Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow История arrow История
Посмотреть оригинал

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Век XIX-й испытал на себе мощное воздействие идеологии Просвещения века XVIII. Восприятие мира с точки зрения христианской религии уступило место светской идеологии. Растущая буржуазия выступала против традиционализма, суеверий, отстаивала превосходство разума и естественных прав человека. Вера в прогресс, в движение общества вперед, возможность изменения человека в лучшую сторону стали характерными чертами либерализма. Теоретиками либерализма были франко-швейцарский писатель, политический деятель Б. Констан (1767—1830), французский социолог, политика. Токвиль (1805—1859), английский философ и социолог Г. Спенсер (1820—1903), английский поэт и публицист Д. Мильтон (1608—1674). Они признавали государство суверенным носителем верховной власти, требовали уважения к личности и неприкосновенности ее прав. По мнению либералов, государство не подчиняет себе личность и общество, а обеспечивает необходимые условия для их самостоятельного развития и реализации. И государство, и общество должны стремиться к конституционности, всеобщему избирательному праву, соблюдению политических свобод. Экономический либерализм отстаивал индивидуальную экономическую свободу. Английские экономисты А. Смит, Д. Рикардо (1722—1823) считали, что государство не должно участвовать в экономической жизни, его функции — поддержание общественного порядка и защита собственности. Экономика — саморегулирующийся организм, основой процветания являются свободная торговля и конкуренция. Либералы отождествляли прогресс с капитализмом, полагая, что движущей силой истории является свобода, интересы отдельных индивидуумов, конкуренция1. Вместе с тем провозглашенные Великой французской революцией идеи свободы, равенства и братства в реальной действительности не исключали неравенства. В обществе нарастали острые противоречия, капитализм оказался несвободным от кризисов и связанных с ними разорением, инфляцией и пр. Либеральные идеи вызывали острую реакцию в консервативных правящих кругах. Родоначальником консервативного направления был Э. Берк (1729—1797), один из крупнейших политических мыслителей XVIII в. Консерватизм (в переводе с лат. — сохранение) — идейное течение, в основе которого лежит пессимизм, неверие в то, что общество или государство можно создавать и изменять по желанию людей. Государство и общество не изобретение человека, а продукт естественной эволюции. Идея божественного предопределения занимает важное место в концепции консерватизма. Естественное право — это установленный Богом разумный порядок вещей. Консерватизм выступает за сохранение традиций, так как верность старому обеспечивает высшее из благ — безопасность. Государственная мудрость состоит в том, чтобы сочетать склонность к сохранению со способностью к улучшению. Таково отношение консерватизма к реформам. Реформы должны осуществляться постепенно, усовершенствуя сложившиеся структуры и отношения в обществе. Консерватизм отстаивал идею неравенства людей, поскольку люди по природе своей неравны. Неравенство — основа общества, и его сохранение равносильно сохранению самого общества. Консерватизм признавал необходимость принадлежности власти людям, обладающим крупной собственностью и завидным положением, ибо их отличает чувство чести и справедливости, они готовы использовать свое влияние в интересах общества. Э. Берк и его последователи прозорливо предупреждали о негативных последствиях радикальной ломки общественных отношений, ибо деятельность радикалов может привести к результатам, прямо противоположным провозглашенным намерениям. По мнению консерваторов, и сами идеалы революции разрушительны для общества. Прочность позиций консерватизма сохранялась не только в XIX в., но и в новом столетии получила дальнейшее развитие (Ф. Хайек[1] [2], К. Поппер[3]). Радикальные, в том числе и социалистические течения, нашли в этих условиях активный отклик. Слово «социализм» вошло в политическую практику Европы в 1730-е гг. Первые романтически настроенные социалисты — англичанин Р. Оуэн (1771—1858), французы А. Сен-Симон (1675—1775), Ш. Фурье (1772—1837) — выражали надежды на установление справедливого общественного порядка, в котором корысть и эгоизм богатых будут преодолены на основе высокой нравственности и равенства в распределении собственности и доходов. В 1940-х гг. XIX в. родился марксизм, основатели которого — К. Маркс и Ф. Энгельс — верили, что сумели открыть общие для человечества законы развития. Они полагали, что капитализм в своем развитии неизбежно сформирует революционный класс — пролетариат, который станет могильщиком господствующего класса — буржуазии, совершит социалистическую революцию и установит диктатуру пролетариата. С помощью диктатуры он построит новый общественный порядок — социализм без частной собственности. Постепенно наступит эра всеобщего изобилия и торжества социальной справедливости — коммунизма. По мере улучшения положения рабочего класса вполне обоснованным становится формирование идей оппортунизма. Основоположником его был немецкий социал-демокрет Э. Бернштейн (1850—1932), провозгласивший принцип: «Цель — ничто, движение — все». Оппортунизм выступал против революций, за реформы как основы изменения общества на пути к социализму. Оппортунистическая концепция вызвала яростное сопротивление марксистов.

В обществе существовали и антипрогрессистские течения. Они противостояли как либерализму, так и социализму. На рубеже XIX—XX вв. возникает психоанализ (основатель — Зигмунд Фрейд (1856—1939)) — широкое и влиятельное направление в психологии, в рамках которого исследуются бессознательные процессы в психике человека. Первоначально психоанализ ограничивался изучением индивидуальной психики, но постепенно в поле зрения попали проблемы политики, власти, социальных конфликтов. Школе психоанализа присущ пессимизм в оценке развития общества. По мнению К.-Г. Юнга (1875—1961), жизнь в своей основе иррациональна, попытка подчинить ее рациональной воле приведет к краху культуры, индивидуальности, личность оказывается во власти бессознательных сил. Это чревато массовым разрушительным взрывом, в нем выплеснется огромный психологический заряд. В дальнейшем идеи психоанализа позволили К.-Г. Юнгу проанализировать такой феномен XX в., как тоталитаризм. Таким образом, полифония мыслей стала одним из наиболее ярких проявлений общественной жизни XIX в.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы характерные черты экономического развития государств в индустриальную эпоху?
  • 2. Какие социальные изменения присущи развивающемуся капитализму?
  • 3. Какую роль играли революции в Европе в период буржуазного развития государств?
  • 4. В чем состояло значение национальной идеи для европейских государств?

  • [1] История политических и правовых учений: учебник для вузов. М.: Зерцало, 2006.
  • [2] Хайек Фридрих (1899—1992) — австрийский философ, экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1974).
  • [3] Поппер Карл (1902—1994) — британский философ австрийского происхождения.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы