Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow СМИ arrow Теория и практика массовой информации
Посмотреть оригинал

СОВРЕМЕННЫЕ СМИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ЖУРНАЛИСТИКА ЕВРОПЫ

Массовая (или популярная) печать Великобритании ориентируется на широкий круг читателей, гораздо меньше публикует аналитических материалов. Тираж отдельных изданий достигает 5 млн экз.: «Сан» (The Sun — «Солнце», 1964), «Миррор» (The Mirror — «Зеркало», 1903), «Дейли экспресс» (Daily Express — «Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» (Daily Mail — «Ежедневная почта», 1896). Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5,5 млн экз., но в 1997-м составил только 2,2 млн: таков результат существенного усиления позиций двух конкурентов издания: газет «Дейли мейл» и «Сан». Пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, в первую очередь молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «Вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила. В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Тудей» (Today — «Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компьютерный набор, цветная печать, использование спутников для одновременного выпуска региональных изданий и т.д. — привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету концерну «Лонро», который не смог избавиться от убытков и выставил «Тудей» на торги. Новым хозяином газеты стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшн»). Он вложил в нее почти 150 млн фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 тыс. до 600 тыс. экз., однако завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тогда Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других четырех своих газет (особенно «Сан» и «Таймс») [7].

Качественная газета «Индепендент» («Независимый») начала выходить в свет в 1986 г. и в 1997-м попала в тяжелое положение из-за существенного спада в распространении газеты. Тогда издатели сменили главного редактора и дали «добро» на ряд нововведений, затрагивающих прежде всего верстку: броский логотип, расклад содержания но рубрикам — «одна полоса — одна тема», свободный, без линеек между колонками набор текста [8].

Деление изданий на массовые и качественные существует и среди воскресных английских изданий. К качественным газетам относятся «Санди тайме» (The Sunday Times — «Воскресное время», 1822 г. основания), «Санди телеграф» (Sunday Telegraph — «Воскресный телеграф», 1961), «Обсервер» (The Observer — «Наблюдатель», 1791), а к массовым (таблоидным) — «Ньюс оф зе уорлд» (News of the World — «Новости мира», 1843), «Мейл он санди» (The Mail on Sunday — «Воскресная почта», 1982), «Санди миррор» (Sunday Mirror — «Воскресное зеркало», 1915), «Пипл» (People — «Люди», 1881).

Многие крупные газеты тяготеют к той или иной политической партии. Консервативную партию поддерживают «Таймс» и «Санди тайме», «Дейли телеграф» и «Санди телеграф», «Ньюс оф зе уорлд», «Сан», «Дейли мейл», «Дейли экспресс». Взгляды лейбористской партии отражены в «Гардиан», «Обсервер», «Миррор», «Санди миррор», «Пипл».

В 2000 году тиражи всех массовых британских газет, отражая многолетнюю тенденцию, продолжали падать, в то время как ориентированные на интеллигенцию и «средний класс» качественные издания несли лишь незначительные потери. Больше всех прибавила в тираже (с 300 тыс. до 500 тыс. экз.) самая качественная газета Великобритании — «Файнэншл тайме», имеющая устойчивую аудиторию среди представителей деловых кругов, политиков и просто образованных людей Великобритании и других стран мира. В 2000 году она пробилась на германский рынок и стала выходить на немецком языке под названием «Файнэншл тайме Дойчланд» тиражом в 60 тыс. экз. Из воскресных газет тираж увеличила лишь «Обсервер» (с 410 тыс. до 440 тыс. экз.) и «Сандитайме» (с 1 млн 375 тыс. до 1 млн 440 тыс.). Все остальные воскресные газеты потеряли в тираже.

Крупнейшей ежедневной качественной газетой остается «Дейли телеграф» (тираж чуть более 1 млн экз.). Тираж «Санди телеграф» — около 800 тыс. экз., а «Таймс» — 712 тыс. экз. по сравнению с 720 тыс. в 1999 г.

Из «бульварных» газет в 2000 г. увеличила тираж только «Дейли стар» (с 810 тыс. в 1999 г. до 830 тыс.). Тираж самой массовой воскресной газеты «Ньюс оф зе уорлд» впервые упал ниже 4 млн экз. Крупнейшей массовой ежедневной газетой остается «Сан» с тиражом в 3,5 млн экз. [9].

Что же касается электронных СМИ, то в последнее время в Великобритании активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество звучания: Би-Би-Си уже ведет радиопередачи в цифровом варианте [10]. Созданная в 1922 г. Британская радиовещательная компания (Би-Би-Си), имеющая статус общественной организации, с 1936 г. начала осуществлять и телепередачи, в этой сфере она была монополистом до 1954 г., пока власти не разрешили в Великобритании коммерческое телевидение.

Во Франции выпуск «Пети паризьен» стал в 1903 г. составлять 1,8 млн экз., и газета начала выходить с подзаголовком «Самый крупный газетный тираж всего мира». В 1918 году планка этого рекорда поднялась до цифры более 3 млн экз.

С появлением в 1904 г. ежедневной газеты Жана Жореса «Юманите» («Человечество»), ставшей в 1921 г. центральным органом Французской компартии, среди направлений французской журналистики возникло и марксистское, сыгравшее немалую роль в период антифашистского Народного фронта (1934— 1938), в создании разнообразных газет и журналов левого толка.

Новым явлением французской прессы стало появление в 1931 г. в Париже ежедневной вечерней газеты «Пари-суар» («Вечерний Париж»): опираясь на технические новшества, издание подкупало публику многообразием тематики, обилием иллюстраций, зазывной манерой подачи материала.

К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции, бурное развитие политической журналистики в период Освобождения (август 1944 — ноябрь 1946).

Пресса Франции отличается богатой палитрой. Выходят газеты общего типа: «Фигаро» (Le Figaro, 1826 г. основания), «Монд» (Le Monde — «Мир», 1944), «Либерасьон» (Liberation — «Освобождение», 1973) и др.; специализированные: молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.; экономические: «Эко» (Les Echos — «Эхо», 1908), «Трибюн» (La Tribune), «Нувель экономист» (Le Nouvel Economiste — «Новый экономист», 1975) и т.д.; развлекательные (преобладают иллюстрированные еженедельники типа «Пари-матч» (Paris-Match, «Парижский матч», 1949). Среди независимой прессы центристских позиций придерживаются газета «Монд» и ежемесячник «Монд дипломатию» («Дипломатический мир», 1954), а также «Котидьен де Пари» (Le Quotidien de Paris — «Парижская ежедневная газета», 1974). Для печати Франции характерно наличие влиятельных церковных изданий, среди которых следует выделить католическую газету «Круа» (La Croix — «Крест», 1880) и еженедельник «Ви» (La Vie — «Жизнь», 1945). Сравнительно небольшие тиражи у печати французской компартии: «Юманите» и еженедельника «Революсьон» (Revolution, 1980) [11].

Чтобы удержаться на газетном рынке в период экономического кризиса и новой технологической революции, многие ежедневные газеты идут на существенное обновление содержания и формы. К примеру, 9 января 1995 г. увидел свет первый номер обновленной газеты «Монд». Издание, созданное нолвека назад, теперь сильно изменилось: читателей привлекли богатая, выверенная, чаще всего аналитическая информация, распределенная по семи разделам («Международный», «Франция», «Общество», «Предприятия», «Сегодня», «Горизонты», «Культура»); четкий, яркий и легкий для чтения шрифт; оригинальный макет и т.н. В том же номере был опубликован список сотрудников редакции, в том числе 239 журналистов. В продажу газета стала поступать в Париже уже в 14.00 — раньше, чем прежде (был выигран один час в редакционной подготовке издания) [12]. Обновление «Монд» весьма быстро привело к увеличению объема ее продажи.

Еще в 1935 г. передатчик с антеннами, установленный на Эйфелевой башне, начал транслировать регулярные телепрограммы, в 1964 г. была введена вторая программа, а передачи стали цветными, в 1972-м — третья, в 1984-м — четвертая государственная и первая частная, разрушившая государственную монополию на французском ТВ. В 1986 году начали функционировать сразу две новые частные национальные программы. А в 1987 году произошло разгосударствление первого канала — ТФ-1, его коммерциализация сопровождалась внедрением новой техники (спутники связи, кабельное вещание, видеозаписи, телематика), к тому времени была децентрализована и третья программа ФР-3. Точно так же кроме государственного радиовещания («Франс-Энтер», «Франс-кюльтют», «Франс-мюзик», «Радио-блё», 50 местных радиостанций) развивается и частное местное радиовещание. Тем более что с 1984 г. частным радиостанциям разрешено передавать рекламу. По этой причине почти все крупные региональные газеты обзавелись собственными радиостанциями.

В 2000 году уже в 14-й раз были опубликованы результаты социологического опроса об отношении французов к своим средствам массовой информации. Исследования показали снижение доверия читателей к прессе на 8%, а к телевидению — на 11% по сравнению с 1999 г. Самый высокий уровень доверия — 55% — имеет радио, хотя по сравнению с 1999 г. он упал на 8%. Наиболее значительно снижение доверия французов к телевидению [13].

Германии довелось пережить и двенадцатилетний период радикальной журналистики фашистского толка, лидером которой были правительственное радио и газета «Фелькишер беобахтер» («Народный наблюдатель»), когда противникам нацизма приходилось выпускать издания в подполье.

А сегодняшние особенности немецкой прессы — преобладание утренних газет и ярко выраженный региональный характер изданий: 95% периодических изданий относятся к местным, что связано с многовековой феодальной раздробленностью страны, объединившейся лишь к концу XIX в. Добавим, что акцент на региональную информацию наблюдается и у центральной ежедневной печати ФРГ. К примеру, самая крупная по тиражу «Бильд-цайтунг» имеет 33 издания, отличающиеся друг от друга местной хроникой и локальными рекламными обращениями [14]. Кстати, нечто подобное происходит сегодня и с российскими центральными изданиями, которые организуют региональные вкладыши. Падение Берлинской стены и объединение двух германских государств привели к существенным переменам на газетно-журнальном рынке. Так, на начало 1994 г. встране выходило 1601 издание общим разовым тиражом 25 млн экз. [15]. В СМИ любого государства есть издания, представляющие не только печать страны, но и нацию в целом. Таковы, например, «Таймс» в Великобритании, «Монд» во Франции, а в Германии это прежде всего «Франкфуртер альгемайне цайтунг», «Шпигель» и «Цайт». Еженедельная газета «Цайт» была основана в феврале 1946 г. и в тот год выходила на 8 страницах. Сегодня объем издания составляет 85—100 страниц. Ориентированный на образованного и общественно активного читателя, этот качественный еженедельник не просто информирует о событиях, но и знакомит аудиторию с основательными комментариями на актуальные темы, стремится к серьезному анализу и независимости суждений.

В 2000 году в Германии выходило 389 ежедневных газет общим разовым тиражом 28,5 млн экз., 25 еженедельников тиражом 2 млн экз., 852 «публичных» журнала тиражом 130,7 млн экз., 1090 специализированных изданий тиражом 17,7 млн экз. В стране зарегистрировано 39,16 млн радиоприемников и 34,72 млн телевизоров. Лидером на газетном рынке по-нрежнему остается концерн А. Шпрингера, которому принадлежит каждая четвертая продаваемая ежедневная газета. Лидирует концерн и в сегменте бульварных газет [16]. Если в 1987 г.

западногерманские телезрители ежедневно затрачивали на просмотр программ в среднем 139 минут, а жители тогдашней ГДР — около 130 минут, то в 1997 г. «среднестатистический» немец в объединенной Германии проводил ежедневно перед телеэкраном более 180 минут [17].

Сама же история радиотелепередач в Германии началась сравнительно рано: впервые берлинцы слушали радио в октябре 1923 г., а к 1926 г. в стране был уже миллион радиослушателей. В марте 1935 г. в Берлине был открыт пункт для публичного просмотра телевидения, а с января 1936 г. программы передавались ежедневно с 20 до 22 часов. В 1944 году передачи в Германии прекратились. Сегодня в стране сложилась ситуация, когда частные радио- и телеканалы, основной источник функционирования которых — реклама, соседствуют с общественно-правовыми каналами (два главных общенациональных канала АРД и ЦДФ и местные земельные телецентры), финансируемыми преимущественно за счет ежемесячной абонементной платы телезрителей и радиослушателей. Интересно, что многие частные телекомпании ФРГ объявили в 1998 г. о том, что они намерены начать регулярно транслировать программы цифрового телевидения высокой четкости, что сулит подлинную «революцию в квартире» [18].

Как единое национальное государство Италия сложилась к 1870 г. (до этого была раздроблена на девять отдельных государств) и оставалась монархией до 1946 г. Тип современной итальянской газеты формировался под влиянием французского и английского примеров [19]. Сегодня среди информационных газет лидируют «Коррьере делла сера» (Corriere della Sera — «Вечерний вестник», 1876 г. основания, 680 гыс. экз.) и «Република» (La Repubblika, 1976, 380 тыс.); среди журналов достаточно уверенно чувствует себя «Оджи» (Oggi — «Сегодня», 1945, 900 тыс. экз.) [20]. В целом же итальянские ежедневные газеты имеют невысокие тиражи. Но зато разовый тираж журналов существенно превышает газетный. Многие средства массовой информации находятся в собственности политических партий и профсоюзов. Радиовещание в Италии существует с 1924 г., телевидение — с 1954 г. После отмены государственной монополии на телевидение Сильвио Берлускони в 1977 г. вложил 1 млрд лир в местную кабельную станцию «Телемилано», используя ее как средство рекламного бизнеса, постепенно приобрел еще три крупнейшие коммерческие телесети страны — «Канале-5», «Италиа-1» и «Рете-4» («Сеть-4») и стал основным конкурентом государственной службы РАИ-ТВ (Объединенное итальянское радиовещание и телевидение). В 80—90-е годы XX в. в политическом процессе и развитии СМИ Италии произошли существенные качественные изменения. В 80-х включилось в политическую коммуникацию коммерческое ТВ, в 90-х рухнула система идеологических партий. А в конце века одновременно и журналисты, и политики, и вместе с ними их аудитория получили выход почти что в коммуникационный космос — Интернет. На ниве коммуникационного бизнеса появляются яркие фигуры, среди которых выделяется Сильвио Берлускони. Принадлежащие ему три коммерческих телеканала «Медмасет» вместе с тремя государственными каналами обслуживают почти 90% телеаудитории страны [21].

Пресса Испании благодаря постоянству цен и росту потока рекламных вложений весьма стабильна, хотя в распространении периодики отмечается определенный застой. По данным 51-го конгресса международной ассоциации газет, прошедшего в 1998 г., Испания но тиражу ежедневной периодики в 4,26 млн экз. занимает 13-е место в мире. Несмотря на все усилия, предпринимаемые издателями периодики, индекс ее потребления остается одним из самых низких в Европейском сообществе: 115—120 читателей на 1000 человек, в то время как в сообществе он составляет порядка 600. Столь огромный разрыв испанцы объясняют тем, что «появление телевидения в стране произошло в эпоху, когда грамотность еще не стала универсальным феноменом» [22]. Потребление газет составляет 104,8 экз. на 1000 человек, и по этому показателю Испания существенно отстает от развитых европейских стран, хотя и опережает Италию, Грецию и Португалию. В июле 1998 г., проведя анкетирование среди 900 испанских руководителей, журнал «Актуалидал экономика» выявил, что для опрошенных главным авторитетным источником информации является радио, прессе же отводится второе место, а телевидение вообще считается малоинформативным [23]. Иную картину дают данные Центра социологических исследований Испании. Из анализа ответов 2500 молодых людей от 15 до 20 лет явствует, что на третье место своих ценностей (после квартиры и автомобиля) они ставят телевизор, который, по их мнению, важнее одежды, музыкальных центров, мотоциклов, путешествий за границу и т.д. Шестеро из десяти не имеют обыкновения покупать регулярно газеты и журналы [24].

Современные испанские газеты можно разделить на три группы: «независимые» частные, партийные и государственные. Самыми крупными изданиями являются «Вангуардиа» (La Vanguardia — «Авангард», 1881 г. основания), «Диарио де Барселона» (Diario de Barcelona — «Барселонская газета», 1792), «Интервью» (1976). Телевидение в Испании появилось в 1956 г.

В Австрии велико влияние прессы Германии, а все ведущие газеты, в том числе и «Венская газета», основанная в 1703 г., собраны в Риме. В последние годы здесь усиливается концентрация печати, и, как следствие, с усилением концентрации печати качественные газеты уступают массовым, которым нужны сенсации вместо анализа. Австрия стала первой европейской страной, начавшей в 1980 г. регулярные передачи «телетекста», с помощью которого можно узнать новости, курс акций на бирже, познакомиться с программой радио и телевидения.

В Швейцарии наиболее крупное качественное издание «Нойе цюрхер цай- тунг» (Neue Zurcher Zeitung — «Новая цюрихская газета»), в этом мощном аналитическом центре работают свыше 950 сотрудников. В «Организационном статусе редакции» от 11 сентября 1915 г. и в ныне действующем «редакционном статусе» от 1974 г. провозглашается независимость редакции от любых внешних влияний, прежде всего в сфере информационной политики, общей позиции, а также формирования структуры газеты [25]. Швейцарская радио- и телекомпания распространяет программы на четырех языках — немецком, французском, итальянском и ретророманском.

Первые газеты в Греции появились во второй половине XIX в. Две из них издаются и сегодня: «Акрополис» (Acropolis — «Акрополь», 1881 г. создания) и «Эстия» (Estia — «Очаг», 1898). В 1960-е годы в стране выходило более 1100 газет и журналов. Рост их численности сопровождался созданием газетных групп.

Так, группе семьи Ламбракис принадлежат две газеты (вечерняя и воскресная) и три еженедельника (экономический, политико-общественный и спортивный). В Греции три радиотелевизионные компании.

В Португалии издается около 70 ежедневных газет. Самая влиятельная из них — «Диариу ди нотисиаш» (Diario de Noticias — «Газета новостей», 1864). В Лиссабоне сконцентрированы 60% всех зарегистрированных изданий, 10% приходится на город Порту.

К странам Северной Европы принято относить Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию, Исландию; всех их отличает высокий уровень жизни народа и всеобщая грамотность. Это в свою очередь определяет высокий уровень развития средств массовой информации. В двух странах из пяти первые газеты возникли в XVII-XVIII вв. - Швеция (1632); Дания (1749).

Что касается стран Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург), то первая газета появилась в Бельгии 17 мая 1605 г., в Нидерландах — в 1656 г., а в Люксембурге — значительно позднее. Телевидение всех трех стран тесно связано со структурами государственной власти. Широкой известностью пользуются программы «Радио Люксембурга», имеющей филиалы во Франции и Великобритании.

В последние годы журналистика стран Восточной Европы, к которым относятся Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Польша, Югославия, Албания, прошла через серьезные испытания, связанные с трансформацией общественного строя, крушением социалистических идеалов. Так, в начале 1990-хгг. за два-три года в Польше обновилась большая часть периодической печати и 75% газетно-журнального рынка составили издания новой генерации [26]. В середине 90-х часть мелких изданий в связи с общим удорожанием жизни, повышением цен на бумагу, не найдя инвесторов, не выдержала конкуренции. Сократились тиражи известных и влиятельных газет из-за утраты интереса к «серьезной» прессе, натиска продукции «массового» потребления. Зато процветают и крепнут издания бульварного характера.

В 50-е годы XIX в. в той части Польши, которая входила в состав Российской империи, произошла реформа прессы, в результате чего издательское дело было перестроено на началах капиталистического предприятия. После возрождения независимости Польши в 1918 г. в стране продолжалось развитие печати, характерное для буржуазного государства. К 1 сентября 1939 г., началу Второй мировой войны и вторжения фашистской Германии в Польшу, в стране выходило почти 2700 периодических изданий [27]. Нынче же еженедельная пресса все- польского и регионального значений в Польше — это 188 изданий общим тиражом 11 млн экз., а ежедневная печать представлена 83 изданиями тиражом 4 млн экз. [28]. Польское общественное телевидение располагает двумя общепольскими каналами и 10 станциями регионального значения, кроме того в регионах имеются еще 14 коммерческих телестанций. Помимо общественного радио, три коммерческие радиостанции РФМ, ФМ, «Радио Зет», католическое «Радио Мария» вещают круглосуточно на всю страну. В Польше сегодня насчитывается около 140 частных независимых радиостанций. В других странах Восточной Европы журналистика шла путем, напоминающим польский. В Болгарии радиовещание появилось сравнительно поздно — в 1929 г.

 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы