Философский взгляд на молодость и старость

Человеческая жизнь ["с её венками из цветов и терний, с её колыбелями и гробами" (Герцен)] часто наводит людей на философские размышления. Так, Толстой в часы печальных раздумий о бренности нашего бытия обращает внимание на то, что жизнь каждого человека - случайность. Наедине с собой в "Исповеди" он так и говорит самому себе: "Ты - временное, случайное сцепление частиц... случайно слепившийся комочек чего-то. Комочек преет. Прение это комочек называет жизнью. Комочек расскочится - и кончится прение и все вопросы" (63-59). Действительно, "комочек", бывает, легко гибнет от воздействия враждебных сил (болезни, стрессы, катастрофы, аварии). В масштабах безбрежной Вселенной человек, по словам Паскаля, ничтожный тростник, былинка на ветру, которую треплют невзгоды. Но с другой стороны, это мыслящий тростник, способный своим разумом возвышаться над миром, познавать, предвидеть, решать проблемы, предупреждая опасности.

А проблем - море. Всё человеческое бытие наполнено трудностями: жизнь прожить - не поле перейти, гласит пословица. Но есть в нашей жизни две особенно сложные полосы: молодость и старость. Так, молодость - самая прекрасная, пытливая, познавательная, но и проблемная фаза жизни. "Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее", замечает Гоголь. Ему вторит Герцен: Молодость - это "дружба, любовь, избыток сил, энергии, здоровья и бесконечная дорога впереди". Однако молодость беспечна, быстротечна и нередко оставляет следующим фазам жизни изношенное тело. Человек так "глупо устроен": когда у него чего-то много (здоровья, силы, молодости, времени), то это изобилие мало ценится и не бережётся.

Главные проблемы и опасности молодости - неприкаянность, безделье, скука. Ими страдают многие на пути самоутверждения, в поисках себя, своего дела, своих интересов. Убегая от скуки, неприкаянные часто впадают в саморазрушительный образ жизни (курение, пьянство, наркомания, энергетики, драки, разврат, вандализм). Положение усугубляют нездоровые зависимости от компьютера ("вампыотера"), мобильника, наушников, развлекательных игр.

Как избавиться от скуки? Да очень "просто": надо захотеть жить по-человечески. Все живые существа на земле занимаются, по сути, двумя основными вещами: вынужденным добыванием пищи и радостным её потреблением. Животным "для счастья" этого вполне достаточно: воробьи (понаблюдайте зимой), когда сыты, облепляют какой-нибудь пышный куст и самодовольно перечирикиваются...

Человеку же одной радости потребления мало, а сверхпотребление его даже утомляет, ввергая в лень, ожирение, болезни, в тоску. Человек - существо разумно-духовное и созидательное. Он нуждается в том, чтобы создавать, творить, работать, выдумывать, пробовать; "дело делать ", как сказано у Чехова в пьесах "Леший" и "Дядя Ваня". Труд, живое дело, творчество - вот верные лекарства от скуки. Скука ведь в наших головах, когда они пусты и незаняты делом.

Самостоятельный, волевой, сильный духом и уверенный в себе молодой человек, желающий добиться успеха в жизни, следует идее экзистенциалистов "не быть как все" и осмысленно выстраивает свою собственную линию бытия. Он избегает дурных компаний с их отупляющим пустословием, леныо, скабрёзными шутками, грубостью, матом и жалкими интересами вокруг "выпить, пожрать, покурить". Он осознаёт убийственную и порабощающую человека силу наркотиков, поэтому никогда их даже не пробует. Понимая, что в невежестве, бездельи и праздности люди деградируют, он с готовностыо погружается в серьёзное чтение, размышляет, разговаривает с книгами, как с людьми, и извлекает из них полезные образцы для себя... Такой собранный молодой человек упорно ищет своё интересное дело, целеустремлённо совершенствует себя в нём, через него самоутверждается в обществе и закономерно обретает успех.

Другая остропроблемная фаза жизни - старость, "истинная зима человеческого тела и разума" (Радищев). Она действует на людей по-разному. Одних (более духовных и мудрых) она размягчает и успокаивает. Других - делает мрачнее, злее, сварливее. Этим последним уходить в мир иной труднее: они (как погибающий от туберкулёза Вася в горьковских "Чудаках") начинают ненавидеть всех, кто пока ещё остаётся жить. Важно, как говорит апостол Павел, научиться довольствоваться малым и радостно воспринимать жизнь в любое время и при любых обстоятельствах. могу всё превозмочь" - вот формула выживания Павла (7-Флп 4:11-13).

Рильке рекомендует делать угасающую жизнь теплее простыми способами. Например, одухотворяя и лаская повседневно окружающие пас вещи: не чашка, а чашечка, не чай а чаёк... Можно давать предметам нежные имена, заглядывать в их "душу", беседовать с ними... И тогда получается по-домашнему ласково: "Вам чайку с лимончиком налить?" [Моя бабушка говаривала: "с ялимончиком" (КЛМ)]. Подобная мягкая самопсихотерапия облагораживает быт, успокаивает, воодушевляет. Не зря в формуле здоровья из четырёх "д" (дух, дело, диета, движение) на первом месте именно дух. И Тютчев взывает к духу, поэтически мягко призывая стариков до конца сохранять человеческое достоинство, не опускаться до разрушительной зависти и "сварливого старческого задора" (65-255).

В старости, как никогда, полезен совет одного мудрого итальянца: нужно научиться жить со своими болезнями, а не тратить силы па недостижимое: на их исцеление (24-44,381). Нет ничего хуже, чем превращать остаток жизни в тусклое и бессмысленное доживание в больнично-поликлинической суете, проводя бесконечные исследования. Никакая постановка диагноза не улучшает здоровья.

Разумнее следовать мудрым наставлениям Соломона. Радуйтесь каждому дню и занятию вашему в этой недолгой жизни, ибо все мы смертны, уйдём в свой вечный дом и будем мёртвыми дольше, чем живыми. Радуйтесь, все живущие: прекрасно быть живым и видеть солнце! Радуйтесь, молодые, пока молоды! Будьте счастливы в своих душевных порывах, но помните, что молодость - миг, что впереди неизбежны трудные времена немощной старости и что в итоге Бог будет судить вас за всё, что вы сделаете (Екк 11:7-10, 12:1-8).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >