НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И СМЕНА ТИПОВ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Научной революцией называется коренное изменение основных представлений в науке. Так как именно основополагающие представления определяют научную картину мира, то смена таковых (в науке это называется изменением парадигмы) приводит к изменению научной картины мира и смене типов рациональности.

«Первый шаг — создание из обыденной жизни картины мира — дело чистой науки», — писал выдающийся физик XX в. М. Планк. Исторически первой естественнонаучной картиной мира Нового времени была механистическая картина, которая напоминала часы: любое событие однозначно определяется начальными условиями, задаваемыми (по крайней мере, в принципе) абсолютно точно. В таком мире нет места случайности и все изменения строго детерминированы. В нем возможен «демон Лапласа»: существо, способное охватить всю совокупность данных о состоянии Вселенной в любой момент времени, могло бы не только точно предсказать будущее, но и до мельчайших подробностей восстановить прошлое.

Представление о Вселенной как о гигантской заводной игрушке преобладало в XVII—XVIII вв. Оно имело религиозную основу, поскольку сама наука вышла из недр христианства. Бог как рациональное существо создал рациональный в своей основе мир. И человек как рациональное существо, созданное Богом по своему образу и подобию, способен познать мир. Такова основа веры классической науки в себя и людей — в науку. Ограничив значение религии, человек эпохи Возрождения продолжал мыслить религиозно. Механистическая картина мира предполагала Бога как часовщика и строителя Вселенной.

Механистическая картина мира основывалась на следующих принципах: связь теории с практикой; использование математики; эксперимент реальный и мысленный; критический анализ и проверка данных; главный вопрос «как?», а не «почему?»; нет «стрелы времени» (траектории движения обратимы).

Но в XIX в. термодинамика провозгласила парадоксальный вывод: «Если бы мир был гигантской машиной, то такая машина неизбежно должна была бы остановиться, так как запас полезной энергии рано или поздно был бы исчерпан». Затем теория эволюции Дарвина сдвинула интерес от физики в сторону биологии и от изучения регулярностей — к изучению эволюции.

Главный результат современного естествознания, по Гейзенбергу, состоит в том, что оно разрушило неподвижную систему понятий XIX в. и усилило интерес к античной предшественнице науки — философской рациональности Аристотеля. «Одним из главных источников аристотелевского мышления явилось наблюдение эмбрионального развития — высокоорганизованного процесса, в котором взаимосвязанные, хотя и внешне независимые события происходят, как бы подчиняясь единому глобальному плану. Подобно развивающемуся зародышу, вся аристотелевская природа построена на конечных причинах. Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности. В этой сущности, которая в применении к живому есть в одно и то же время его окончательная, формальная и действующая причина, — ключ к пониманию природы... Рождение современной науки — столкновение между последователями Аристотеля и Галилея — есть столкновение между двумя формами рациональности»[1].

Итак, можно выделить три картины мира: сущностную пред- научную, механистическую, эволюционную. Современная естественнонаучная картина мира основывается на принципе саморазвития. В этой картине присутствует человек и его мысль. Она эволюцион- на и необратима. В ней естественнонаучное знание неразрывно связано с гуманитарным.

Помимо научных революций в науке в целом научные революции происходят и в каждой конкретной науке. В естествознании можно выделить следующие открытия, которые привели к научным революциям в XX в.:

  • ? астрономия — модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной;
  • ? геология — тектоника литосферных плит;
  • ? физика — смещение точки отсчета от материи к энергии и от вещества к полю;
  • ? теория относительности — относительность пространства и времени;
  • ? квантовая механика — корпускулярно-волновой дуализм;
  • ? синергетика — становление новых структур в неживой природе;
  • ? биология — модели происхождения жизни;
  • ? генетика — механизм воспроизводства жизни;
  • ? экология — взаимодействие живого со средой;
  • ? этология — формы поведения организмов;
  • ? социобиология — соотношение естественного и социального;
  • ? кибернетика — управление в неживой и живой природе;
  • ? психоанализ — роль бессознательного в человеческой психике.

  • [1] Пригожин И., Стенгерс И. Указ. соч. С. 83, 84.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >