Культура европейского Средневековья

Хронологические рамки периода Средневековья охватывают IV— XTV вв. н.э. В исторической науке так обозначают период всемирной истории, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новой истории. Это время зарождения и распространения христианства.

Христианство (в переводе с греческого языка означает «помазанник», «миссия») зародилось в I в. н.э. в Палестине. Изначальное родство с иудаизмом важно для понимания корней христианской веры — проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, — священная книга как для иудеев, так и для христиан, а вот вторая часть Библии — Новый Завет признается только христианами и является для них главной книгой.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период кризиса античной цивилизации, т.е. переоценки основных ценностей полисной демократии в связи с утратой этническими общинами политической и экономической независимости, заменой национальных государств мировой империей.

Христианское учение привлекало многих, кто разочаровался в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения, уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм.

Христианские общины провозгласили равенство всех верующих перед Богом, что предопределило привлечение большинства жителей империи в эти общины. Первоначально христианство формировалось как движение рабов и свободной бедноты, но постепенно и состоятельные слои римского общества стали разделять идеи христиан (миссионеров).

В IV веке христианство было признано государственной религией Римской империи и стало вненациональной религией, так как объединило разные народы Римской империи. В западной части империи (Рим) оно получило название католицизм, что означает «вселенский», «всеобщий», а в восточной части (г. Византий) — православие, или ортодоксия, что означает «не терпящий изменений».

Рассмотрим элементы, которые включает в себя христианская религия. Христианство представляет собой соединение веры, культа, этики, социальной организации. Последняя включает общину верующих, институт церкви, монастыри. В рамках религиозной деятельности появились первые общины верующих — монахов, создавших целые поселения — монастыри.

Первые монастыри возникли в III—IV веках в Египте. Главной целью монахов было служение Богу, ведение аскетического образа жизни.

Христианская этика ориентирована на внутренний мир человека. Приоритет Духа над плотью, или Духовных ценностей над плотскими желаниями, — аскетизм является одним из основных принципов христианской этики. Цель жизни, согласно христианским заповедям, — спасение через духовное совершенствование. Основные положения христианской этики отражены в «12 принципах» — символах веры, которые были приняты в 325 г. Никейским Церковным Собором.

Культ представляет собой систему таинств, или ритуалов (действий), из которых основными являются крещение, покаяние, рукоположение, бракосочетание и соборование.

Основу вероучения составляет теология, или богословие. Причем западные апологеты (защитники) католической церкви в лице таких теологов, как: Ф. Аквинский, П. Абеляр, создали учение о гармонии веры и разума. Один из силлогизмов П. Абеляра — «Познаю то, во что верю» — показывает, что философ развил диалектику, т.е. логику и теорию познания в духе теории Аристотеля. Апологетика способствовала формированию рационального типа мышления. (Основы православия рассмотрены в главе «Древнерусская культура»).

Культуру раннего Средневековья (IV—X вв.) называют феодальной, так как в ней отсутствовали товарно-денежные отношения — земледелец своим трудом содержал землевладельца. Это явилось экономической основой для жесткой сословной иерархии. Условно выделяют следующие сословия:

  • клир — священнослужители;
  • рыцари — воины, которые несли службу за получение земельного удела;
  • земледельцы — народ.

Каждое сословие служило своему господину и Богу, обладало своими правилами, принципами. Так, клирики опирались на библейское учение, рыцари, помимо Библии, создали собственный кодекс чести, своеобразный свод рыцарских правил.

Житийные Библии специально издавали для народа. Они определяли нормы и правила народной жизни.

Таким образом, складывалась своеобразная вертикаль в сфере социальных отношений. Основным принципом жизни было служение.

Каждое сословие имело священные обязанности, выполнение которых требовало соответствующих образа жизни и деятельности. Ярким примером этого служит большая социальная значимость одежды. Она являлась определенным символом, указывала на социальную категорию и предполагала соответствующие знаковые формы поведения.

Появление средневековых городов было обусловлено развитием товарно-денежных отношений. Так, итальянские города-коммуны XII в. включали цеховые организации ремесленников, объединяющие шорников, сапожников, фармацевтов и др. Эти объединения стали прообразом профессионально-корпоративных союзов будущей Европы.

Другой формой городской культуры стали университетские города. Первые университеты появились в XII в. на основе монастырских школ в Болонье (Италия), затем в Париже, Кембридже, Оксфорде.

Средневековый университет состоял из факультетов: артистического (подготовительного) и трех высших — права, медицинского и богословского.

Процесс обучения состоял из лекций и диспутов, которые велись на латинском языке. Университеты обладали автономией и своей юрисдикцией, имели уставы, строго регламентировавшие жизнь университета. Первые университеты нередко становились очагами свободомыслия и еретических идей.

Развитие городских форм культуры способствовало формированию светской системы знания и образования и позволило создать потенциал, ставший основой культуры позднего Средневековья, или эпохи Возрождения.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >