Владимир Соловьёв: Россия должна быть в единстве со всем человечеством

В отличие от Достоевского философ, поэт, публицист Владимир Соловьёв (1853-1900) изображает Россию без умилительных преувеличений, скромнее, критичнее, более взвешенно. Да, соглашается он, держава наша - "огромное тело", "мощная этническая масса" и политически сплочённая империя. Она не лишена оригинальности и своеобразного величия. Но оригинальность эта "чисто отрицательная". Ведь не физическая мощь определяет лицо страны, а её "нравственные действия". На какие цели - добрые или злые - они направлены? Какие мысли и принципы одушевляют народ? По Соловьёву, - не благие. Почему? Общество наше духовно раздроблено и сбито с толку воинственными панславистами и лжепатриотами, призывающими поднять мировую роль России силой оружия. "Русский народ опустился до грубого варварства, подчёркнутого глупой и невежественной национальной гордостью". Он переполнен "слепым национализмом" и "необузданным, гнетущим обскурантизмом[1]", а его вожди проводят "политику эгоизма и национального отупения".

Хуже всего, что порча охватила духовно-нравственный центр общества - внешне благовидную русскую церковь. Вместо того, чтобы быть оплотом морали, любви, истины, свободы и "нерушимой скалой вселенского единства и солидарности", она "убыла душой", превратилась в слугу государства и "какую-то колоссальную канцелярию", увязшую в официальной лжи и формализме. Церковь ориентируется на некую исключительность и отделённость русского православия от остального христианского мира. Утверждается, что русский народ в своём христианстве какой-то особенный, а потому имеет "монополию веры и христианской жизни". Это стремление к "узкому национальному партикуляризму[2]" противоречит христианским принципам. Оно разжигает религиозный национализм, подталкивает к преследованию и "тиранической русификации" иноверцев (вроде попыток "обрусить Польшу"). Однако нельзя "острогом доказывать правоту православия", удерживая в нём верующих "страхом государственного наказания". Нельзя подрывать самое важное основание святой веры - искренность и свободу.

Каким же должен быть истинный смысл существования России во всемирной истории? В чём её "национальное задание", моральный долг перед Богом и всем родом человеческим? Иными словами, в чём заключается наша русская идея? Человечество, пишет Соловьёв, есть "великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации". Поэтому "ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя". Всё в мире зиждется на принципе всеединства, т.е. на основе гармоничного сочетания различных элементов. Это значит, что отдельные части, существуя раздельно, в то же время взаимопроникают друг в друга и искренне тянутся к единому согласному целому. Соединяясь вместе, они не только не вредят друг другу, а напротив, взаимно одаривают себя ещё большей пользой и полнотой жизненных проявлений. Например, истина, добро и красота. Когда они, взаимообо- гащаясь, объединяются, то благотворность каждого утраивается. Ещё пример - муж, жена и их дети: в гармоничном семейном союзе каждому из них живётся куда радостнее и духовнее, чем врозь.

Необходимость и органичность единства народов стала очевидной с возникновением христианства, "когда абсолютный центр всех существ открылся во Христе". Христианский мир создал "великое человеческое единство", обязав каждый народ искренне участвовать в его жизни и развитии. Эту соловьёвскую мысль поддерживает и Бердяев: "Христианство есть окончательное утверждение единства человечества, духа всечеловечности и всемирно- сти". Поэтому всякий церковный национализм и религиозно- национальное самомнение должны быть исключены (53-307).

Ключевые слагаемые русской идеи (по Владимиру Соловьёву)

Рис. 2.26. Ключевые слагаемые русской идеи (по Владимиру Соловьёву)

По Соловьёву, русская идея (рис.2.26) в том, что Россия должна отказаться от своего национального эгоизма и органично войти в общую жизнь человечества, чтобы в согласии с другими народами укреплять "вселенское семейство Христа", его нравственные принципы. По аналогии с Божественной Троицей (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) философ определяет социальную троицу: церковь, государство и общество. Отношения между ними должны строиться па принципах гармонического всеединства и солидарности, по образу Божественной Троицы: Отец - Вселенская Церковь (нравственная власть в христианском мире), Сын - государство (политическая власть в стране) и Дух - свободное общество (53-185-204).

  • [1] Обскурантизм [от лат. obscuran(ti)s - затемняющий] - мракобесие;враждебное отношение к просвещению и науке, к прогрессу.
  • [2] : Партикуляризм (от лат. particularis - частичный, отдельный) - стремление отдельных частей чего-либо целого к обособлению, к автономии (например, отделение национальных христианских церквей от Вселенской Церкви).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >