ВЕРНИГОРЕНКО Иван Григорьевич
(В боях за Тарановку гвардии старшина командир 3-го отделения во взводе гвардии лейтенанта П.Н. Широнина. Герой Советского Союза)
КРОВЬ НЕДАРОМ ПРОЛИТА
В боях у села Тарановки я командовал третьим отделением. Мне было поручено занять переезд у станции Беспаловки, который был включен в район обороны Тарановки. Задача была одна из сложнейших, но она была понятна каждому бойцу, и солдаты готовились к бою. Всю ночь копали окопы, все глубже уходили в землю, получше маскировали свои позиции.
Стало светать. Было тихо-тихо. Но эта таинственная тишина была перед бурей.
Над нами пролетел самолет-разведчик. А через полчаса появились бомбардировщики. В районе Тарановка — Змиев они подняли вверх столбы дыма и скрылись. Вскоре с бугра стала спускаться колонна бронированных машин, а за нею пехота. Наш взвод вступил в неравный бой. Прямой наводкой зажег вражеский танк расчет противотанковой пушки - Иван Букаев и Александр Тюрин. Под другой я бросил гранату. Но вот мчится третий танк, он стремится перескочить через переезд. Встав во весь рост и подняв над головой гранаты, гвардии сержант Василий Грудинин бросил их в сторону вражеской машины, а когда увидел, что танк продолжает двигаться, коммунист Грудинин сам бросился под машину.
Так смертью храбрых одним из первых в этом неравном бою погиб гвардии сержант Грудинин. А вражеские танки все напирали. Вышел из строя расчет нашего орудия. К нему стал коммунист Сергей Нечипуренко. Орудие снова заработало. Был подбит еще один танк. Так мы выдержали первую атаку. Потеряв в этом бою 4 машины, враг отступил. Но и наши ряды поредели. От вражеской пули пал коммунист Андрей Скворцов. Ранен в руку был командир взвода П.Н. Широ- нин. Лишились гвардейцы и единственного орудия.
Вскоре фашисты ринулись снова к переезду. Он был им нужен, чтобы овладеть селом Тарановкой. И опять завязался неравный бой. Совсем близко от наших окопов стоял подбитый танк, но он непрерывно строчил из пулемета. Я не удержался, выскочил из своего окопа и в один миг оказался у танка, схватил кусок разбитой гусеницы и сильно ударил им по стволу пулемета. Огонь прекратился. Вторая атака фашистов также не удалась.
Гитлеровцы пошли в третью атаку. Теперь они двинули около двух десятков танков. Огонь вели с ходу. Один из снарядов угодил в наблюдательный пункт командира взвода. В третий раз лейтенант Ши- ронин был ранен, потерял сознание. Контузило и меня от сильного взрыва гранаты, которую я бросил под вражеский танк.
Уже позже после излечения в госпитале я узнал, что два наших смелых товарища Александр Болтушкин и Василий Павлов во время третьей атаки поползли к фашистским танкам, подбили два из них, но сами пали смертью героев.
Пять суток бились гитлеровцы за переезд, но пройти его не смогли и отступили. Дорого обошлась фашистским захватчикам попытка прорваться в Тарановку. На полях сражения они оставили 11 танков, 6 бронетранспортеров, много солдат и офицеров. Взвод с честью выполнил боевую задачу.
В 1961 году в день Победы я посетил село Тарановку, принял участие в многолюдном митинге на братской могиле, осмотрел хозяйство колхоза, расцветающего на обновленной земле. Приятно и радостно было сознавать, что кровь наша недаром пролита, что в счастье и радости живут советские люди и не забывают подвиг героев- широнинцев, совершенный в боях за Советскую Родину.