Культура эпохи Возрождения

Эпоху XIV—XVI вв. называют эпохой Возрождения, которое означает обращение к культурному наследию Античности. Родиной этого явления стала Италия.

Развитие городских форм культуры на примере итальянских городов — коммун, таких как Венеция, Флоренция, способствовало формированию нового представления о человеке. Возрождение античных традиций в области философии, литературы и искусства предполагало обращение к человеку, который в античной классике был объявлен «мерой всех вещей». Идеалом эпохи стала гармоничная, универсальная личность.

Движение, захватившее мыслящих, образованных людей этого времени, получило название гуманизм. Термин в переводе с латинского языка означает человеческий. Слово произошло от названия наук, объектом познания которых стал человек. Среди гуманистов указанной эпохи следует назвать имена богословов — самых просвещенных деятелей своего времени, а именно Э. Роттердамского, Пико Делла Мирандола, Д. Бруно.

Главным направлением их деятельности стала филология. Они начали включать античное наследие в систему европейского образования. Философские взгляды теоретиков эпохи назвали философией пантеизма, согласно которой мир создан Богом, Бог непознаваем, следовательно, задача человеческого разума — познать окружающий мир. При этом данная философия способствовала развитию естественнонаучного знания. Гелиоцентрическая теория Н. Коперника, опыты Г. Галилея являются этому доказательством.

Художники Возрождения открыли законы прямой линейной перспективы — способа построения художественного пространства на плоскости. Для линейной перспективы характерно наличие фиксированной точки зрения, единой точки схода линий, указывающих на удаление объектов в пространстве. Создателями теории перспективы были итальянские художники Бруннелески, Мазаччо, Леонардо да Винчи. Открытие перспективы помогло включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру.

Мастеров Возрождения называют титанами, имея в виду их универсальность. Леонардо да Винчи был скульптором, живописцем, писателем, изобретателем, анатомом, ботаником. Он исследовал многие сферы естествознания, сделал открытия в области механики.

В XV веке началось изучение древнегреческого языка. В связи с распадом Византии в Италию переселилось множество византийских ученых. Парадокс заключался в том, что знатоки греко-римской мифологии стали создателями литературы на национальных языках. Так, поэта, философа, жившего в конце XIII—начале XIV вв., Данте Алигьери называют одним из создателей литературного итальянского языка. Вершиной его творчества стала «Божественная комедия».

Создателем нового жанра — новелл стал Джованни Боккаччо. Его произведение называется «Декамерон», что означает «десятиднев».

Человек во всех его проявлениях стал героем литературы. Отсюда берет свое начало антропоцентризм, что означает человек — центр мироздания. Эта черта является отличительной характеристикой эпохи Возрождения.

В целом можно констатировать, что культура эпохи Возрождения носила элитарный характер, так как идеологи эпохи были самыми образованными людьми своего времени. Гуманизм стимулировал развитие умственного труда, способствовал его превращению в самостоятельную профессию.

Эпоха Возрождения обусловила рождение новой эстетики, проявившейся в таких направлениях, как классицизм и барокко.

Другим явлением эпохи Возрождения стала реформация (от лат. «преобразование»). Реформация — это широкое общественное движение, получившее свое развитие в XVI в. в странах Северной Европы, направленное против деятельности католической церкви. Идеологами движения в Германии стал М. Лютер, в Швейцарии — Ж. Кальвин.

Они выступали против церковной земельной собственности, против продажи индульгенций, которая противоречила основам христианской этики. Деятели Реформации требовали перевода Библии на национальные языки. Итогом этого движения стало появление новой ветви христианства, получившей название протестантизм.

Новая религия (идеология) сосредоточилась на труде и молитве, исключила нарядность и декоративность, отвергала церковную иерархию, утверждала необходимость личной веры, непосредственно связывающей верующего с Богом. Поэтому основной постулат протестантизма: спасение личной верой доказывается делами и поступками.

Следует отметить, что протестантские ценности обусловили создание основы европейского гражданского общества, ориентированного на персональную ответственность личности.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >