ВВЕДЕНИЕ

Приступая к изучению любой науки, важно знать зачем это нужно, что дают получаемые знания человеку и обществу. Первостепенная значимость изучения политологии для современного человека прямо связана с той важнейшей ролью, которая играет политика в жизни отдельных людей и целых народов.

Политика, и прежде всего, ее центральный институт, государство, являются инструментом саморегулирования всего общества, представления, сочетания и реализации интересов различных социальных групп, управления экономикой, социальными процессами, культурой, наукой и т.д., мобилизации созидательного потенциала граждан на высокие, гуманные цели. Высшие политические органы страны обладают суверенной властью, принимают обязательные для всех решения и контролируют их исполнение. От государственной политики непосредственно зависит характер существующего в стране строя, успех и неудачи экономического и социального развития.

Благодаря разумной, научно обоснованной политике одни страны, например, Норвегия, Швеция, ФРГ, Франция, Швейцария и др., обеспечили высокий уровень экономического развития и качества жизни населения, другие — Китай, Япония, Корея, Сингапур и т.д. — удивляли мир темпами экономического роста, третьи — прежде всего СССР и США — обеспечили прорыв человества в космос. Однако имеются страны, где государственная политика служит интересам главным образом правящих элит и близких к ним олигархических групп, порождает массовую безработицу, коррупцию и протекционизм, сдерживает экономический рост, ведет к деградации науки и культуры. Такая политика, как правило, базируется на политической пассивности и невежестве широких слоев граждан.

Чтобы политика надежно служила интересам страны и ее народа, сами граждане должны разбираться в политических процессах, сознательно и активно участвовать в политической жизни общества. Помочь этому и призвано изучение политологии.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность не сможет глубоко осознать свои наиболее важные, коллективные интересы и должным образом представить их, рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Если в государствах с прочно укоренившимися демократическими традициями и эффективными институтами контроля за правительством и другими властями часть граждан может позволить себе некоторую аполитичность, то в странах, недавно переживших авторитарные или даже тоталитарные режимы, массовое отстранение от политики чревато тяжелыми социальными последствиями. Демократический строй не может утвердиться и быть эффективным без соответствующей политической культуры населения. Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый индивид оказывает реальное воздействие на принятие политических решений, именно от сознательности выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит, их подконтрольность обществу.

Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты политического образования, помогающие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации — телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину событий и предполагающие умение граждан самостоятельно критически анализировать получаемую информацию.

Практическое осуществление политико-просветительской деятельности в современном мире выходит за рамки национально-государственных границ. Так, страны Европейского Союза координируют усилия в области политического просвещения для формирования у своих граждан чувства западноевропейской идентичности, принадлежности к общей родине — Европе, к новому межгосударственному объединению. Тем самым укрепляется субъективная, личностно-мотивационная основа европейской интеграции.

Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей, и прежде всего свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценить общественный строй, осознать свое место и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель — научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы. Оно направлено также на формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его государственным и общественным институтам, ибо без твердого политического порядка свобода отдельной личности не может быть реальной.

Демократическое политическое образование призвано придать политике человеческое измерение, сдерживать проявления в политических действиях эгоцентрической мотивации, нетерпимости эмоциональной неуравновешенности и экстремизма, а также идеологического классового или националистического иррационализма, нередко выступающего под флагом борьбы за тотальную рационализацию общества. Одна из его первейших задач — выработка у граждан устойчивого иммунитета или по крайней мере взвешенного, критического отношения к различного рода радикалистским идеологиям, враждебным демократическому строю и стремящимся навязать обществу ту или иную социальную утопию.

Конечно, ни в одной стране мира политическое образование не свободно полностью от идеологического содержания, так как оно, выполняя функцию интеграции, объединения общества, в той или иной форме обосновывает и защищает общенациональные интересы и ценности, ограничивает эгоистические и партикуляристские тенденции и тем самым охраняет социальную систему от распада. Однако в демократическом обществе, в отличие от тоталитарного государства, где политическое образование сводится к внедрению в массовое сознание официальной идеологии, оно опирается в первую очередь на общечеловеческие ценности, утверждающие ценность человека как личности, его права на жизнь, свободу, достойные условия существования, развитие и проявление своих способностей.

В то же время демократическое политическое образование строится на принципах деидеологизации, департизации и добровольности. Деидеологизация, не ставя под сомнение ценности демократии, свободы личности и прав человека, означает отказ от всяких официальных идеологий, идейно-теоретический плюрализм, свободное соревнование идейных платформ и концепций. Департизация предполагает недопущение монополизации руководства политическим образованием одной партией, равноправное участие в его организации и осуществлении всех (в том числе оппозиционных) партий и общественных объединений. Добровольность политического образования гарантирует свободу выбора идей и убеждений, хотя и не исключает обязательности усвоения политических знаний молодежью, а также теми категориями служащих, для которых политическая образованность выступает необходимым элементом их профессиональной деятельности: руководителей государственных служб и учреждений, учителей, работников СМИ и т.п. Учет этих принципов, гарантирующих демократический характер политического образования, особенно необходим в странах, не имеющих устойчивых демократических традиций и эффективных демократических институтов.

Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в современной России и других постсоциалистических государствах. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей.

Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому социальному демократическому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс.

В нашем обществе оно призвано выполнять ряд конструктивных функций, и прежде всего помогать людям вырабатывать рационалистический и демократический менталитет, усваивать ценности и нормы демократической политической культуры, формировать такие качества, как политическая толерантность (терпимость), готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсусу, умение цивилизованно и институциализированно (в рамках закона и с помощью демократических институтов) выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же относительно безболезненно разрешать социальные конфликты, укреплять российскую общенациональную идентичность, патриотизм и государственность. Развитие демократического политического сознания способствует также упрочению у населения чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством, ограничивает влияние политического радикализма и экстремизма.

Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся отсутствием значительного жизненного и политического опыта, большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

Цель настоящего учебника — ознакомить студентов и всех интересующихся политической проблематикой с основами современной политической науки и демократической культуры и тем самы помочь им стать полноценными гражданами демократического государства, сознательно и компетентно участвующими в политической жизни страны. Книга ориентирована на реальные потребности России и других постсоциалистических стран в политическом просвещении граждан. Авторы стремились ознакомить читателя с основами современной политической теории и в то же время сконцентрировать внимание на наиболее актуальных для российских условий проблемах: демократизации и модернизации общества, правовом социальном государстве, выборах, гуманистических, ненасильственных началах в политике, цивилизованном участии в ней граждан и т.д.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >