МИР НА ПУТИ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ЕВРОПА: СТАНОВЛЕНИЕ ОКЕАНИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Возникновение третьего типа цивилизации, по Л.И. Мечникову, океанической, коренным образом изменило ход мировой истории. Центр мира из степей переместился сначала в Португалию, потом Испанию и, наконец, в Англию. Использование океана действительно стало революционным изобретением Запада, так как превратилось в основное средство всемирной коммуникации[1]. Это обстоятельство способствовало объединению мира и возникновению понятия человечества как такового. Наступал совершенно особый этап мировой истории, который одни исследователи называют Поздним Средневековьем, другие —ранним Новым Временем. Утверждение буржуазной формы собственности, развитие свободного рынка и конкуренции, углубление процесса урбанизации, демократизация политических структур, формирование новых классов, а также изменение духовного облика и культуры общества — все свидетельствовало о завершении аграрной стадии общественного развития. Начинался период предкапитализма (Ф. Бродель), охвативший период с XIV по XVIII вв. В XV—XVII веках в Европе стал формироваться особый тип техногенного общества, который начал экспансию на остальной мир, подверг существенным изменениям традиционные общества. Великие географические открытия X. Колумба, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллана и других мореплавателей определили вектор последующего развития Европы: разрушалась ее изоляция, формировалась новая картина мира, коренным образом изменявшая мировоззрение людей. С XVI века начались захват и ограбление новых земель: завоевания (конкиста) Южной Америки Э. Кортесом, державы инков в Перу Ф. Писарро. 21 декабря 1620 г. первые паломники (так называемые отцы-пилигримы), прибывшие в Северную Америку, положили начало колониальной экспансии Нового Света. Так, посредством освоения мирового пространства осуществлялось взаимодействие европейской метрополии и периферии. Но этот процесс был неоднозначным. Широкая колониальная экспансия западноевропейских стран имела д.ля захваченных территорий в большей степени разрушительные и даже катастрофические, чем цивилизующие последствия. Водные преграды, исключавшие непосредственный контакт метрополии и колоний, создавали для первых благоприятные условия для развития, тогда как положение последних было в высшей степени уязвимым. Коренное население многих захваченных территорий было фактически стерто с лица Земли. Сегодня утверждается, что тасманийцы, бушмены, огнеземельцы, племена Вест-Индии, Австралии были полностью истреблены, а в Африке с XV в. вследствие работорговли погибли, по оценке ученых, около 100 млн человек[2]. Так, рабская сила и колоссальные богатства Нового Света стали тем ресурсным основанием, на котором началось становление океанической цивилизации. Оно связано с процессом первоначального накопления капитала и развитием мануфактурного производства.

Исторические предпосылки генезиса капитализма в разных странах Западной Европы возникали несинхронно. По степени его вызревания страны распределились следующим образом в составе четырех основных европейских районов: 1) Англия и Голландия с раннекапиталистическим укладом; 2) Франция, часть Германии, Швеция, в которых капиталистические отношения находились под давлением феодальных структур; 3) Испания и Португалия, где в XVII в. обнаружился социально-экономический регресс; 4) Чехия, Венгрия, Польша, Прибалтика, Россия — страны, в которых базу экономического развития составляли крепостнические отношения. На первых порах накопление выразилось в обогащении отдельных лиц, компаний, позднее возникает ассоциированный капитал. Образование торгово-банковских компаний (Ост-Индской, Вест-Индийской, Гвинейской, а также Московской в 50-е гг. XVI в.) непосредственно способствовало формированию сначала общеевропейского рынка. С открытием торговых сообщений с Азией, Америкой и Африкой стали складываться основы мирохозяйственных связей. Неэквивалентная торговля европейцев с другими странами, развитие ростовщичества, секуляризация церковных земель, контрибуции также играли заметную роль в процессе накопления капитала. Новое время связано и с изменениями в аграрной сфере Европы, по-прежнему остававшейся в основном сельскохозяйственным континентом. В XV—XVI веках освобождение европейских крестьян от феодальной зависимости способствовало их вовлечению в товарно-денежные отношения. Это, в свою очередь, вело к разрыву хозяйственной замкнутости, усилению имущественной дифференциации. Знаменитые «огораживания» в Англии создавали рынок рабочей силы — предпролетариат. Определенная часть дворянства начинает заниматься предпринимательской деятельностью: в своих имениях создает мануфактуры, существующие в двух формах (централизованной и рассеянной), использует наемный труд.

Становление Нового времени ознаменовалось такими явлениями в духовной жизни, как Ренессанс (Возрождение) и Реформация. Для Ренессанса характерна идеология гуманизма с новым видением человека и окружающего его мира. Данте Алигьери, Лоренц Валла, Пико делла Мирандола, Донателло, Леонардо да Винчи, Рабле, Шекспир, Сервантес, Петрарка, Эразм Роттердамский и другие выдающиеся художники, мыслители, писатели и поэты Возрождения по праву считаются великими гуманистами, так как сумели в условиях Средневековья утвердить достоинство и уважение к человеческой личности, поверить в безграничные возможности человеческого разума. Свобода суждений, независимость по отношению к авторитетам, сильный критический дух гуманизма — все это подготовило почву для разрушения религиозного и утверждения научного мировоззрения. Гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473—1543) и Галилео Галилея (1564—1642) сменила птоломеевское представление о мире, ознаменовав тем самым начало первой научной революции. Тихо Браге (1546—1601) опроверг богословскую теорию о твердой природе небесного свода; Иоганн Кеплер (1571—1630) вывел законы обращения планет вокруг Солнца; Джордано Бруно (1548—1600) создал учение о вечности и бесконечности Вселенной. Личностью «Гомо универсалес» по праву считается Леонардо да Винчи (1452—1519), проявивший себя в различных областях человеческой деятельности. Но достижения ученого в технике (идея паровой пушки, паровой машины; создание пружинного автомобиля; конструкция гидравлической турбины, редуктора, парашюта, телескопической лестницы, а также механизма, преобразующего поступательное движение во вращательное, и мускулолета вертикального старта) поистине опередили время и являлись свидетельством рождения новой, техногенной цивилизации.

Реформация как социально-политическое и религиозное движение XV—XVI вв. стала борьбой верующих против католической церкви. Немецкий профессор теологии Мартин Лютер (1483—1546), возглавивший протестантов, отрицал посредническую роль церковнослужителей между людьми и Богом; утверждал, что человек рожден для труда и добросовестным исполнением своего мирского призвания должен искупить греховность, унаследованную от прародителей. В религиозной доктрине М. Лютера повседневная трудовая деятельность отдельного человека была отражением высшей духовной ценности. Другое течение в Реформации связано с именем француза Жана Кальвина (1509—1564). Главное вето учении — идея божественного предопределения. При этом каждый истинный христианин обязан твердо верить в богоизбранность человека и на протяжении всей жизни неустанно искать все новые и новые подтверждения этой вере, добиваясь успехов в мирской деятельности, которые и есть критерий богоизбранности. Именно в кальвинизме труд окончательно приобрел значение важнейшего религиозного долга, а его эффективность стала признаком личной богоугодности христианина. Так, идеология Реформации стимулировала предпринимательство, поощряла мирскую активность и приобретательство, опирающиеся на совесть, умеренность и прилежание. По мнению реформаторов, всякая пренебрегающая моральными устоями деятельность неизбежно превращается в преступное деяние. Под влиянием гуманистов и деятелей Реформации в массовом сознании начинают формироваться представления о правах личности, прежде всего на свободу, на сопротивление тирании; о безусловном равенстве людей и всех перед законом, необходимости отделения церкви от государства и поддержании баланса общественных и государственных интересов. В результате идея гуманизма и протестантская этика становятся фундаментом новой европейской цивилизации. Развитие капитализма и формирование третьего сословия породили проблему соблюдения равновесия интересов дворянства и буржуа. Государственной формой, обеспечивающей такой баланс, стала абсолютная монархия с неограниченной властью монарха, сильной централизацией, разветвленным бюрократическим аппаратом, полицией и регулярной армией. Опорой абсолютной монархии являлось дворянство. В то же время абсолютизм использовал экономический потенциал и социальный авторитет третьего сословия. Типичной абсолютной монархией была Франция при «короле-солнце» Людовике XIV (1643—1715), которому приписывается изречение: «Господа, вы думали, что государство — это вы? Ошибаетесь. Государство — это я!» По мере укрепления позиций буржуазии абсолютизм исчерпывает свои прогрессивные ресурсы. Отказавшись от политики даже ограниченного покровительства буржуазии, он превращается в консервативную и реакционную силу. Первоначальное накопление, в ходе которого формировалось третье сословие и наемные работники, сопровождалось и появлением значительного слоя изгоев — людей без собственности, средств существования. Это пауперы, или бедняки, которые были вынуждены нищенствовать и бродяжничать, заниматься грабежами, контрабандой и т.д. Некоторая их часть попадала в исправительные дома, приюты для бедных, а многие — на виселицу.

Для XVI—XVII в. характерны многочисленные выступления народных масс города и деревни. Это крестьянская война в Германии (1525), народные восстания в Неаполе, Португалии, Каталонии, а также в России (1603, 1606, 1670—1671), на Украине (1648—1654). В первой половине XVII в. движение социального протеста во Франции, получившее название Фронда, завершилось примирением высшей знати с дворянством. Первая буржуазная европейская революция (1566— 1609) совершилась в Нидерландах — стране с наиболее развитой промышленностью и торговлей. Антифеодальная война, сочетавшаяся с национально-освободительной борьбой, проходила под знаменем кальвинизма с идеями буржуазного равенства. Движение народа в определенной степени поддержала и высшая аристократия — граф Эгмонт и принц Вильгельм Оранский и их единомышленник адмирал Горн. Революция завершилась освобождением от испанского господства Северных провинций и образованием буржуазной Республики Соединенных провинций.

В 1640 году началась Английская буржуазная революция. Итогом революции стало заявление палаты общин 4 января 1649 г., гласившее: «1. Народ, находящийся под властью Бога, есть источник всякой справедливой власти. 2. Избранная народом палата общин имеет высшую власть в государстве. 3. То, что палата общин объявит законом, то и будет таковым, несмотря на возражения лордов и короля». Король Карл I был обезглавлен 30 января 1649 г. Англия провозглашена республикой. После протектората Кромвеля (1653—1658) в стране происходит реставрация (1660). В Англии формируется парламентская монархия, образуются две партии — тори и виги.

В эпоху Нового времени произошли серьезные изменения в культуре, сознании людей. Успехи модернизации были невозможны без преодоления средневековой схоластики, развития науки и светского образования. Европейские университеты, возникшие в период классического Средневековья в Оксфорде (с 1168 г.), Сорбонне (с 1200 г.), Кембридже (с 1209 г.), Лиссабоне (с 1290 г.), Праге (с 1348 г.), к XVI в. превратились в крупные учебные центры, из стен которых выходили не только богословы, но и юристы, банкиры, врачи. При университетах создаются гимназии. Начальной ступенью образования являлись школы при монастырях, где обучались чтению, письму и началам латинской грамматики. В XVII веке создаются первые академии — Флорентийская академия опытов (1657), Парижская академия наук (1666), Лондонское королевское общество (1662). Появляются первые научные журналы. Происходят изменения и в повседневной жизни людей. Из Америки стали ввозить картофель, кукурузу, совершившие в Европе XVIII в. подлинную «продовольственную революцию». Конечно, рацион питания аристократии и народных низов существенно разнился (так, белый хлеб долго оставался роскошью). Постройки были в основном деревянными. Особняки знати соседствовали с грязными лачугами низов. Постепенно для строительства жилья стали использовать камень, кирпич, черепицу. Начинается плановая застройка Лондона (вторая половина XVII в.), в 1668 г. проведение первой генеральной уборки Парижа стало для его жителей настоящим событием. Демографическая составляющая как наиболее важная характеристика общества была неустойчива и подвергалась колебаниям. К XVI веку население Европы составляло примерно 100 млн человек, увеличившись в 2 раза с 1500 г. Потом наступила стагнация вследствие Тридцатилетней войны, эпидемии чумы и оспы, неурожаев, но эти события не остановили начавшийся в XVI—XVII вв. процесс формирования океанической цивилизации. Великие географические открытия, коренные перемены в социально-экономическом развитии, а также Возрождение и Реформация имели колоссальное значение в его утверждении. Стал складываться капиталистический уклад, возникла новая социальная структура. На первый план исторической арены выходит буржуазия со своими экономическими и политическими претензиями.

  • [1] См.: Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
  • [2] Алексеев В.П., А.И. Першиц А.И. История первобытного общества. М. : ACT :Астрель, 2004. С. 320.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >