Славянофилы об особенностях русской нации

Задачи славянофилов в области исследования русской нации можно свести к следующим составляющим:

  • 1 .Формальное определение нации и народа в их отношении к индивидууму.
  • 2. Вопрос о качественном содержании разных национальных идей и определение национальной сущности исторического бытия разных народов.
  • 3. Проблема взаимоотношения разных народов и национальных

идей.

А. Хомяков отмечает следующие черты, характеризующие русскую нацию:

  • • поиски истины «в братстве человеческом», основанном на «чувстве любви, правды и добра»;
  • • способность сочувствовать всем видам человеческого развития, сживаться с жизнью иноплеменников.

По мысли А. Хомякова, в основе русского нравственного быта лежат два начала: семья и община. Факт духовного единения людей, по Хомякову, важнее фактора экономического. Жизнь народного «хорового» начала, противостоящая личным действиям, обеспечивает справедливость нравственного бытия общества. А. Хомяков считал, что каждый отдельный человек «должен считаться с жизнью народа не только мыслью, но целым своим существом» [2]. Только гак можно «продвинуть вперед человечество». Система понятий, таким образом, выстраивается достаточно четко: семья - народ - человечество. В этой системе семья воспринимается как естественная ячейка народа, а народ - как естественное, а не отвлеченное проявление человечества. Таким образом, народность не только не чужда общечеловеческого начала, она принимает в себя «все человеческое» и гем самым обеспечивает свое естественное развитие. Личность, ставшая «вне народа», отстраняется и от человечества. Поэтому «чем человек полнее принадлежит своему народу, тем более доступен он и дорог всему человечеству» [3]. Идеи А. Хомякова впоследствии будут положены в основу рассуждений о русской идентичности и предназначении русского народа Ф. Достоевского.

В переписке с великим князем Александром Александровичем (будущим российским императором Александром II) Достоевский отстаивал необходимость борьбы за самобытность русских. Он писал о том, что мы забыли о задачах русского духа в «смущении и страхе перед тем, что далеко отстали от Европы». Достоевский подчеркивал, что без самоуважения невозможно стать великой нацией и сделать что-то для пользы всего человечества [4]. Тогдашний наследник престола глубоко уважал Достоевского как горячего проповедника основных начал веры, народности и любви к Отечеству.

Примечания

  • 1 .Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М, 2007, с.30.
  • 2. Хомяков А.С. Сочинения. В 2т. М., 1994. Т.2. С.68.
  • 3. Там же. С. 95.
  • 4. См. журнал «Свой». Январь 2015.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >