Фома Аквинский

Фома Аквинский (ок. 1224 — 1274) — средневековый теолог и философ, монах-доминиканец, в 1323 г. причислен к лику святых. Вслед за Августином Блаженным Фома верил, что человеческая душа, в отличие от тела, бессмертна и высшая ее функция — познавательно-разумная деятельность. Основываясь на учении Аристотеля, он считал человека существом общественным и политическим. Отсюда проистекает необходимость государственной власти, задачи которой включают заботу о мире и справедливости в обществе, о добродетельном поведении подданных и обеспечении их необходимыми внешними благами. Из различных форм государственной власти, которые рассматривались еще Аристотелем, Аквинат отдавал предпочтение монархии, но с той оговоркой, что если монарх становится тираном, а его правление нестерпимым, то народ вправе выступить против такого правителя. Корабль (государство) направляется кормчим (царем), как пишет богослов в трактате “О правлении государей”. “Кому-то из тех, кто направляется к цели, удается достичь ее прямым, а кому-то — непрямым путем. Поэтому и в правлении встречается справедливое и несправедливое... Если несправедливое правление осуществляется только одним, который стремится извлечь из правления свой интерес, а вовсе не благо для подвластного ему множества, такой правитель зовется тираном, потому что, как известно, он угнетает мощью, а не правит по справедливости, отчего и у древних могущественные люди назывались тиранами. Если несправедливое правление вершится не одним человеком, а большим количеством людей — если только не многими, оно называется олигархией, т. е. это равенство немногих, когда, как известно, немногие подавляют плебс ради обогащения, отличаясь от тирана только количеством. Если же несправедливое правление осуществляется многими, это именуется демократией, что означает засилье народа, когда люди из простого народа подавляют богатых. Таким образом, весь народ выступает как один тиран”. В этике Фома исходил из признания свободной воли человека, понимания сущего как блага (абсолютное благо — Бог), из трактовки зла как лишенности блага. Зло в мире является результатом забвения человеком Божьих заповедей. Будучи наделенным свободной волей, человек обязан нести ответственность за свои поступки. Представители каждой социальной группы занимаются тем, чем им предопределено свыше, т. е. физическим трудом или умственным трудом, управлением или воинским делом и т. п. Сословные различия и разделение труда объясняются не только Божественным Провидением, но и хозяйственной необходимостью, а также склонностью самих людей к определенному виду деятельности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >