Социальное сиротство и защита детства в дореволюционной России и на этапе советского общества

В древние времена на Руси сиротой считался человек, лишенный попечения, оставшийся без средств к существованию, безродный. Сиротами называли детей брошенных а также одиноких стариков. Сиротами при живых родителях на Руси чаще всего становились незаконнорожденные (зазорные). Первый приют для «зазорных» младенцев открыл Митрополит Иов в 1706 г.

Основная идея воспитательной системы 18 века: создание сословия «образованных людей, которые способны служить отечеству, владеть различными ремеслами». Автором социального социальнопедагогической программы, проекта Иван Иванович Бецкой, личный секретарь Екатерины II стал и руководителем всех воспитательных учреждений. Будучи немкой по происхождению, императрица всячески старалась облегчить жизнь своих новых подданных, благополучие которых для нее стояло превыше всего. О том, насколько нелицемерной была ее любовь к русскому народу, лучше всего говорит тот факт, что когда в 1775 году ей пожелали воздвигнуть памятник, на что было собрано свыше 50000 рублей, Екатерина II отвечала: «Для меня важнее возвести памятник в сердцах своих подданных, чем в мраморе». С этими словами она повелела отправить собранные деньги на организацию сиротских приютов.

Сама программа воспитания И.И.Бецкого строилась по возрастному принципу.

Иван Иванович Бецкой (3 [14] февраля 1704, Стокгольм31 августа[10 сентября] 1795, Санкт-Петербург)видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины 11 (17621779), президент Императорской Академии искусств (17631795), инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома

С 6 лет начиналось обучение и приобщение ребенка к труду [1] . Обучение длилось 4 года, дети обучались молитвам, чтению, письму, правилам арифметики, все остальное время-труд. Большое место отводилось воспитанию нравственности. Запрещались телесные наказания, были определены дозволительные формы наказания (стояние на одном месте, лишение прогулки, выговор наедине, выговор публично). С 14 лет начиналась профессиональная подготовка воспитанника. Он шел к мастеру обучения ремеслам. В 16 лет воспитанник мог остаться в мастерских при Воспитательном доме или начать самостоятельную жизнь. Большинство малолетних детей-сирот стали направлять в благополучные крестьянские семьи на вскармливание и воспитание сначала на 9 месяцев, затем от 5 до 7 лет. Это было вызвано высокой смертностью детей в младенческом возрасте. Существовал специальный корпус надзирателей, которые были призваны наблюдать за содержанием детей в семьях.

Смертность в воспитательных домах

  • ? 1770 г. был принесен 181 ребенок, из коих умерло 90
  • ? 1776 г. (принесено 580, умерло 605),
  • ? 1778 г. (принесено 609, умерло 649),
  • ? 1781 г. (принесено 666, умерло 709),
  • ? 1783 г. (принесено 748, умерло 793),
  • ? 1785 г. (принесено 849, умерло 901)
  • ? и 1789 г. (принесено 1052, умерло 1207);

Всего с 1770 по 1796 г. было принято 22439 детей, а родилось в доме 2719 человек; умерло же из них 20878 человек.

Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России 19 века сыграл Константин Дмитриевич Ушинский. Он рассматривал воспитание как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, направленное на достижение полноценной и всесторонне развитой личности.

Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (3 марта) 1823, в Туле22 декабря 1870 (3 января 1871), в Одессе)русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

К 1917 году на территории России действовало 538 детских приютов, в которых воспитывалось 29 650 человек. Уже в дореволюционной России специалистами приютов были сформулированы важнейшие задачи социального возрождения детей и определены пути ресоциализации - через самообслуживание и самоорганизацию быта, преодоление иждивенчества и потребительства.

Известность педагогической системе 20 века принесли работы Антона Семеновича Макаренко, Василия Андреевича Сухомлинского. Макаренко обосновал законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, огромное значение придавал трудовому воспитанию, дисциплине и методике дисциплинирования. Педагогическая система СССР - коллективная форма воспитания детей.

Полная свобода, провозглашенная после революции 1917 года в России, нанесла по институту семьи. Сексуальная революция 20-30 годов 20 века вызвала неконтролируемую волну проституции, гомосексуализма, брошенных на произвол судьбы детей. Партия провозгласила борьбу за чистоту рядов, коммунистическую нравственность.

Качественный состав сирот 30-60 годов 20 века существенно изменился, кроме сирот, родители которых погибли во время гражданской ВОВ, значительную долю сирот составили дети, родители которых были репрессированы, расстреляны в Сталинградских лагерях. Тоталитарный режим пропагандировал единственную систему воспитания - коллективную, единую для всех, подавление всякого инакомыслия, планомерное разрушение института семьи, снижение воспитательной роли.

Известный общественный деятель, надворный советник М.А. Ошанин еще в начале 20 века писал: «На народные трудовые деньги мы создаем этому же народу новое бремя, новых преступников и новую искусственную тяготу. Но если такой ужасный результат получается не смотря на то, что масса людей вложила в это дело всю свою энергию, нередко и талант и, несмотря на громадные денежные расходы и труды, то очевидно, что в неуспехе виноваты не отдельные люди, а неправильна сама система, при которой эти люди работают и при которой, очевидно, хороших результатов получить невозможно».

Социальное сиротство получило широкое распространение в период распада традиционной многопоколенной семьи. Совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших практически исключали вероятность того, что в случае смерти родителей дети оставались без опеки родственников.

В современной России рост социального сиротства обусловлен двумя причинами. Первая причина, общая и для стран Запада, заключается в кризисе института семьи. Этот кризис проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов, значительной распространенности незарегистрированных брачных отношений, снижении рождаемости, легализации гомосексуальных браков. Вторая причина специфическая - критическое состояние российской семьи, которое обусловлено бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия.

  • [1] Бецкой И.И. Краткое наставление выбранное из лучших авторов с некоторымифизическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества. -СПб.,1776
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >