ОЦЕНКА СПРОСА, СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА. СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ

Когда анализируют факторы, влияющие на реализацию производственных (сбыт тиража, качество продукта) и экономических (прибыльность) целей редакции, то называют природные ресурсы, сырье; ресурсы человеческого труда, предпринимательские способности, основной капитал редакции (здания, средства производства), прогресс в менеджменте, технике и технологии, науке. И обязательно в числе факторов называют совокупный спрос на информационный продукт. Существуют факторы и мотивы этого спроса. Факторы — это стиль жизни потребителя (культурное начало), статус (социальное начало), личностные характеристики (убеждения, установки). Мотивирующая роль — цена издания, характеристика газеты (объем, периодичность, дизайн), информационные предпочтения (тематика газеты), материальные возможности читателя, ожидания, сформированные рекламой, советы друзей и домашних.

Рассматривая потребительские свойства такого товара, как журналистская информация, следует учитывать определенные стандарты ее качества. К товарным характеристикам относятся территориальный охват, периодичность, объем, характер и актуальность информации, ее источники, удобство поиска и доступность, наконец, дизайн издания, его иллюстративность. Высокие потребительские свойства продукции формируют имидж средства массовой информации.

Имиджем можно и нужно управлять, но базой его служит репутация. Репутация газеты воспринимается на всех уровнях взаимодействия с окружающим миром: газета — аудитория (идейно-политическая позиция); газета — власть {принципиальность позиции)-, газета — конкурирующие издания {профессиональная репутация); газета — партнеры {коммерческая репутация). Причем репутация складывается из репутаций учредителя, владельца, редактора, редакционного совета, редакционной коллегии, отделов редакции, репутаций отдельных журналистов, в особенности тех, чьи имена на слуху. Составляющие репутации самого издания в большой степени совпадают с принципами журналистской деятельности, этическими принципами в том числе: объективность и правдивость; принципиальность и последовательность в отстаивании заявленной позиции; независимость; служение обществу и гражданская смелость; взвешенность и конструктивность; профессионализм; современность и т.д. Наличие одного, двух «золотых перьев» в редакции, соотношение между журналистскими и рекламными материалами, информационными и аналитическими публикациями, внешний облик номера, постоянство фирменного стиля, особенно слогана и логотипа, — все это создает имидж газеты в сознании читателя. У имиджа радиостанции иные слагаемые — концепция информационного вещания, музыкальный формат и музыкальные отбивки, порядок подготовки ведущих (ди-джеев). Свои параметры у телекомпании. Рассмотрим их подробнее.

Критерии оценки качества видеоканала и информационного блока:

  • — наличие публицистической тематики; социальная значимость, актуальность, дискуссионность и новизна поднимаемых проблем; полнота, обоснованность и убедительность приводимых аргументов и фактов, компетентность участников передач, точность адресной направленности видеоканала;
  • — событийность и информационность; широта представленной тематики, уровень оперативности показа и плотность информации, занимательность и оригинальность сюжетов, репортажей;
  • — наличие сквозной идеи, тематическая завершенность, завязка, динамика развития телевизионного действия, эпилог;
  • — сбалансированность видеоканала по тематике, видам и формам вещания; преемственность и взаимодополняемость в поддержании «лица» видеоканала.

Критерии уровня художественно-постановочного решения:

  • — интересная форма подачи материала, точное композиционное построение видеоканала в целом;
  • — образность раскрытия темы, драматургический ход;
  • — выбор средств выразительности, звукового, музыкального, шумового; органичность их сочетания, новизна режиссерского решения;
  • — использование средств, поддерживающих зрительский интерес, акцентирующих внимание на основной теме;
  • — внесение новых элементов и творческих приемов (техника съемки, светоколористическое решение, применение спецэффектов и т.п.);
  • — удачный состав участников передач, артистов, исполнителей, подбор репертуара;
  • — психологическая подготовка и уровень адаптации участников передач, атмосфера общения (естественность, доброжелательность, чувство юмора и быстрота реакции), чувство экранного времени;
  • — качество художественно-декоративного оформления, его соответствие тематике отдельных компонентов и видеоканала в целом;
  • — стилевое единство выбранных средств экранной выразительности, создание целостной программы дня;
  • — органичность музыкального оформления;
  • — органичность использования в видеоканале компилятивного материала, ранее записанного на CD-диски.

Критерии уровня качества ведения видеоканала:

  • — естественность и непринужденность, поведение и манеры (жесты, мимика, выразительность, эмоциональность) ведущего;
  • — свобода обращения с письменным текстом;
  • — контакт с аудиторией, участниками дискуссии, беседы, интервью, репортажа; дистанция общения (психологический контакт);
  • — умение ведущего адаптироваться в нестандартных ситуациях;
  • — техника речи, постановка голоса, интонации, дикция, теми, произношение, артикуляция;
  • — культура речи, богатство словарного запаса, краткость, ясность, доходчивость, простота, чувство экранного времени;
  • — имидж ведущего.

Недостатки, снижающие оценку видеоканала:

  • — отсутствие «лица» видеоканала;
  • — отсутствие одного из блоков-компонентов видеоканала:
    • а) событийно-информационного,
    • б) публицистического,
    • в) музыкально-развлекательного,
    • г) постановочных тематических страниц;
  • — несбалансированность по тематике, видам и формам вещания;
  • — застывшая форма (статичность), отсутствие сквозной идеи, тематической завершенности в содержании канала, смещание смысловых акцентов;
  • — отсутствие стилевого единства в художественно-декоративном оформлении видеоканала, в подборе иконографического материала и музыкального оформления;
  • — отсутствие у ведущего отчетливо выраженной позиции, стержня, объединяющего отдельные компоненты телевизионного вещания в целостную программу;
  • — длинноты, смысловые повторы, рыхлость отдельных материалов и видеоканала в целом;
  • — брак по свету, звуку, изображению;
  • — низкий качественный уровень одного из компонентов или видеоканала в целом;
  • — превышение хронометража видеоканала на 15 и более процентов от установленного макетом объема.

Недостатки, снижающие оценку информационного блока:

  • — отсутствие «своего лица» в информационном блоке;
  • — низкая плотность информации, большой объем разговорных компонентов, безадресность информации;
  • — неестественность или скованность ведущего, бедность его словарного запаса, штампы, многословие, смысловые повторы;
  • — непрофессиональное композиционное решение кадров, брак по свету, звуку и изображению;
  • — неорганичность, инородность информационного блока в видеоканале;
  • — низкий качественный уровень отдельных элементов.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >