Восточный и западный типы цивилизаций

В глобальном историческом процессе философы выделяют ещё два типа цивилизации: восточный и западный. Напомним, цивилизация есть тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определённой культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают образцы как материальной, так и духовной культуры (с.236). А именно: технологии и средства производства, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; социальные ценности и нормы, которые упорядочивают их жизнь...

И всё же главное, чем различаются цивилизации (особенно цивилизации-современницы), - это духовная жизнь, ибо суть культуры социума прячется в головах и душах людей, а не сверкает в витринах повсюду однообразных McDonald’s'oB. В самом деле, если материальные элементы современных, к примеру, иранского и бельгийского обществ во многом схожи, то их социальные ценности, нормы, искусство, религии заметно расходятся. Вот почему философы давно и всесторонне сопоставляют две параллельно развивающиеся сквозь века цивилизационные линии - восточную и западную.

Корни восточной (традиционной) цивилизации уходят в середину Н-го тысячелетия до н.э. на территорию Индии, Китая, Японии. Западная цивилизация чуть моложе: она возникла в VIII-VI веках до н.э. в бассейне Средиземноморья. Существенные различия между Востоком и Западом (табл.3.2) обнаруживаются уже в самом характере их развития. Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и (главное!) бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперёд азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая всё отжившее и покоряя всё новые и новые вершины социально-экономического и научно-технического прогресса.

Историческая судьба лучше сложилась у западной цивилизации. Она ширилась и процветала. Позднее её главные элементы творчески усвоили Япония и ряд других азиатских стран: это мощно ускорило их развитие. Сегодня эти элементы приобрели уже характер общечеловеческих ценностей - таких, как рынок, частная собственность, свободное предпринимательство, конкуренция в экономике и политике; свобода, самостоятельность и независимость личности в обществе; равноправие и равная ответственность всех граждан перед законом, их активность в защите своих гражданских прав. Именно с этим связано понятие современного цивилизовапнного общества. Современное цивилизованное общество - это общество свободных и равноправных граждан; общество, основанное на идеалах разума, гуманизма, законности, справедливости и уважения прав личности; общество, которое рационально использует достижения пауки, техники, производства и нацелено на обеспечение удобной,

Позиции для сравнения

Восточная цивилизация

Западная цивилизация

Духовный

настрой

на созерцательность и бездеятельность, на ожидание манны небесной

на активные действия, на проявление инициативы, предприимчивости

Характер

развития

верность вековым традициям,упор на адаптацию кскладывающимся условиям жизни

тяга к постоянному обновлению, преобразованию жизни,к прогрессу

Человек и общество

дух коллективизма, единства народа, сплочённого общей собственностью, общиной, религией, централизованной властью государства, коллективистскими традициями и нормами; восприятие отдельного человека как винтика огромной машины общества

дух здорового индивидуализма, самоценности человека, его свободы, самостоятельности, внутренней ответственности за свою судьбу; дух состязательности между людьми на основе равенства их возможностей

Отношения собственное in

полноценной частной собственности нет; собственность и власть не разделены (кто у власти, тот и при собственности)

уважение к частной собственности, её узаконенность,гарантированность; разделение власти и собственности

Государство и общество

господство государства над обществом, административный произвол (властвует не закон, а конкретный начальник)

государство - не повелитель, а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон

безопасной и безбедной жизни каждого человека, на сохранность природы и всей окружающей среды. Однако не всё столь однозначно положительно в цивилизации Запада. Есть и негативные побочные эффекты: в частности, "омассовление" культуры, общества и опасность превращения социумов в безликие "человейники" (с. 180-185).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >