Заключение

Проблемы, поставленные русскими философами и литераторами, были во многом схожими. Литературность русской философии и философичность литературы XIX-XX веков создали уникальный тандем, в котором больные вопросы русской жизни выразили себя наиболее полно. Главной задачей всего рассматриваемого периода было осмысление себя как нации, поиск своего места в мировом пространстве, поиск путей, но которым должна идти Россия.

«Точкой пересечения» русской философии и литературы было православное миропонимание. Православие повлияло на пристальное внимание русского Художника и Философа к своей духовной сущности, на то внутреннее самоуглубление, которое характерно как для отечественной философии, гак и для литературы. Под знаком Православия разрабатывалась русская идея в работах В. Соловьева и сочинениях Ф. Достоевского, в философских размышлениях II. Бердяева и сочинениях писагелей- символистов. Философская мысль в нашей стране всегда «подпитывалась» мыслью о судьбе России. Вечный русский вопрос «Восток или Запад?» в разные периоды истории решался но-разному и не потерял своей актуальности в нынешней политической обстановке. Решение вопроса имело следующие варианты: принятие одного и отвержение другого и слияние, синтез разнонаправленных векторов развития. В один и гот же период развития синтез мог оцениваться как губительный для России (А. Белый) и как спасительный (Д, Мережковский).

Исследование отношений личности и власти также объединяло философию и литературу. В культурно-мифологическом пространстве России миф о власти занимает одно из важнейших мест. В сознании русского православного человека этот миф «многослоен»: он содержит древний архаический слой и более новые слои, индивидуально окрашенные у разных писателей.

Для русской философской и литературной мысли характерны бинарные антитезы: греха и святости, демона и ангела, Запада и Востока и т.д. На таких бинарных противопоставлениях построены философские системы (славянофилов, В. Соловьева, Н. Бердяева) и художественное пространство таких писателей, как Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. Исследование бинарных и тернарных систем в русской литературе выявило следующую закономерность: писатели, тяготеющие к бинарной системе, имели ярко выраженную православную основу творчества.

Утопическое сознание проявляет себя в создании утопии как литературного жанра и как философской системы. В русском сознании утопический элемент силен, поскольку «ложится» на православную основу, в которой стремление к идеалу принимает эсхатологическую форму. В русской философии понимание Церкви как исторической сменяется пониманием ее как духовной и является основой для построения философских и художественных систем.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >