Шумерская мифология.

Представления шумеров о важнейших ценностях воплотились в мифологических преданиях. Правда, нужно оговорить, что в реальной исторической жизни мифология жила не как стабильная и общепринятая система ценностей, воплощенная в богах-символах. В процессе борьбы племен и городов господствующее положение занимал то один, то другой город. Соответственно менялись роли и положение в общем пантеоне богов-покровителей доминирующего города и царства. Нередки случаи, когда после подчинения небольшого племени имена его то- темов-богов стирались из памяти или они переименовывались, отождествлялись с богами столичного города, господствующего племени. Космогоническая мифология шумеров практически не сохранилась. В шумерском пантеоне богов необходимо упомянуть таких, как Энлиль — владыка воздуха, царь богов, бог города Ниппур; Энки — бог мудрости, бог города Эриду; Ану — бог неба и Инан- на — богиня войны и любви, божества города Урука. Лунный бог Нанна почитался в городе Уре, Нингирсу — в городе Лагаш.

Одно из центральных мест в шумерской мифологии занимала Инанна. В разных версиях мифа она предстает дочерью или бога

Ану, или Нанны, или Энки. Основные мифы связаны с ее первоначальной функцией богини плодородия и с ее любовными похождениями, в которых она проявляет свое непостоянство и ветреный нрав. С нею связано возникновение одного из первых мифов об умирающем и воскресающем боге — типичного земледельческого сюжета. В результате кризисной ситуации Инанна отправляется в загробный мир. С ее уходом все растения в мире увядают, поэтому снаряжается большая делегация с дарами подземным богам с просьбой отпустить ее на белый свет. Те отпускают ее с условием, что кто-то из ее детей придет вместо нее (схожий сюжет хорошо известен по сказке «Аленький цветочек»), Инанна предлагает своему сыну Таммузу отправиться в загробный мир вместо нее, но он соглашается пойти туда лишь на полгода, чтобы затем его сменила сестра Гештинанна. Вслед за этим он слагает с себя прежние обязанности покровителя скотоводства и принимает на себя новые, становится божеством весеннего плодородия. Осенью он уходит в подземный мир, а весной возвращается, и все в природе расцветает, радуясь его возвращению.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >