Принципы государственной политики в области образования

Принципы государственной политики в области образования совпадают в приницпами образовательного права. Роль принципов правового регулирования возрастает, т.к. от их качества зависит стабильность Федерального закона.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах, записанных в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

  • 1) признание приоритетности образования;
  • 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
  • 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования ;
  • 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
  • 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
  • 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
  • 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
  • 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
  • 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
  • 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
  • 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Правительство РФ ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства).

Государственная политика в сфере образования предполагает нацеленность государственных и общественных институтов на всемерное развитие образования как всеобщей формы человеческой жизни. Одновременно государство, решая те или иные задачи социально- экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) (наряду с политической, финансово-экономической, правовой, организационной и т.д.) проводимых в стране преобразований (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т.д.).

При формулировании государственной политики в сфере образования, как правило, учитываются все ее социальные функции, в т.ч. и такая, как консолидация образовательными средствами местных, территориальных, региональных и общенациональных сообществ в интересах динамичного развития страны и ее административных единиц (регионов).

Являясь сферой, в которой концентрируются многочисленные и разнообразные интересы личности, общества и государства, образование и формируемая как общественное соглашение образовательная политика провозглашает и закрепляет в общественном сознании те ценностные ориентации, которые нормируют, задают этические основы складывающихся заново общественных отношений.

Государственная политика в сфере образования является неотъемлемой составной частью политики по обеспечению государственной безопасности. В этом смысле государство призвано проявлять постоянную заинтересованность в развитии системы образования. Если же осуществляемая государственная политика в области образования не соответствует критерию ее направленности на развитие этой сферы, то она фактически игнорирует конституционную норму о праве граждан Российской Федерации на образование, не учитывает интересы обеспечения безопасности страны, входит в противоречие с общемировыми тенденциями и нуждается в пересмотре. Механизм реализации государственной политики в этой сфере заложен в Государственной федеральной программе развития образования на определенный период, в региональных и муниципальных программах развития образования, программах развития образования в образовательной организации.

Гуманистический характер образования высшим принципом провозглашает интересы человека, духовное и физическое развитие человека как цели образования. Гуманизм признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В соответствии с этим принципом образование направлено на развитие человека, его гражданское и нравственное воспитание, общекультурное становление как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства.

Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, решает ряд психолого-педагогических и культурных задач, задач правового воспитания. Это такие задачи, как: освоить вместе с ребенком механизмы его индивидуального саморазвития; помочь ему увидеть перспективы саморазвития; стимулировать творческий взгляд на вещи; поощрять и развивать аналитическое конструктивно-практическое отношение к миру; сформировать отношение к законам[1].

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность процесса обучения, но и его личностную центрированность на обучающемся, т.е. антропоцентрическую концепцию образования, предметно, дисциплинарно противостоящую сциентистской концепции. Принцип гуманизма предполагает такую модель педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, партнер, а не как пассивный объект обучения.

Гуманистический характер образования меняет саму природу образовательной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотворчества, развития человека. Воспитывающая, развивающая функция учителя становится ведущей по отношению к его обучающей, информационной, контролирующей функциям.

Гуманистический характер образования предполагает, с одной стороны, системное включение дисциплин гуманитарного цикла в естественно-научное и техническое образования, а с другой — аналогичное системное включение дисциплин естественно-научного цикла в подготовку специалистов гуманитарного профиля. Подобный процесс способствует формированию у будущих специалистов более полной и адекватной картины мира, что соотносится с общей целью образования человека.

Свободное развитие личности предполагает создание условий для образования с минимальным применением насилия (без насилия вообще воспитание невозможно), в соответствии со способностями человека и его психофизиологическими возможностями, интересами и потребностями, которые не несут асоциальной направленности. Свободное развитие личности подразумевает также признание за ней самостоятельной социальной позиции и права на самоопределение в процессе образования[2].

Адаптивность системы — усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации.

Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия. Он основывается на свободе совести граждан, а также на том, что Российская Федерация, согласно ст. 14 Конституции РФ, является светским государством.

Государственно-общественный характер управления образованием

предполагает отказ государства от монополии на решение всех принципиальных вопросов функционирования и развития государственной системы образования, установление паритета государства и общества выработке и реализации общенациональной образовательной политики.

Педагогические коллективы решают триединую задачу. Помогают своим воспитанникам формировать ценностные ориентации и поведение. Адаптируют к нему позитивные духовные традиции, накопленные на протяжении тысячелетней истории российской государственности. Преодолевают консервативные стереотипы и привычки, мешающие становлению личности, призванной жить и трудиться в условиях рыночных отношений, конкуренции и ценностей современного мира. Цель воспитания — сформировать свободного гражданина, сочетающего профессиональную и гражданскую компетентность и ответственность, способность жить и работать в сложном мире. Статья 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» включает несколько характеристик гуманистического характера образования в целом.

Принцип приоритета общечеловеческих ценностей означает, прежде всего, определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Наиболее общим является определение, согласно которому под общечеловеческими понимаются ценности, принимаемые всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития. В качестве общечеловеческих выступают ныне такие ценности, как: жизнь, добро, истина и красота (гармония), справедливость, равенство, сотрудничество, терпимость, счастье, свобода, правда, милосердие, творчество, труд, мирное решение споров и т.д.

Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе. Ценность рассматривают как цель. К ней стремятся ради нее самой. Она идеал. Общечеловеческая ценность истины — это ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Процесс установления истины с большой буквы является одной из важных задач образования. Общечеловеческие ценности общественного сознания, интернационализированные индивидуальным сознанием человека, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т.д., формируя в образовательном процессе человека-гражданина, созидателя, нравственного и культурного.

Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека. Понятие «гражданин страны», «гражданин России» означает, что человек принимает на себя обязанность соблюдать законы и нести ответственность за свое поведение.

Воспитание гражданственности означает развитие у человека с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны. Оно соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и правовой культуры, с другой.

Воспитание трудолюбия основывается на удовлетворении собственно человеческой потребности в труде. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных педагогических задач.

Труд как естественное условие человеческой жизни характеризует ее во всех общественных формах — это состояние нормального человеческого бытия. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Одно из основных правил воспитания трудолюбия — мотивирование и поощрение труда ребенка. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебе, учебном труде, ребенок учится разграничивать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудового обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности) — лепка, вышивание, кройка и др. — развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата.

Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания как воспитания свободы. Свобода человека определяется свободой воли, т.е. тем, насколько его намерения и поступки обусловлены внешними факторами. Это философско-этическая проблема самоопределяемости (детерминированности) человеческого поведения.

Общепринятым является положение, что свобода всегда относительна, она всегда связана, соотнесена с необходимостью. Свобода человека, по определению, есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами природы и общества, членом которого всегда по своей социальной сути является человек. Абсолютной свободы у человека, живущего в обществе, быть не может. Философия сформулировала тезис о том, что свобода одного человека всегда есть ограничение свободы другого (других). Свобода человека осуществима в форме закона. В то же время закон есть условие реализации свободы. Уважение другого лица как человека, который свободен быть самим собой, есть уважение самого себя.

Права и свободы человека, зафиксированные в Конституции России, являются предметом целенаправленного воспитания в образовательной организации. Воспитание уважения ребенка к этим правам начинается в раннем дошкольном возрасте в семье с формирования чувства признания и принятия другого человека как личности.

Воспитание любви к окружающей природе основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой (растительной и животной) и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека. Любовь к природе означает переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства — по форме, цвету, пропорции и т.д. Воспитание любви к окружающей природе есть воспитание борьбы за нее, воспитание потребности активного участия в экологических движениях. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное, созерцательное отношение к ней, а действенная работа по ее сохранению и улучшению.

Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в образовательной организации как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения.

Воспитание любви к Родине основывается на воспитании гражданственности, патриотизма. Любовь к Родине — это активная гражданская позиция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине означает знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий. Любовь к Родине означает готовность защищать ее, брать ответственность за нее, служить ей. Человек является частью государства, которое для него является «общим домом».

Воспитание любви к своему' народу. В странах многонациональных, как Россия, национальный патриотизм, по мнению Солженицина, есть составная и подкрепляющая часть общегражданского партрио- тизма. К национальному патриотизму применимы следующие характеристики: готовность делить невзгоды, жертвовать, неугодливость служения. «Любовь к своему народу так же природна, как и любовь к своей семье. В этой любви никто не может быть укорен, но лишь уважен. Как бы ни был круговертей и разбросчив современный мир, но ведь свою семью мы силимся сохранить и мерим особою меркой, пронизанной внутренним пониманием. А нация — тоже семья, только следующего уровня и объема; и ее тоже скрепляют неповторимые внутренние связи — общий язык, общая культурная традиция, воспоминание об общей истории и задачи ее на будущее»[3].

Воспитание любви к семье является одним из важнейших направлений всего образовательного процесса. Семья — первая и самая значимая для развития ребенка образовательная среда. Формирование эмоционально-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность благодарения, ценность добра.

Ребенок в жизни вступает в две системы взаимосвязанных отношений: «ребенок — предмет, предметный мир, мир вещей» и «ребенок — взрослый». Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познавательную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья может создавать атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе — его самооценка на основе оценки взрослых. Общение с взрослым является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления.

Роль семьи как источника формирования личности не уменьшается в период школьного детства человека — она трансформируется в роль советчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соответственно расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщенность отношения человека к семье, его любви к близким[4].

  • [1] Новые ценности образования. М., 1995.
  • [2] Гуманизация образования /Отв. ред. И.А. Зимняя. М., 1996.
  • [3] Солженицын А. Россия в обвале. М, 1998. С. 154.
  • [4] Подробнее об этом см.: Зимняя И.А. Комментарий к Закону РФ «Об образовании». М., 2000.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >