовать будущее в виде некой страны, которой на самом деле нет.

Вопросы и задания

  • 1. Что такое ускорение прогресса? Расскажите, что вы знаете о научно- технической революции и ее социальных последствиях. Каковы прототипы научно-технической революции? Что такое информационные технологии?
  • 2. Когда был создан Римский клуб? Охарактеризуйте ваше понимание глобальных проблем. Когда и почему они были осознаны? Какие проблемы мы относим к глобальным? Каковы пути решения глобальных проблем?
  • 3. Что такое «концепция устойчивого развития»? Кому принадлежит мысль о «глобальной деревне»? Кто из современных философов полагает, что в современном мире станет заметным «конфликт цивилизаций»?
  • 4. Проведите различия между утопией и антиутопией. Какие антиутопии вы знаете? Какие прогнозы на будущее вам знакомы? Как можно предвидеть будущее?
  • 5. Что такое «гуманистическая революция»? Попробуйте представить себе XXI в. Каким он, по вашему мнению, будет и почему? Может ли случиться нечто непредсказуемое, о чем не догадываются прогнозисты?

  • [1] Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе. М. 2005. С. 412.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы