Неравномерность процесса культурного изменения

Изменения в культуре общества не охватывают одновременно всю совокупность существующих культурных смыслов и значений, не затрагивают в равной степени все социальные группы. Новые элементы культуры лишь постепенно получают распространение, нередко наталкиваясь на инерцию, сопротивление приверженцев устоявшейся культуры. Новое и старое, свое и чужое могут сосуществовать на протяжении достаточно долгого времени, что нередко служит источником напряженности в обществе, культурного конфликта. Этот конфликт проявляется, в частности, во взаимоотношениях людей и групп, выступающих приверженцами как новых, так и привычных, устоявшихся культурных образцов. Конфликт или противоречие между новым и старым может проявляться и на уровне индивидуального сознания.

Проблема неоднородности, неодновременности процесса культурного изменения привлекала внимание многих исследователей. Еще

О. Конт обратил внимание на тот факт, что появление новых форм познавательной деятельности не приводит к быстрому исчезновению старых. Как известно, Конт выделяет в истории развития человеческого разума три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Все они подразумевают определенные способы мышления и истолкования мира, несовместимые между собой. Сочетание противоречивых идей, сосуществование противоречащих друг другу способов мышления ведет к социальному беспорядку. Нормальным состоянием было бы господство одного способа мышления. Но Конт верно отметил связь между противоречивостью идей, представлений и ценностей и социальной неупорядоченностью. Однако данный факт едва ли следует рассматривать лишь как негативный. Анализируя идеи Конта, Р. Арон справедливо отмечает, что «одной из движущих сил истории была как раз неупорядоченность способов мышления на каждом отдельно взятом историческом этапе»[1].

В 60-е годы XX в. У. Огборн предложил концепцию культурного лага, согласно которой некоторые элементы культуры развиваются быстрее, чем другие, что приводит к росту напряженности в культуре, подрыву ее стабильности. Огборн считал, что быстрее развиваются те элементы, которые могут быть отнесены к материальной культуре — технологии например. Медленнее развиваются элементы духовной культуры — ценности, нормы, убеждения и т.д. Эта концепция верна лишь отчасти. Действительно, технологии в современном обществе развиваются настолько быстро, что люди часто не успевают к ним приспособиться. Но идеи и ценности могут меняться быстрее технологий. Технологический прогресс, свойственный современным обществам, возник в результате глубокого изменения ценностей, о чем подробнее будет сказано в следующей главе. Несинхронность процесса культурных изменений не может быть сведена лишь к разрыву между темпами технологического прогресса и приспособлением к нему, но проявляет себя в самых многообразных формах. Например, в разной степени причастности индивидов и групп к новым культурным ценностям и информации.

Интересный пример неравномерности культурных изменений рассматривал К. Манхейм. Он признавал тезис М. Вебера о рационализации социальной жизни при переходе к современности (мы уже рассматривали эту идею Вебера в специальном разделе). Но Манхейм справедливо отмечает, что не все социальные группы в равной мере причастны к процессу рационализации, не все способны к рациональному поведению и самоконтролю. В работе «Человек и общество в эпоху преобразований»[2] Манхейм выдвигает тезис о «всеобщей диспропорциональности в развитии человеческих способностей», таящей в себе опасность для общества. Неумение рационально мыслить и стремление руководствоваться мифами и стереотипами может привести к катастрофе в обществе, нормальное функционирование которого зависит от использования знания и рационального мышления. То же самое касается и технического прогресса. Нерациональное поведение при огромной технической мощи современной цивилизации также чревато катастрофическими последствиями. Отмеченная Манхеймом проблема сегодня только обострилась.

  • [1] Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 105.
  • [2] Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >