Бихевиоризм: психология и психотерапия. «Корни»: Иван Петрович Павлов
Рассмотрение различных направлений психотерапии обычно начинают с психоанализа. И хотя в настоящее время он не является наиболее популярным психотерапевтическим направлением, а в классическом (фрейдистском) виде практически не применяется, «без него ничего бы не было». В том числе тех направлений, которые возникли на его критике.
Затем переходят к бихевиоризму, так как считается (и не без основания), что бихевиоризм (поведенческая психология и психотерапия) возник как оппонент психоанализа, считая, что надо больше уделять внимания внешним и очевидным причинам психологических проблем, чем их туманному внутреннему происхождению.
Однако попробуем подойти с другой стороны, т. е. начать с бихевиоризма. А точнее с поведенческой психологии и психотерапии. Ведь, сталкиваясь с психологической проблемой или неврозом, не только специалисты, но и обычные люди сразу задаются вопросом: какими очевидными причинами это вызвано — обстоятельствами, людьми, их поступками или словами, каким образом сформировались дурные привычки и как их теперь «расформировать»? А ведь это и есть поведенческая психология, или бихевиоризм (от англ, behavior — поведение). Поэтому мы сначала рассмотрим поведенческое направление психотерапии — подход «из вне», затем углубим его подходом изнутри —«психоанализом» и объединим этих «неримиримых оппонентов» гуманистическим подходом.
Альтернативой психоаналитического направления может выступать только поведенческое направление. Психоанализ изучает личность человека «изнутри» и через это пытается в конечном итоге воздействовать на его поведение (невротическое, конфликтное и т.д.), а бихевиористическая (поведенческая) психология изучает только внешние проявления поведенческих реакций в ответ на внешние факторы воздействия.
В этом принципиальное различие психоанализа и бихевиоризма. Однако не надо доводить до абсурда противоречия создателей этих направлений Фрейда и Уотсона, как это, к сожалению, нередко делается.
Акцентированное внимание Фрейда к индивидуальному бессознательному иногда понимается как игнорирование им роли сознания. Это неправильно. У Фрейда был культ сознания. Он преклонялся перед возможностями человеческого разума и повторял, что весь его психоанализ направлен на то, «чтобы, там где было «Оно» (бессознательное), стало «Эго» (сознание)». Не игнорировал он и внешних (в том числе) социальных факторов влияния на поведение и состояния людей — просто он ими не занимался (нельзя объять необъятного), сосредоточившись на исследовании интрапсихических процессов, придавая им решающее значение в этимологии большинства неврозов.
Так же и в поведенческой психологии и психотерапии: Уотсон и другие бихевиористы не отрицали существования и важной роли сознания и бессознательного, но они считали, что эти категории не поддаются объективному научному изучению и поэтому оставляют много места для недоказуемых измышлений и спекуляций, тогда как поведенческие реакции легко наблюдаемы, контролируемы и могут быть объективно изучены.
Глупо спорить, что лучше и эффективнее для психотерапии и психологического консультирования — психоанализ или бихевиоризм. И то и другое важно. Не зря в наше время самое популярное направление — интегративная и эклектическая психотерапия, в которой грамотно сочетаются элементы из самых разных теорий и практик. Около 80% психотерапевтов и психологов-консультантов в США относят себя к этому направлению. Одним из воплощений интегративной психотерапии является нейролингвистическое программирование — НЛП (в серьезном исполнении). НЛП работает с бессознательным, а якорями являются условные рефлексы по Павлову или связь «стимул-реакции» по Уотсону.
Целью бихевиористической психотерапии является изменение поведения от той модели, которая не помогла справиться с неврозом или другой психологической проблемой (а возможно, и порождала их), к модели поведения или отдельным поведенческим умениям и навыкам, позволяющим (хотя бы частично) решить эти проблемы.
Бихевиористические терапевты и консультанты стремятся создать такие условия, при которых закрепляются положительные манеры поведения и разрушаются негативные. Клиент с помощью психотерапевта или консультанта подбирает эти модели поведения и отрабатывает до условно-рефлекторного автоматизма настолько, чтобы они могли успешно выполнить адаптационную (приспособительную) роль в тех ситуациях, которые ранее порождали вышеупомянутые неврозы и психологические проблемы.
Родоначальники бихевиоризма Джон Уотсон, Беррес Ски- нер и их последователи считают «корнями» бихевиоризма труды своего соотечественника Торндайка и наших великих соотечественников Ивана Петровича Павлова и Владимира Михайловича Бехтерева.