СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА СТАВРОПОЛЬЕ В 50-60-х ГОДАХ XX ВЕКА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

SOCIAL HISTORY OF GRAPHIC ARTS OF STAVROPOL REGION IN THE 50-60th YEARS OF THE XX CENTURY. MAIN LINES AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT

Пономарев Е.Г., Ставрополь, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», заведующий кафедрой истории и права, доктор юридических наук , кандидат исторических наук, профессор.

Калабухова Е.В., Ставрополь, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт, аспирант.

Ponomarev E.G., Stavropol, Stavropol State Pedagogical Institute, the head of history and law sub-faculty, doctor of legal sciences, candidate of historical sciences, professor.

Kalahukhova E. V., Stavropol, Stavropol State Pedagogical Institute, post-graduate student.

E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script ; Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Аннотация. Данная статья рассматривает основные черты и тенденции развития изобразительного искусства на Ставрополье в 50-х-60-х гг. XX века с точки зрения художественного и исторического процесса.

Annotation. This article examines the main features and trends in the development of fine arts in the Stavropol region in the 50s-60s. The twentieth century in terms of artistic and historical process.

Ключевые слова: изобразительное искусство, Ставрополье, художники, юбиляры, советская эпоха.

Keywords: fine arts, Stavropol, artists, anniversaries, Soviet era.

Прогресс в художественной жизни немыслим без освоения всей человеческой культуры, где в настоящем произведении искусства всегда проявляется личность, сформированная своей эпохой. История учит, что часто обманываются те люди, которые уповают на какие-то особые «спокойные» времена, якобы более благоприятпые для создания непреходящих художественных ценностей. На самом деле каждый исторический момент уникален и неповторим, и искусство, рожденное этим временем, впоследствии ничем нельзя заменить [5, с. 20].

Наша статья посвящена художественной жизни на Ставрополье, наиболее яркие страницы которой связаны с именами выдающихся деятелей изобразительного искусства. В фондах Ставропольского краевого музея изобразительных искусств находятся портреты крупнейших советских художников различных поколений. Их работы говорят о многообразии индивидуальностей авторов, в то же время позволяют проследить общие черты, характерные для изобразительного искусства в конкретную эпоху развития страны.

Однако, в отличие от творчества отдельного мастера, художественный процесс не даст окончательных решений, его закон - вечное обновление. Но, как не раз отмечалось, подлинное новаторство предполагает развитие традиций. Художники продолжают работать над темами исторического прошлого, темами революции, войны, подвига советского парода в борьбе с фашизмом. Искусство этого периода отличает многообразие видов и жанров.

Для детального раскрытия данной темы объектом наших размышлений стали произведения из фонда ставропольского музея изобразительного искусства художников старшего поколения, тех, кто активно формировал художественные традиции после Великой Отечественной войны. В 2016 году многие из них отметили бы свой юбилей: 90-летие Г.М. Скалииой; 95-летие В.А. Леонтовича,

A. С. Муравьева; 100-летие Н.С. Качинского, Б.Н. Бессонова; 105-ле- тие А.А. Попова, 115-летие В.И. Голубева.

Позволим себе напомнить ретроспективу становления художественного творчества на Ставрополье в советский период. В 1938 году в городе Пятигорске был проведен I съезд художников Орджоникидзевского края (Ставропольский край с 1937-1943 гг.). В 1939 году состоялась первая в г. Ставрополе выставка произведений мастеров изобразительного искусства, где свои работы представил В. И. Голубев. Во время войны он избирается председателем правления Союза художников, с 1942 г. одновременно и уполномоченным Художественного Фонда СССР.

В 2016 году исполняется 115 лет со дня рождения художника-пей- зажиста Владимира Ивановича Голубева. Следует отметить, что он стал одним из ведущих живописцев Ставрополья в жанре пейзажа.

B. И. Голубев в своих жизнеутверждающих пейзажах «В горах Кавказа. Эльбрус», «В горах Теберды», «Домбайская поляна», «Архыз, дождь», «На месте дуэли М.Ю. Лермонтова» воспевает удивительную природу наших гор, реки, обширные степи, знаменитые пушкинские и лермонтовские места. Интересен пейзаж Голубева, показывающий неброскую красоту среднерусской природы «Поленово. Поляна». Ощущение покоя и ясности, которым проникнут художественный образ природы, усиливает и колорит картин: краски очень тонкие, сближенные по цвету, как бы переливаются одна в другую. Каждая работа В.И. Голубева характеризует его как искреннего, тонко чувствующего и понимающего природу живописца [1, д. 16. л. 5].

В 1946 году в Ставрополе открылась краевая отчетная художественная выставка, посвященная Дню Победы. Ее участниками стали новоселы Ставрополья, в том числе Бессонов Борис Николаевич и Качинский Николай Станиславович, которым в 2016 году исполнилось бы 100 лет.

Борис Николаевич, фронтовик, человек разносторонних дарований, увлекавшийся музыкой, поэзией, киноискусством, был одним из ведущих художников Ставрополья 50-60-х годов. Б.Н. Бессонов много времени уделял общественной работе, публиковал статьи о творческой работе художников Ставрополья, был незаурядным мастером пейзажа.

Примером могут служить запоминающиеся образы горной природы на картинах: «Пейзаж с рекой», «Истоки горной реки», «Поток. Река Теберда»», «Осень», «Весна» [1, д. 6, л. 2]. Его живопись действительно написана сердцем, в ней скрыты личные переживания. Это особое знание красоты природы, где история родины и душа художника слиты в единое живописное целое.

Обращение к современным темам прочно заняло центральное место в творчестве художников Ставропольского края. Среди них нужно отметить Качииского Николая Станиславовича, который жил и творил в Железноводске и поселке Иноземцево. Н. С. Качинским написано много жанровых полотен: «Утро на стройке», «Провода уходят в степь», где в центре внимания автора - образы рабочих, строителей. Мастер мыслит себя участником жизни своих героев. Каждый образ означает важные вехи человеческой жизни в его эпохе и профессии.

Значительное пополнение потенциала художественного творчества фронтовиков способствовало тому, что в середине 1950-х годов начался творческий подъем жизни в крае. Приток художников в крае шел в основном по трем направлениям. Краевую организацию Союза художников пополнили выпускники Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (А.А. Попов, Б.А. Бендик, Г.А. Киракозов, Н.С. Шаулов); Краснодарского художественного училища (Г.Д. Авсаджанов, В.А. Леонтович, А.С. Бочаров, К.Г. Казаичан, П.С. Горбань, В.А. Шегедин); Ростовского художественного училища (В.С. Барташевич, А.С. Муравьев). Послевоенные и последующие за ними годы живопись занимала господствующее положение в изобразительном искусстве. Многие художники стали обогащать свои тематические композиции живым сюжетным действием, глубокими разносторонними разработками характеров героев, социальной и индивидуальной характеристикой действующих лиц. Получил свое развитие портретный жанр, где героем большинства произведений становится современник. Наряду с идеями и образами большого исторического значения появляется масса работ жанровых, в которых художники проявляют интерес к простому человеку, вчерашнему воину, стремятся увидеть в людях богатство духовного мира и яркость характеров.

Ставропольские художники в этот период создали много живописных портретов знаменитых людей края, передовиков производства, ветеранов войны и труда. В этом направлении наиболее показательна роль живописца из Кисловодска, фронтовика Попова Александра Алексеевича, 105-летие со дня рождения которого мы отмечаем. По- пов-портретист, пытливый и наблюдательный мастер. Главным средством раскрытия образа у него является изображение человека крупным планом. Свою натуру А.А. Попов пишет на нейтральном фоне сильными широкими мазками пастозной живописи [1, д. 48, л. 5]. В работах «Польникова - защитник Северного Кавказа» и «Портрет Н.П. Гурского участника гражданской войны» автор показал сильные характеры, проверенные сложными событиями жизни.

  • 1950-е годы можно назвать переломными в развитии изобразительного искусства края. Художники решительно обратились к проблемам современности, к местной тематике. Вырос авторитет краевого отделения Союза художников СССР, подкрепленный многократным участием местных художников в республиканских и всесоюзных выставках. Большое значение для развития изобразительного искусства Ставрополья имела краевая тематическая выставка портрета «Наш современник» (1959) в Кисловодске, на которой самой интересной работой был признан портрет бойщика камня Пятигорского карьероуправления А. Высоцкого, написанный художником из Пятигорска В.А. Леонтовичем. В 1960 году на первой республиканской выставке «Советская Россия» Леонтович обратился к теме счастливого детства своих юных современников в работе «Лето». Редкое качество живописца - умение передать полноту чувств, глубину переживаний, используя несложный жизненный мотив.
  • 95-летие отметили бы в 2016 году два известных художпика-фрон- товика, пережившие ужасы фашистского плена, Владимир Александрович Леонтович и заслуженный работник культуры РСФСР Александр Сергеевич Муравьев.

С первых шагов творческой деятельности Владимира Леонтови- ча интересует человек. Центральное место в его работах занимают образы тружеников Ставрополья, каждый из которых интересен и ценен для художника. Многочисленные поездки Владимира Александровича по степным селам края и по горным аулам открывают перед нами неисчерпаемое многообразие человеческих характеров, способность художника проникнуть во внутренний мир человека. Он показывает своих героев в действии, в окружении привычной, обжитой ими среды, раскрывает психологию портретируемого, его настроение - «Портрет врача Эйдельмана. Пятигорск», «Доярка из Учкекена Земфира Семенова», «Кузнец Керим», «Скотник П. На- рижпый». Портреты В. А. Леонтовича привлекают глубиной замысла и выразительного образа [6, с. 44]. Документально-познавательная тенденция искусства проявляется здесь в пытливом интересе к человеческим индивидуальностям. Что касается развития портрета обобщенного социального типа, то его художественный потенциал в значительной мере зависел от способности автора отойти от слишком общих, суммарных представлений, раскрыть психологию коллектива, локальной человеческой группы. Этот вариант портретного решения получил широкие перспективы в советской живописи.

В творчестве художников Ставрополья, особенно живописцев, в 1960-е годы своеобразное развитие получили такие жанры, как индустриальный пейзаж. Появились более глубокие произведения по содержанию, намного разнообразнее по мотивам, сложнее по композиции, совершение по исполнению.

Творчество графиков на Ставрополье развивалось медленнее. В 1964 году на зональной выставке «Советский Юг» художники А.С. Муравьев и П.С. Горбань показали созданные ими в соавторстве графические серии «Газовики Ставрополья», посвященные рабочим, запятым па укладке газопровода; и «Тяжелые годы», рассказывающую о событиях военных лет.

Не менее интересна жизнь и творчество другого ставропольского художника-фронтовика Александра Сергеевича Муравьева, внимание которого постоянно направленно на прославление труда рабочих. Частые поездки на заводы, новостройки, встречи с рабочими дают богатый материал для новых произведений. Складывается своя творческая манера: «серийность» в сюжетном решении темы, «фрагментарность» композиционного построения, где автор как бы заставляет зрителя посмотреть ближе на явления жизни, заглянуть внутрь их [6, с. 47]. Показательными в этом плане являются работы серии «Стройки X пятилетки». Трубы, краны, машины создают пластический ритм, динамику и атмосферу производственного процесса. За послевоенное десятилетие коренным образом изменился облик страны. Для современного человека стали уже привычными сочетание чистых форм природы с индустриальными мотивами. Прошли времена, когда они казались инородными, внешне привнесенными в традиционный облик пейзажа. Для современного человека подобное окружение стало естественной средой жизни, вполне естественны архитектурные ритмы большого современного города. Причем все изображения трактуются не как черта современности, а как естественная среда жизни человека.

В конце 1950-х годов в крае стали работать мастера декоративно-прикладного искусства, среди них художник-керамист из Кисловодска Галина Матвеевна Скалина, 90-летие со дня рождения которой отмечается в 2016 году. Уже в 1961 году Г.М. Скалина была участницей всесоюзной выставки «Искусство - в быт». Затем ее работы неоднократно экспонировались па ряде республиканских и зональных выставок. Произведения Галины Матвеевны - предметы утилитарного назначения (сервиз для кофе, прибор для кваса, молока и др.), а также декоративные блюда и вазы, пластины, приборы, мелкая пластика [6, с. 70].

В 1960-е годы советское изобразительное искусство обрело новый размах. Помимо выставок «Советская Россия» (1960, 1964, 1967) регулярно проводились зональные выставки «Советский Юг» (1964 - Ростов-на-Дону, 1967 - Краснодар, 1969 - Ставрополь). В 1960-х годах многие художники побывали в зарубежных творческих поездках, принимали участие на международных выставках. В 1962 году в ГДР на выставке произведений молодых советских художников был представлен чайный сервиз из фаянса Г.М. Скалиной. Впервые раздел «декоративно-прикладное искусство» был заявлен в 1964 году на выставке произведений художников Ставропольского края в Ставрополе. Выставки показывают не столько творческую жизнь, текущую в мастерских художников, сколько сам художественный процесс.

Развитие изобразительного искусства на Ставрополье в 1960-е годы характеризовалось активной творческой деятельностью всего коллектива Союза художников края. Стал выше профессиональный уровень художников, профессиональное мастерство проявилось и в многофигурных тематических композициях. Интересней, глубже по психологической характеристике стали портреты современников. В лучших произведениях той поры появился более широкий охват исторических фактов и событий, продуманный тематический выбор, стремление к обобщению жизненного материала, глубокому изучению человека и отражению его духовного мира [2, с. 53; см. также: 7].

За скромными строками биографических сведений боевые и трудовые награды, интересная и нелегкая жизнь, отданная искусству и людям. Это и участие в работе Союза художников, художественных советов, и регулярное участие в международных, всесоюзных республиканских и зональных выставках. Они находят различные средства для воплощения художественного образа, исторического прошлого, трудовых будней нашего народа. Ставрополь не миновал тех исторических процессов, которые шли в пашей стране. Искусство края в 50-60-х гг. развивалось по пути социалистического реализма. Пафос послевоенного становления, героика обыденного, романтическое восприятие исторического прошлого страны нашли свое отражение в работах художников-юбиляров. Художник должен говорить на языке своего времени. За их работами чувствуется большая жизнь страны. Индивидуальные устремления художника развиваются в общем русле всего советского искусства, работы подтвердили способность воплощать глубокие образы, давать художественно неповторимый срез окружающей жизни. Необходимо учесть нравственно-эстетические и историко-художественные критерии, заставляющие оцепить явления искусства того периода, как неотъемлемую часть идеологии, мироощущения общественной жизни, видеть эти явления в их возможностях дальнейшего развития.

Данное исследование показывает, что становление и развитие ставропольского отделения Союза художников (1938), создание краевого музея изобразительных искусств (1961) было закономерным историческим процессом. Актуальность данной темы проявилась в том, что за последние годы число художников в крае значительно возросло, а следовательно творческая деятельность Ставрополья не снижается: формируются новые таланты, добиваются творческих успехов известные мастера. Растущий уровень интеллектуальности нашего общества сегодня требует и от самого художника определенного масштаба духовности.

Но чем дальше искусство уходит от методов логического и художественного мышления прошедших периодов, тем сильнее тяга к сохранению драгоценных человеческих качеств, претворенных в художественные образы. Искусство по своей природе - хранитель этой драгоценности. Поэтому восстановление традиций советского искусства - это важнейшая сторона художественного творчества и общественной жизни.

Необходимо учесть и роль музея как уникального гуманитарного учреждения, который таит в себе огромные возможности для духовного развития в области культуры и искусства, истории, литературы, этики, религии. Результатом развития художественной жизни па Ставрополье является художественное наследие музея изобразительных искусств [3, с. 122]. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств хранит и экспонирует уникальные произведения, которые являются фактом отражения действительности посредством работ художников.

Литература

  • 1. ГБУК СК «СКМИИ». Научный архив. Ф. 04/3-18.
  • 2. Бендик Б.А. Художники Ставрополья. - Л.: Художник РСФСР, 1982.
  • 3. Калабухова Е.В. Роль Ставропольского краевого музея изобразительных искусств в сохранении культурного наследования регионов//Культурная жизнь Юга России. -№ 1 (60). - 2016. - С. 124.
  • 4. Региональная научно-практическая конференция «Отечественная культура 1960-1970-х годов. Художественная жизнь юга России»: Сб. материалов. - Ставрополь: ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств», 2006.
  • 5. Толстой В.П. У истоков советского монументального искусства. - М.: Изобразительное искусство, 1983.
  • 6. Художники Ставрополья. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1974.
  • 7. Штайн К.Э., Петренко Д.И. Люди на все времена. - Ставрополь: «Дизайн-студия Б», 2014.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >