СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Социальная работа как специфический вид деятельности в современном мире

Состояние современного российского общества можно охарактеризовать сложностью и противоречивостью экономического, социального и духовного состояния. Сложные кризисные явления в социально-экономической сфере, падение ВВП, инфляция 12,8% - все эти факторы создают новые социокультурные условия жизни граждан. И этой связи возрастает роль выбора эффективных моделей социальной работы. Социальная работа как социокультурное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества. Именно поэтому изучение социокультурного контекста социальной работы представляет актуальность, поскольку он предопределяет структурные и функциональные характеристики социальной работы в практической и теоретической деятельности.

Феномен социальной работы в России можно рассматривать как относительно новое культурное и профессиональное явление, поскольку она возникала всего два десятилетия назад. Становление социальной работы в жизнедеятельности человеческого общества можно рассматривать как неординарное явление, особенно применительно к прошлым этапам человеческой истории, учитывая тот факт, что отношение к слабым и уязвимым членам общества не всегда было однозначным. Так, например, в Древней Спарте, в некоторых американских племенах были распространены случаи инфантицида, умерщвления стариков, немощных и больных. Институализация социальной работы отражает нравственную эволюцию в сознании людей, гуманизацию общества, гармоничное развитие, переход на цивилизационный путь развития, где приоритет занимает человек как личность, его права и свободы.

Современное общество выработало специфический механизм, который призван обеспечить стабильность развития его структур, институтов, незащищенных членов общества. Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как профессиональная деятельность, направленная на помощь нуждающимся. Будучи современной формой социальной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в традиции благотворительности, этноконфессиональной культуры.

Необходимо отметить также, что социальная работа в настоящее время представляет собой деятельность по обеспечению социальных и экономических прав человека, семьи, группы или компенсации социального физического или психического ущерба, который мешает индивиду, группе пользоваться своими правами. Основной функцией института социальной работы является способствование реализации и соблюдению прав человека. Человек находится в центре интересов социальной работы, что является основным фактором ее существования, базовой ценностью ее мировоззренческой гуманистической системы.

Но между тем, системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря, на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении. Модели социальной работы в различных частях мира формируются в результате политического и социально-экономического развития общества, во многом опираясь на историко-культурный контекст, который характеризует его содержательные характеристики.

Существуют социокультурно обусловленные модели социальной работы, которые отличаются широким разнообразием форм, методик и технологий социальной помощи и защиты. Как отмечает Холостова Е.И.: « в любом обществе, где проводится социальная работа, существует своя система ценностей. С точки зрения социальной работы, работы с конкретным человеком (в группе лиц и т.д.), а также развития системы ценностей социальных работников очень важно принимать во внимание ценности, философию, этику и идеалы тех, с кем они работают». То есть, несомненно, в практической деятельности социальной работы необходимо учитывать этнические, культурные, ментальные особенности, учитывая полиэтничность, многоконфессиональность культурного пространства России. В связи с этим, необходимо разработать теоретико-практические подходы в социальной работе с различными категориями нуждающихся: мигрантами, девиантными личностями, искать новые подходы решения проблем неблагополучных семей и т.п. Это одна из важных проблем социальной работы в процессе ее оформления в современной России.

На особенности социокультурного, культурологического компонента социальной работы обращает внимание и И.В. Митина: «понимание социокультурной среды, в которой осуществляется практика, - есть неотъемлемая часть профессиональной компетентности социального работника наряду с концептуальной, интегративной, адаптивной и межличностной». Существуют культурно-исторически обусловленные модели социальной работы, которые отличаются широким разнообразием форм, методик и технологий социальной помощи и защиты. Например, различаются западное и восточное понимание попечения. Социальная работа в большинстве западных стран ориентирована на индивида, его личностное начало. И социальные службы изначально создавались по месту жительства людей и обслуживали в основном только тех, кто не имел иной возможности получить помощь, как, например, движение «Сеттльмент», в Соединенных Штатах Америки. В странах восточной культуры человек по традиции воспринимается в основном как элемент системы семейных связей, как часть малой группы, а не как отдельная изолированная личность. В работе индийского автора Кумара (1995) содержится описание практики социальной работы, основанной на принципах Махатма Ганди, которые имеют особое значение в индийском обществе (См.: 3,С.56). В США же, как и во многих европейских странах, социальная роль семьи состоит преимущественно в подготовке индивида к независимой от семьи самостоятельной жизни в обществе. Как мы видим, содержанием традиционных ценностей культуры и определяется разработка практических методов социальной работы.

Наряду с этим главными идеями социальной работы являются идея прав человека, помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, активизация государственных мер по защите и социальной поддержки, снижение социальной дифференциации, гуманизация и гармоничное развитие общества. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и основанием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться: право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.

Реализация социальных прав и гарантий невозможна без современной качественно продуманной социальной политики, модернизированной системы социальной защиты и социального обеспечения, повышения качества социальных услуг. В условиях модернизации России одним из условий дальнейшего развития процессов институционализации социальной работы выступает ее технологизация, под которой понимается интенсивная разработка, апробация и внедрение инновационных социальных технологий в практику социальной работы. В отличие от традиционных видов деятельности, социальная работа в настоящее время является менее технологизированной, что связано с рядом объективных и субъективных обстоятельств. Прежде всего, речь идет о слабой разработанности теории социальных технологий, отсутствии адекватной практики их типологии и механизмов внедрения. Весьма актуальным является вопрос о соотношении социальной работы и социальных технологий: социальная работа, одновременно являясь видом технологии, использует в ходе своей реализации множество прикладных социальных технологий. Другим моментом является факт непрерывности процесса разработки инновационных социальных технологий, связанный с возникновением новых социальных проблем и необходимостью их оперативного решения.

Понятие «социальное благосостояние», являющееся одной из ключевых направлений исследований социальной работы, используется в различных странах по-разному. Это понятие, как известно, включает в себя многие экономические, политические, культурные, социальные компоненты, обуславливающие различные основания для условий благосостояния в различных обществах. Недопонимание этого привело, к примеру, тому, сравнение британских и американских систем социальной работы привело к чрезмерному упрощенческому подходу к проблемам социальной работы (особенно касательно систем здравоохранения). Важная роль социальной работы все больше проявляется в российском обществе. Представление общества как системы социокультурной целостности особенно обостряется в период его трансформационных процессов. В современных российских условиях прорабатываются различные виды социальных технологий, системы социального функционирования, изучается теоретический и практический опыт зарубежных стран, идет конструктивный поиск форм и методов, призванных обеспечить эффективную поддержку социальным группам и слоям, общества в целом.Несмотря универсальный базис концепций социальной работы, построенных на принципах гуманности, общественного и государственного патернализма, социальная работа не может осуществляться без учета и понимания ее этнической и культурной аутентичности.

Процесс становления социальной работы свидетельствует о том, что социальная работа оформилась как необходимый социокультурный институт, направленный не только на обеспечение помощи человеку в трудной жизненной ситуации, но и отношение к нему к как высшей ценности, создание благоприятных условиях его жизнедеятельности, гармонизации отношений человека и общества.

Специфика национальных особенностей России оказывает значительное влияние на эффективность осуществления различных форм социальной работы. Культурно-исторический контекст социальной работы включает в себя не только многовековую коллективную память политических и законодательных доктрин, но и методы, формы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде. Однако несмотря на то, что для теории социальной работы актуальны такие универсальные социокультурные категории: человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т.д., природа человека, отношения к его потребностям, отношения человека и среды, взаимодействия человека и общества, по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теоретической и практической организации социальной работы. Человек является неотъемлемой частью культурной среды, социокультурной традиции, что обусловливает его развитие и характерные для него проблемы. Как считают ряд современных исследователей (Дж. Берри, Г. Триандиса, Г. Хофстеде и многих других), в ориентации культур либо на коллектив, либо на личность отражаются наиболее значимые различия между ними. При рассмотрении в качестве культурного синдрома индивидуализма подобной точкой отсчета является ориентация на автономного индивида, а при рассмотрении коллективизма - ориентация на некий коллектив - семью, племя, этнос, государство, религиозную группу и т.п.

Западная и отечественная модели социальной помощи исторически основывались на принципах и идеях христианства. Однако, поскольку западная традиция христианства всегда была ориентирована на индивидуальный путь спасения человека, то и практика социальной работы в западном обществе была направлена, прежде всего, на соблюдение личностной свободы, а общественные отношения и идеалы выступали в качестве нормы. Например, идеи альтруизма, лежащие в основе социальной работы, характерны и для западной, и для отечественной моделей, однако, в западной модели они отразились в индивидуализме, в признании абсолютной свободы личности, признании его прав. Как утверждает мыслитель и социолог Карл Поппер: «...объединенный с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации...»[1], причем, по его мнению, эта традиция восходит еще к эпохе античности. К.Поппер выражает мысль о том, что «индивидуализм в Древней Греции был составной частью старой интуитивной идеи справедливости. И эта справедливость, в отличие от платоновской, означала не здоровье и гармонию в государстве, а определенный способ отношения к личности».

В историко-культурной и философской традиции социальной помощи в России прослеживаются идеи коллективизма. Альтруизм представлял собой воплощение идей соборности, народности, коллективности. Таким образом, мы можем привести примеры архаичных общинных форм помощи у славян как «толока», «помочи», «всем миром», « складчина», а также патерналистскую модель социального обеспечения, которая существовала в советские годы. То есть именно коллективизм представлял собой основной принцип организации жизнедеятельности и практики социальной помощи. Безусловно, такие социокультурные векторы развития отечественной системы социальной помощи обусловили ее специфику по сравнению с западными моделями. Профессор Е. П. Агапов, исследуя социальную помощь в контексте культуры Востока и Запада, выделяет, что «социальная работа, представлявшая собой профессиональную помощь нуждающимся, была призвана нейтрализовать негативные последствия частной собственности, которые угрожали устоям западного общества. На Востоке, не знавшем господства частной собственности, социальные проблемы никогда не достигали такой остроты, которая требовала бы вмешательства профессионалов. Поэтому истоки социальной работы были генетически связаны с западной культурой, хотя впоследствии вышла за ее рамки»[2].

Ключевыми детерминантами теоретической и практической деятельности социальной работы, оказавшими влияние на ее формирование, стали филантропическая деятельность, религиозно-духовные и светские ценности. В античной культуре способ оказания социальной помощи носил классовый характер и ограничивался кругом тех, кто принадлежал к числу свободных греческих или римских граждан. Основу восточной, в отличие от западной, составляли традиционные формы социальной помощи, деятельность общины была связана с заботой о благосостоянии своих членов. С принятием христианства изменилась парадигма помощи, которая определяла необходимость благотворительной деятельности, исходящей от христианской этики служения ближнему. С наступлением эпохи Возрождения началось развитие благотворительности, исходившей не из религиозных, а из светских оснований. Процесс становления буржуазных отношений, завершившийся промышленным переворотом, сопровождался обострением социальных проблем, решение которых было уже не под силу волонтерам благотворительных организаций, а требовало вмешательства профессионалов.

В генезисе социальной работы в России в зависимости от исторического этапа и социокультурной среды выделяются следующие модели организации социальной работы, то есть стадии социокультурного и исторического развития, через которые оформилась отечественная система социальной помощи и защиты: архаичные общинные модели как «толока», «помочи», «всем миром»; княжеская благотворительность; церковно-монастырская деятельность; общественное презрение и частная благотворительность; социальное обеспечение. Таким образом, мы можем отметить, что социальная работа как феномен российской действительности имеет многовековые традиции.

С принятием христианства как государственной религии на Руси в конце X в. века происходит смена культурно-исторической парадигмы помощи от архаичных форм поддержки и взаимопомощи к периоду княжеской и церковно-монастырской благотворительности. Национальные историко-культурные особенности социальной работы (помощи) в России всегда понимались в ее отнесенности к христианским добродетелям, благотворительности, следуя которым любой человек, даже князь, мог повышать свой авторитет, проявляя свою духовность. Именно поэтому возникновение социальной работы, как социального института, на Руси связывается с инициативой князей, а его развитие - с деятельностью православной церкви. Е. И. Холостова отмечает, что «нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель. При таком воззрении благотворительная помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей. Так и относились к ней князья, из которых многие восхвалялись летописцами за нищелюбие» .

Князья накануне больших праздников ходили по тюрьмам и богадельням, где из собственных рук раздавали милостыню больным и убогим[3].

Таким образом, именно специфика православных духовных ценностей обеспечила появление философии «призрения», которая многие столетия определяющим подходом в отечественной модели социальной помощи. К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин пишут, что в странах Западной Европы в XVI- XVII вв. на Западе государственная система социальной помощи характеризовалась возрастанием роли государства и снижением активности христианской церкви. Таким образом, уже в 1529 г. в Германии был принят Гамбургский устав о помощи бедным, а в 1682 г. - Указ о мерах государственного призрения. В Англии в 1531 г. принят закон о помощи бедным, а в 1572 г. введен общенациональный налог для оказания помощи неимущим. Во Франции в 1642 г. было создано благотворительное бюро по призрению нищих, а с 1656 г. получило широкое распространение сеть государственных Общих госпиталей. Совсем иначе представлял процесс институализации социальной работы в этот период времени в России. Если в западноевропейских странах отмечался повсеместный переход к системе государственной помощи, то в России возник особый церковно-государственный тип призрения, особенностью которого являлось паритетное участи церкви и государства в делах благотворительности.

В XX в. произошли значительные изменения в проблеме оказания социальной помощи. XIX- XX вв. на Западе ознаменовался переходом к институализации социальной работы. Большую роль в этом сыграло и развернувшееся феминистское движение. Сформировались две основные модели социальной помощи: «американская» и «европейская», в основе разделения которых лежит различное соотношение роли государства и общества в систем социального призрения. В этот период обобщается и систематизируется практический опыт благотворительных обществ «Сеттльмент», Армии спасения; появляются первые теоретические школы социальный работы (М. Ричмонд, Д. Адамс), начинается профессиональная подготовка кадров социальной работы.

М. П. Целых отмечает, что: «культура, национальный характер и система ценностей американского общества оказали большое влияние на становление и развитие системы социальной помощи социальной работы. Основные черты современной социальной работы в США соответствуют главным ценностям американской культуры, отражают тенденции широкого культурно-исторического контекста». Стоит упомянуть, что, например, Мэри Ричмонд (одна из первых теоретиков социальной работы, автор книги «Социальные диагнозы»), исходя из американской идеологии индивидуализма, рассматривала бедность как болезнь, как неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь.

Основу европейской модели социальной работы составляет теория государства всеобщего благосостояния. Следует отметить, что понятийное поле в западной модели помощи оформлялось на основе конфессиональных, политических, социально-экономических, психологических подходов. Содержание идеологии государства всеобщего благосостояния заключается в концепции «естественных прав» человека. Основные принципы этой теории заключаются в следующем: создание примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных планов, обеспечение достойного уровня жизни, стремление снижению социально-экономической диспропорциональности, к увеличению социального равенства и справедливости.

Советский период в истории России заложил основы модели социального обеспечения - государственного патернализма, в основе которого лежал принцип социалистического перераспределения, преференции и приоритеты в системе социальной политики были направлены трудящемуся населению. Советская система государственного патернализма практически исключила все виды и формы благотворительной деятельности. Однако централизация и монополизация системы социального обеспечения привели к медленному реагированию на решение социальных проблем, породили различные формы социального иждивенчества. Богатый дореволюционный опыт социальной работы в России деятельности благотворительных и общественных организаций остался невостребованным. Однако отметим, что к отличительным особенностям благотворительной деятельности советского периода относились «децентрализация, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким слоями населения. Следует отметить, что даже несмотря на то, что система российская система благотворения имела многочисленные недостатки, в числе важнейших которых включало рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы, - это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи». Советская система социальной защиты, порывавшая с традициями прошлого, отвела государству исключительную роль в осуществлении помощи нуждающимся. Осознание ее неэффективности вследствие тяжелого социально-политического кризиса 90-х годов, стимулировало введение новой для России профессии социального работника.

Проанализировав историко-культурные особенности социальной работы, мы приходим к выводу, что, несмотря на социокультурные различия идеологии социальной работы западных моделей, богатый исторический теоретический и организационный опыт стран Запада, безусловно, полезен и заслуживает осмысления и освоения. Однако без должного их культуросообразного соотношения с отечественными культурно-историческими традициями социальной помощи и поддержки, невозможно создание оптимальной и эффективной общественной системы, модернизации социальной сферы, улучшение жизнедеятельности граждан. Успешные модели, как правило, очень трудно полностью заимствовать, поскольку они, встроены в общую систему культурно-исторического развития.

Социальная работа - эта деятельность по оказанию помощи различным слоям населения. Однако, как отмечает М.В.Фирсов «в то же время социальная работа не ограничивается достижением практических целей, но и несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов»1. Социальная работа — одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной или реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения[4] [5]. Границы социальной работы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах, поскольку на профессиональном уровне социальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальной политикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своего исторического развития. Социальной работе свойственна преемственность, которая обусловлена тем, что социальные и гуманитарные проблемы в обществе, а также теоретические и практические подходы к их разрешению возникают параллельно с развитием как самого общества, так и отдельных личностей, его составляющих. Сфера социальной работы расширяется одновременно и соответственно с расширением и усложнением характера и масштабов социальных связей в обществе. Практическая социальная работа представляет собой комплекс методов и навыков, базирующихся на различных знаниях и теориях. При этом в каждый определенный период возникают новые социальные вопросы и проблемы. Каждая эпоха требует своего подхода к проблемам общества. Кроме того, по мере расширения кругозора социальных работников и увеличения их роли раздвигаются границы их деятельности.

Центральная задача современной социальной работы заключается, в том, чтобы содействовать оптимальной адаптации людей, семей и групп населения к своему окружению. Эта социально-психологическая направленность (личность - общество) эволюционировала на протяжении XX в. и определяла работу в этой области. Целью профессиональной деятельности социальных работников является оказание содействия в улучшении жизненного уровня людей и создании условий, позволяющим членам общества, и особенно тем из них, кто находится в трудном положении, развивать способы самопомощи и опираться на собственные ресурсы[6] [7]. В этом главное отличие профессиональной социальной работы от благотворительности, на это указывает и Т.Шанин: «...благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и стремление делать добро. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха» .

В социальной работе применяются принципы социальнофилософского познания к анализу конкретной проблемы социальной сферы. Философия прав человека - это базис социальной работы. Ценность человеческой жизни является основой основ всей работы в области социальной защиты и поддержки. Активная поддержка человека, противодействие нарушению его прав, деятельность в области обеспечения и улучшения качества жизни - важнейшие ценностные ориентации социальной работы в современном мире.

Л.П. Кузнецова подчеркивает: «Являясь одним из видов человеческой деятельности, социальная работа осуществляет определенные социальные изменения, используя при этом, свои специфические средства и методы. При этом главная задача социальной работы заключается не столько в социальной трансформации, сколько в текущем, постоянном устранении дисфункций общества в целом или его отдельных элементов»1.

Важная особенность социальной работы как профессии - это ее посреднический характер. Элемента посредничества является центральным в индивидуально социальной работе с клиентом. Необходимость посредничества между человеком и социальными институтами возникает тогда, когда человек, оказавшись в трудной жизненной ситуации, не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. В общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и обществом. Он содействует эффективной адаптации клиента в социуме, а также процессу гуманизации общества, преодолению социальной дифференциации.

  • [1] Поппер К. Открытое общество и его враги. [Электронный ресурс]. URL:http://monologos.rU/karl-popper-otkryitoe-obshhestvo-i-ego-vragi/5/ (дата обращения:15.07.2014).
  • [2] Агапов Е.П. Социальная помощь в контексте культуры: автореф. дисс. д. философ.н. - Ростов-на-Дону, 2001. - 48 с.
  • [3] Пономарев П. А. Социальная работа как социокультурный институт: автореф.дисс. д. философ.н,- Ростов-на-Дону, 2005. - 47 с.
  • [4] 'Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. - История социальной работы. - М., 2006. - С. 12.
  • [5] Агапов Е.П. Социальная работа как общественный феномен. - [Электронный ресурс]. -http://soc-work.ru/article/335
  • [6] См.: Новак Е.С. Социальная работа за рубежом. - Электронный учебник. - В.,2001.-С. 78.
  • [7] Рамон Ш. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. - М., 1997. -С. 20.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >