Достоевский: не всё то золото в Древней Руси, что блестит

Наибольшие споры вызвал славянофильский образ "святой Руси". Так ли уж хороша была допетровская Русь? Известно, что мы подчас воспринимаем прошлое как "доброе старое время". Так и "святая Русь": она потому и хороша, пишет Достоевский, что "вдалеке от нас" и что "её показывают при искусственном освещении". Внимательный же и реалистический взгляд обнаружит: "не всё то золото в ней, что блестит". Наряду с хорошим там было немало порочного. Прежде всего это восточная лень, унылое однообразие повседневного быта, пассивность и "какое-то внутреннее бессилие". На семейно-бытовом уровне - чудовищное унижение женщины, низведение её "до животного", до простой "вещи" вместо уважения личности. Много фальши и в общественных отношениях - притворное смирение, рабство; "ложь в религиозности": если не "грубое безверие", то по крайней мере "апатия или ханжество". Вряд ли подобный "идеальчик" может послужить нам образцом для подражания.

Достоевский критикует ряд славянофильских позиций не случайно. Он безмерно любит Россию, славян, православие, но его славянофильство - не слепая любовь самодовольного патриота, а взыскательное чувство думающего гражданина, который испытывает боль от того, что "Россия погружена в беспорядок, нужду и убожество", веками страдает от "безурядицы, русской лепи, дури, невежества" и хронически отстаёт от просвещённой Европы...

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >