МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЛЛЬ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И АРАБСКИЕ СТРАНЫ

Политические права человека и их отражение в конституциях арабских стран

Для политических систем арабских стран с момента получения ими независимости характерно наличие двух направлений, которые имеют большое влияние на арабские страны, — религиозного и национального. Оба направления зародились еще до получения независимости арабскими государствами, но начали распространяться после оккупации Израилем территории Палестины в 1967 г. От этих направлений появились новые движения. Например, движение Мусульманских братьев, созданное в 1928 г., цель которого — создание мусульманского общества, основанного на принципе халифата и принципах мусульманской религии. Одновременно возникли национальные организации, национальные партии, противоборствующие религиозные направления, например партия «Возрождение», партия «Нассариат» и др.[1]

Мусульманские движения подчеркивают необходимость мусульманского объединения для создания единого исламского государства, считают необходимым возвращение к исламской «золотой эпохе — Халифат» как основе исламского управления. Национальные движения, которые сегодня держат власть в своих руках, также требуют арабского объединения для создания единого арабского государства. Однако перед ними встает проблема: как совместить религию с целями национальных движений, религию — с научным прогрессом?[2]

Борьба между религиозными и национальными движениями будет продолжаться в арабском мире до тех пор, пока одно из них не уступит другому. Если религиозное движение уступит национальному, это будет означать отделение религии от власти. Если национальное движение уступит религиозному, то следствием этого станет возвращение к старой жизни. Решение данной проблемы состоит в сотрудничестве этих направлений, в создании демократического общества, основанного на свободах мнения, убеждения и их выражения. Наличие демократического строя положительно отразится на политической, экономической и социальной жизни стран, а также на решении проблемы защиты прав человека в этих странах.

Проанализируем влияние Международного билля о правах человека на конституции арабских стран, предварительно рассмотрев политические права, предусмотренные конституциями арабских стран.

1. Право народов на самоопределение и полный суверенитет над своими естественными богатствами и ресурсами. Право на самоопределение закреплено в Уставе ООН, а именно в п. 2 ст. 1 в целях и принципах ООН: «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...» Этот принцип отражен в ряде международных документов: в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960), в Декларации о принципах международного права (1970), в Пактах о правах человека (1966). Согласно п. 1 и п. 2 ст. 1 Пактов о правах, «все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами...»

В конституциях арабских государств этот принцип был отражен по-разному.

В конституции Объединенных Арабских Эмиратов принцип самоопределения не отражен. По ст. 23 конституции, «естественные богатства и ресурсы являются общей собственностью государства. Государство гарантирует их охрану и их наилучшее использование в пользу национальной экономики».

В конституции Бахрейна 2002 г. говорится только о полном суверенитете над своими естественными богатствами и ресурсами. Все естественные богатства и ресурсы являются собственностью государства. Государство сохраняет это богатство в пользу национальной экономики (ст. 11).

В Алжире основным принципом внешней политики государства является принцип самоопределения народов (ст. 17 конституции 2008 г.).

В конституции Судана говорится об окружающей среде и природных ресурсах: «развитие государства основывается на оптимальном использовании природных ресурсов и наиболее эффективных методах их добычи».

В ст. 7 конституции Сомали содержится принцип самоопределения народов и говорится о поддержке Сомали всех национально-освободительных движений, борющихся за свободу и независимость, о борьбе Сомали против колониализма и против всех форм экономической и культурной эксплуатации. Кроме того, конституция Сомали содержит право народа на свои естественные богатства и ресурсы1.

В конституции Иордании говорится о праве народов на самоопределение.

Во введении конституции Туниса содержится принцип самоопределения народов, а ст. 13 гласит: «Природные богатства Туниса и полный суверенитет над своими естественными богатствами и ресурсами принадлежат народу».

Таким образом, конституции арабских государств содержат либо принцип самоопределения народов без указания на полный суверенитет над своими природными богатствами и ресурсами, либо, указывая на полный суверенитет над своими природными богатствами и ресурсами, не содержат право народов на самоопределение.

2. Свобода мысли, свобода совести и свобода религии относятся к числу неограниченных прав. В Уставе ООН (п. 3 ст. 1) говорится о необходимости «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного характера, поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща». В ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах говорится: «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии».

В конституциях большинства арабских стран содержатся положения о свободе мысли, совести и религии, право на исповедование своей религии и убеждений. Однако в конституциях некоторых арабских государств, таких, как Тунис, Иордания, Египет, Алжир, ОАЭ, Бахрейн и т.п., закреплено, что религией государства является ислам.

В Иордании государство обеспечивает право каждому исповедовать свою религию и убеждения в соответствии с традициями королевства, если это не нарушает общественный порядок и мораль (ст. 14). В конституции также закреплено право национального меньшинства на создание своих школ, право пользоваться родным языком и исповедовать свою религию и убеждения в соответствии с нормами конституции (ст. 19).

В конституции ОАЭ говорится о свободе исповедовать свою религию и убеждения в соответствии с общепринятыми традициями общества; исповедование религии и убеждений не должно противоречить общественному порядку и морали (ст. 32).

В Бахрейне государство обеспечивает право на исповедование своей религии и убеждений в рамках закона и в соответствии с традициями страны (ст. 22).

В ст. 6 конституции Туниса 2014 г. говорится, что государство гарантирует свободу мысли и совести, исповедование своей религии.

Согласно конституции Алжира, свобода совести и свобода мысли являются неприкосновенными. Однако конституция не содержит положений о праве на исповедание своей религии и убеждений (ст. 36).

По конституции Судана 2005 г., каждый человек имеет право на свободу религии и свободу исповедовать свою религию и убеждения, а также право заявить о своей религии или убеждении или выражении их путем исповедования, обучения и выполнения ритуалов или торжеств в соответствии с требованием закона и общественного порядка (ст. 38).

По конституции Сирии 2012 г., государство обеспечивает свободу исповедования своей религии и убеждений, если это не противоречит общественному порядку и морали (ст. 43).

В Сомали каждый человек имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору (ст. 31 конституции).

Согласно конституции Кувейта, свобода совести абсолютна. Государство обеспечивает свободу исповедования своей религии и убеждений в соответствии с традициями и общественным порядком и моралью.

В Ливане свобода совести и религии является абсолютной. Госу- дарство гарантирует право исповедовать свою религию и убеждения (ст. 9 конституции).

В конституции Египта 2013 г. государство обеспечивает право исповедовать свою религию и убеждения (ст. 56).

В Марокко государство гарантирует свободу мысли, убеждений и их выражения во всех его формах (ст. 25 конституции).

В конституции Йемена не говорится о свободе совести и свободе исповедования своей религии и убеждений.

Таким образом, конституции арабских стран провозглашают право на свободу мысли, совести и религии. При этом, как и Пакт о гражданских и политических правах, они предусматривают право каждого исповедовать свою религию и убеждения и единолично, и сообща с другими, публичным или частным порядком. Однако в отличие от Всеобщей деклараций прав человека и Пакта о гражданских и политических правах в данных конституциях ничего не говорится о праве менять свою религию.

3. Свобода выражения мнения. Согласно Пакту о гражданских и политических правах (ст. 19), «каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своего мнения. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно, или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». Всеобщая декларация также содержит это положение (ст. 19). В конституциях большинства арабских стран говорится о свободе убеждений и свободе их выражения, а также содержатся некоторые средства их выражения: печать, публикации. На перечисленные выше свободы можно налагать ограничения в соответствии с законом[3].

Конституции некоторых арабских государств прямо указывают на неограниченность свободы выражения.

Конституция Иордании обеспечивает свободу мнения: «Государство гарантирует свободу мнений, каждый иорданец может выразить свое мнение свободно в устной, письменной, фотографии и других средствах выражения, при условии, что они не выходят за пределы закона». В п. 2 ст. 15 говорится: «Государство гарантирует свободу научных исследований и литературы, искусства, культуры и спорта, которые не противоречат положениям закона или общественному порядку и нравственности. Государство также гарантирует свободу прессы, печати, издательства и СМИ в рамках закона. Не могут быть запрещены газеты и СМИ и аннулированы лицензии без судебного решения в соответствии с законом. В случае объявления военного или чрезвычайного положения государство может налагать на газеты, публикации, книги, средства массовой информации и связи ограниченную цензуру в вопросах, связанных с общественной безопасностью и национальной обороной». Закон регулирует способы контроля над всеми средствами массовой информации. В случае чрезвычайного положения, согласно закону, можно приостанавливать и налагать контроль на средства массовой информации для охраны государственной безопасности и общественного порядка.

В Бахрейне конституция 2001 г. обеспечивает свободу мнения и свободу научного исследования; эти свободы не подлежат ограничениям. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения устно, письменно или иным способом в соответствии с условиями и положениями, определяемыми законом, а также без ущерба для основы исламской веры и единства народа. Свобода печати и публикаций обеспечены в рамках закона (ст. 23).

Конституция Туниса 2014 г. гарантирует свободу мнения, мысли и его выражения, свободу печати и публикаций, запрещается предварительная цензура этих свобод. Государство также гарантирует право на информацию, право доступа к информации и к сетям связи. Конституция также гарантирует свободу преподавания и свободу научных исследований; государство обеспечивает возможности для развития научных технологических исследований (ст. 31—33).

Согласно конституции Алжира 2008 г., гарантирована свобода интеллектуальной инновации, научно-технического исследования, авторские права защищены законом, не могут быть запрещены публикация записей и деятельность любых средств коммуникации и информации без судебного решения и в соответствии с законом. В ст. 41 закреплена свобода выражения мнения без комментариев.

В Судане в соответствии со ст. 39 конституции «каждый человек имеет право не ограничивать свободу выражения мнения и свободу получать и распространять информацию, публикации и доступ к прессе без ущерба для безопасности и общественной морали». Государство гарантирует свободу печати и других средств СМИ в соответствии с законом (ст. 39).

В Сирии каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения устно, письменно или иными средствами (п. 2 ст. 42 конституции страны). Государство обеспечивает свободу печати, публикаций в соответствии с законом.

Конституция Сомали 2012 г. гарантирует право каждого человека на свободное выражение его мнения, если это не противоречит конституции, закону и не нарушает общественный порядок (ст. 18).

В Ираке конституция обеспечивает свободу мнения и публикаций в рамках закона.

В конституции Катара 2004 г. содержатся положения о свободе мнения и свободном его выражении, гарантирована свобода публикаций и печати в рамках закона (ст. 47,48).

В Кувейте свобода мнения обеспечена конституцией и не подвергается ограничениям. Право на свободное выражение мнения устно, письменно или иным способом осуществляется в соответствии с положением закона (ст. 36, 37).

Согласно конституции Египта, свобода мнения обеспечена и не подлежит ограничениям, но свобода его выражения осуществляется в рамках закона (ст. 47). Свобода печати и средств массовой информации обеспечена, но во время чрезвычайного положения можно приостанавливать или ограничивать эту свободу в целях охраны государственной безопасности и общественного порядка.

Конституция Марокко гарантирует свободу мнения и его выражения, которая подлежит ограничениям исключительно в рамках закона (ст. 9).

В Ливане свобода мнения и его выражения гарантированы законом (ст. 13).

В Йемене, согласно ст. 12 конституции, каждый человек имеет право на свободу мнения и его выражения в рамках закона.

Конституции арабских государств, как и Всеобщая декларация прав человека и Пакт о гражданских и политических правах, содержат положение о свободе выражения мнения, а также возможные ограничения данного права в соответствии с законом в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Пакт о гражданских и политических правах в ст. 19 провозглашает две наиважнейшие взаимосвязанные свободы — свободу выражения своего мнения и свободу информации. Данные свободы, как показывает мировой опыт, являются одной из основ демократии, одной из главных предпосылок реализации других прав и свобод и в конечном результате — воплощением на практике принципа разделения властей, создания правового государства.

Особое значение для арабских государств имеет ст. 19 Пакта, поскольку свобода выражения мнения, свобода информации в арабских странах носят формальный лозунговый характер: они лишь провозглашены и фактически не подкрепляются какими-либо реальными гарантиями. В арабских государствах необходимо создание законодательной базы, регулирующей и реально гарантирующей свободу выражения мнения и свободу информации.

Пакт и Всеобщая декларация более широко, чем арабские конституции, трактуют свободу выражения мнения и свободу информации. В ст. 19 Пакта говорится о нескольких взаимосвязанных свободах — свободе выражения мнения, мыслей, идей, убеждения, свободе слова, свободе информации. Свобода слова является одной из форм выражения свободы мысли, мнения, идей и убеждения.

4. Право на мирные собрания. Согласно ст. 20 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на проведение мирных собраний и ассоциаций. Право на проведение мирных собраний закреплено в ст. 21 Пакта о гражданских и политических правах. Конституции всех арабских государств содержат упомянутое выше право. Однако конституции одних государств налагают ограничения в соответствии со своим законом, конституции других — гарантируют право проведения мирных собраний. Конституции нескольких арабских государств гарантируют право на проведение мирных собраний в рамках закона — Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов, Ливана и Марокко. В конституциях других арабских государств на право проведения мирных собраний налагаются ограничения1.

Конституция Алжира гарантирует гражданину свободу выражения мнений, ассоциации и собраний (ст. 41).

В Сомали каждый человек имеет право участвовать в мирных собраниях, но при условии, что собрание не противоречит конституции и закону (ст. 20 конституции).

Конституция Египта содержит право граждан на организацию собраний, шествий, демонстраций и всех форм мирных протестов без ношения оружия любого вида в соответствии с законом. Граждане имеют право на мирное проведение собраний, а правоохранительным органам не разрешается посещать, контролировать и подслушивать такие собрания: их проведение не требует уведомления специальных органов, общие собрания проводятся в рамках закона.

В конституциях Бахрейна и Кувейта право на проведение мирных собраний освещено аналогично соответствующему праву конституции Египта. В конституции Туниса свобода собраний и мирных демонстраций гарантируется (ст. 37).

Таким образом, конституции арабских государств, как Всеобщая декларация и Пакт, регулируют вопросы, касающиеся права человека на мирное собрание. Однако арабские законодатели не учитывают динамику общественного развития арабских стран и в области реализации права на мирное собрание отстают от потребностей сегодняшнего дня, хотя и не вступают в открытое противоречие с международным стандартом. В законодательствах некоторых арабских государств присутствуют жесткие требования к проведению мирных собраний, например подача организаторами публичных мероприятий уведомления в виде письменного заявления в местную администрацию до даты проведения этого мероприятия.

5. Право на свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы, закреплено в ст. 20, 23 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 22 Пакта о гражданских и политических правах, в ст. 8 Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Конституции разных арабских государств закрепляют данное право по-разному. Конституции одних стран предусматривают право на создание политических партий, других — только право на создание профсоюзов. Конституции некоторых арабских государств содержат положения об ограничении этого права в соответствии с законом.

В конституции Иордании содержится право на свободу ассоциаций и право на создание политических партий при условии, что их цели не противоречат конституции (ст. 16).

В Объединенных Арабских Эмиратах свобода ассоциаций обеспечена в рамках закона, но право на создание политических партий, профсоюзов не содержится (ст. 33).

Конституция Бахрейна обеспечивает свободу создания ассоциаций и профсоюзов на национальной основе с законными целями, мирными средствами и в соответствии с условиями и требованиями, предусмотренными законом, при условии, что они не наносят ущерба основам религии и общественного порядка. Никто не может быть принужден к вступлению в любую ассоциацию и профсоюз (ст. 27).

В Тунисе конституция гарантирует право на создание политических партий, ассоциаций и профсоюзов. Политические партии, профсоюзы и ассоциации обеспечивают в своих уставах и деятельности соответствие с положениями конституции и законодательства, прозрачность и отказ от насилия (ст. 35).

Конституция Алжира содержит право на создание ассоциаций, деятельность которых осуществляется в рамках закона.

Конституция Судана обеспечивает право на создание ассоциаций, союзов и профсоюзов в соответствии с законом (ст. 51).

Конституция Катара не затрагивает право на создание ассоциаций, в том числе политических партий и профсоюзов.

Конституция Кувейта гарантирует право на создание ассоциаций и профсоюзов в соответствии с законом (ст. 43, 44). Однако в конституции не отражено право на создание политических партий.

В конституции Ливана говорится о праве на создание ассоциаций, профсоюзов, а также политических партий, гарантированном законом (ст. 13).

В конституции Египта предусмотрено право на создание ассоциаций, профсоюзов и политических партий. Граждане имеют право объединяться в политические партии в соответствии с законом и не могут создавать политические партии на религиозной основе или на основе дискриминации по признаку пола, происхождения, на основе осуществления деятельности, направленной против принципов демократии. Партии могут быть распущены только в судебном порядке.

Конституция Марокко гарантирует право на создание ассоциаций, профсоюзов, политических партий. Это право подлежит ограничению только в рамках закона (ст. 29).

Всеобщая декларация и Пакт в отличие от конституций арабских государств более тщательно и подробно регулируют положение о праве на свободу ассоциации. В п. 2 ст. 22 Пакта говорится, что пользование этим правом не подлежит ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе. Однако в отличие от Пакта арабские конституции допускают даже запрет на создание политических партий, которые стремятся к борьбе за власть. Данное положение объясняется тем, что большинство арабских государств запрещают политическое многообразие, а также допускают неравенство по отношению к общественным организациям и политическим партиям. Данный запрет или ограничение в большинстве арабских государств допускается в зависимости от формы правления (монархия или однопартийная система).

  • 6. Право человека на принятие участия в управлении своей страной. Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей
  • (ст. 21). Пакт о гражданских и политических правах содержит это положение в ст. 25.

В конституциях большинства арабских государств закреплено положение о том, что власть принадлежит народу. Некоторые арабские государства позволяют своим народам полно и свободно осуществлять свой суверенитет, некоторые устанавливают ограничения в зависимости от формы правления (монархия, страны с однопартийной системой)1.

В Иордании главой государства является король, он осуществляет исполнительную власть, а также законодательную власть совместно с народным советом (ст. 30). Конституция дает иорданцам право обращаться в официальные государственные учреждения по личным или общественным вопросам (ст. 17).

В Бахрейне форма правления — наследственная конституционная монархия. Согласно конституции, все граждане имеют право принимать участие в управлении страной и осуществлять свои политические права, в том числе право избирать и быть избранным (ст. 1). Члены национального совета избираются тайно и прямым голосованием (ст. 56). Каждый человек имеет право обращаться в официальные государственные учреждения по личным или общественным вопросам (ст. 29).

В Тунисе суверенитет принадлежит народу (ст. 3). Конституция устанавливает право избирать и быть избранным, и государство стремится обеспечить представительство женщин в выборных органах (ст. 34). Президент избирается всеобщим тайным голосованием (ст. 75).

Согласно конституции Алжира, национальный суверенитет принадлежит народу и осуществляется путем референдума или посредством избранных представителей (ст. 6,7). Согласно ст. 50, каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным и все граждане имеют равный доступ к участию в ведении государственных дел, воля народа является источником власти.

В Судане суверенитет принадлежит народу и осуществляется через общественные организации.

В Сирии формой правления является президентская республика, суверенитет принадлежит народу (ст. 2). Члены народного совета избираются всеобщим тайным голосованием (ст. 50).

В Катаре формой правления является монархия, власть передается по наследству (ст. 21) и осуществляется эмиром с помощью совета министров и совета Аль-Шура, состоящего из 20 членов, назначаемых эмиром (ст. 41). В соответствии со ст. 54 государственная служба является национальной службой.

В Кувейте форма правления — монархия, власть передается по наследству (ст. 4). Эмир является главой государства и осуществляет законодательную власть совместно с народным советом, состоящим из 50 членов, избираемых непосредственно всеобщим тайным голосованием (ст. 8). Согласно конституции, государственная служба является национальной службой (ст. 26). Каждый человек имеет право обращаться в государственные органы в устной или письменной форме (ст. 45).

В Ливане формой правления является парламентская республика, народ выступает источником власти, ему принадлежит суверенитет. Каждый ливанец, достигший 21 года, имеет право избирать в соответствии с требованиями закона. Законодательная власть осуществляется советом депутатов, избираемых народом. Совет депутатов избирает главу государства.

Политическая система Египта формируется на многопартийной основе. Суверенитет принадлежит народу, народ является источником власти (ст. 3). Каждый человек имеет право избирать и быть избранным, а также высказывать свое мнение на референдуме. Депутаты народного совета избираются всеобщим тайным голосованием. В соответствии со ст. 87 участие граждан в общественной жизни является национальным долгом и каждый гражданин имеет право избирать и выразить свое мнение на референдуме и закон непосредственно регулирует эти права; граждане могут быть освобождены от этой обязанности в особых случаях, предусмотренных законом. Государство обязуется включать имена избирателей в базы данных, не спрашивая их, если он отвечает условиям избирателя. Государство гарантирует безопасность процесса на референдумах и выборах, а также беспристрастность и добросовестность, и запрещает использовать государственные средства и государственные ведомства, общественные здания и молитвенные дома и учреждения ассоциациям и НПО в политических или пропагандистских целях.

В Марокко формой правления является конституционная монархия (ст. 1). Суверенитет принадлежит народу, осуществляется как непосредственно путем референдума, так и косвенно через представителей (ст. 2). Согласно ст. 7 конституции, многопартийная система, профсоюзы и иные общественные организации играют большую роль в политическом воспитании граждан. Однопартийная система считается незаконной. Каждый гражданин независимо от пола, достигший совершеннолетия, имеет право избирать и быть избранным.

В Пакте о гражданских и политических правах принятие участия в ведении государственных дел основано на свободных и справедливых выборах в отличие от арабских конституций. Право на свободные выборы имеет особое значение для утверждения и гарантии демократии и правопорядка. Что касается участия в голосовании, то Пакт имеет более позитивную формулировку и более широкое применение, поскольку он предоставляет это право каждому гражданину при выборах не только законодательных органов, но и местных органов. Право быть избранным более четко оговорено в Пакте, чем в конституциях арабских государств.

7. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. Во Всеобщей декларации прав человека и Пакте о гражданских и политических правах говорится, что каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране (ст. 21).

В Иордании каждый человек имеет право доступа к государственной службе. Как временное, так и постоянное назначение на государственную службу осуществляется на основе способностей кандидата (ст. 22).

В Объединенных Арабских Эмиратах, согласно конституции, государственная служба открыта для всех граждан в соответствии с законом.

В Алжире государственная служба и служба в иных учреждениях открыта для всех граждан; в ст. 51 закреплено, что все граждане имеют равный доступ к участию в ведении государственных дел без каких-либо условий, кроме тех, что определены законом.

В Ираке доступ к государственной службе осуществляется свободно.

  • [1] Фатхи Я. Что такое ислам. Бейрут, 1977. С. 89 (на араб, языке).
  • [2] АудиА.К. Ислам и политика. Каир, 2007. С. 65 (на араб, языке).
  • [3] Шаабан С. Указ. соч. С. 16.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >