Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Религия arrow Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения
Посмотреть оригинал

РЕЛИГИИ НОВЫЕ И РЕЛИГИИ «СТАРЫЕ». МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛЕМИКА И ОТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ К НОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ДВИЖЕНИЯМ

Новые религиозные движения и протестантизм. Организации, противостоящие «культам»

Глава посвящена тому, как в западных странах различные христианские конфессии встретили появление и широкое распространение НРД. Напомним, что сначала это произошло в США (где и начался «бум» новых религий, перекинувшийся позже в Европу) — стране с преобладанием протестантизма, в которой различные протестантские деноминации имеют давние и прочные позиции. Совершенно естественно, что протестанты восприняли распространение «культов» как вызов и вступили с ними в оживленную полемику.

Реакция американских протестантских кругов на распространение новых «культов» вылилась в образование так называемого контркультового движения (ККД) с четкой конфессиональной окраской. Оно представлено христианскими активистами и организациями, относящимися в основном к различным протестантским деноминациям, и связано с консервативными и фундаменталистскими христианскими кругами. Контркультисты атакуют «культы» с позиций христианской теологии, доказывая, что вероучения критикуемых групп противоречат евангельскому.

В Соединенных Штатах в настоящее время существует довольно много контркультовых организаций. Среди самых значительных старейшим является Христианский научно-исследовательский институт (Christian Research Institute — CRI), основанный 1 октября 1960 г. Уолтером Мартином, который, бесспорно, был самой яркой фигурой среди деятелей ККД. Единомышленники не без оснований считают Мартина отцом христианской евангелической апологетики, направленной против «культов». Действительно, если говорить о США, то в контексте евангелического христианства У. Мартин, по признанию американских авторов, «в большей степени, чем еще кто-либо... сформировал современное отношение к современным религиям»[1]. Сам Мартин считал, что за всеми «культами», выступающими против христианской церкви, стоит не кто иной, как «тот, который выступал против нашего Бога и апостолов... против усилий христианской Церкви, сила, описанная нашим Богом как „князь мира сего“»[2]. Самая известная из многочисленных книг, написанных Мартином, — «Царство культов» — переиздавалась с 1965 по 1985 г. 36 раз. В 2003 г. книга была переиздана еще раз в новой редакции[3]. Выходила она и в переводе на русский язык[4].

Деятельность У. Мартина вызывала и резко негативные оценки, особенно со стороны последователей «культов», что и не удивительно, если учитывать резко конфронтационную направленность его сочинений. Например, Роберт и Розмари Браун, последователи церкви мормонов, выступили с критикой антимормонских инвектив Мартина, а также подвергли сомнению достоверность ученых степеней, которые были им, по его утверждению, получены[5]. В настоящее время, после смерти У. Мартина, президентом Христианского научно- исследовательского института является Хэнк Ханеграафф. По его информации, это самая большая христианская миссия такого рода в мире. Институт ведет ежедневное радиовещание на территорию США с одновременной трансляцией по сети Интернет для зарубежных стран, выпускает два периодических издания. За годы своей деятельности он выпустил сотни аудио- и видеокассет, множество книг. Его сотрудники ведут обширную переписку по электронной и обычной почте[6].

Другая известная контркультовая организация США — Проект духовных подделок (Spiritual Counterfeits Project — SCP) — действует с 1973 г. Его история напрямую связана с историей духовных поисков американской студенческой молодежи в 60—70-е гг. в условиях, когда множество молодых людей разочаровались в традиционном христианстве и обратились к восточным мистическим учениям. Крестовый поход Университетского городка для Христа — организация, зародившаяся в Университете Калифорнии в Беркли,— спонсировал деятельность экспериментального молодежного христианского движения, названного Христианским мировым освободительным фронтом (руководитель Джек Спаркс). Фронт должен был работать в среде контркультурной молодежи, обращаясь к ней на ее языке. Многие участники этого движения сами прошли через увлечение восточной мистикой. На основе этой группы и был в 1973 г. создан Проект духовных подделок[7]. Первоначальной задачей Проекта было противостояние на базе консервативного христианства «культам», активным в университетских городках-кампусах, — в первую очередь ньюэйд- жерским, оккультным, ориентальным группам, но в дальнейшем границы его деятельности значительно расширились. Активисты проекта обращаются к самым широким слоям американского общества, используя для этого все методы. Так, в 70-е гг. проект организовал пропагандистское турне по американским городам на собственном автобусе (возможно, эта аналогия и надуманна, но сразу же вспоминается знаменитый автобус «Веселых проказников» Кена Кизи, ставший символом контркультуры). Сама организация характеризует себя так: «SCP стал христианским мозговым центром, включающим людей, которые проводили годы на различных духовных путях перед тем, как они стали христианами. ...Они узнали, что консервативная ортодоксальность — единственный заслуживающий доверия метод анализа. Сердце служения SCP — духовная проницательность на основе личного опыта, объединенного со зрелым библейским пониманием и глубоким исследованием»[8]. Известность Проекту духовных подделок принес инициированный им судебный процесс против «Трансцендентальной Медитации». Представителям проекта удалось доказать в суде, что учение ТМ имеет религиозный характер, основано на индуизме и, следовательно, не может по законам США преподаваться в государственных средних школах. В результате по решению суда преподавание ТМ в школах было запрещено[2]. Проект обладает обширной информационной базой, содержащей, по собственным данным, сведения о более чем 6000 группах. В настоящее время президентом Проекта духовных подделок является Тал Брук. Он родился в семье американского дипломата и провел много времени за рубежом. До своего обращения в христианство был, как и многие молодые американцы и европейцы 60—70-х гг., «духовным туристом», путешествовавшим по Индии, где стал учеником Сатья Саи Бабы[10].

Контркультовым организациям время от времени приходится выступать в судебных процессах и в качестве ответчиков. Истцами выступают религиозные организации или представляющие их интересы лица, несогласные с даваемыми им нелестными характеристиками. Стоит упомянуть один получивший широкий резонанс в американском обществе процесс, в который был вовлечен Проект духовных подделок. Протестантское движение, обычно называемое в нашей стране «Поместная церковь» (самоназвание — Local Church) 8 декабря 1980 г. подало в суд на автора и издателей книги «Богочеловеки», содержавшей резкую критику вероучения и практики Поместной церкви и характеризовавшей ее как «культ», извращающий основные положения христианства. Кроме того, против Поместной церкви были выдвинуты многочисленные и очень серьезные обвинения, не касающиеся ее вероучения. Утверждалось, что она прибегает к недостойным, обманным приемам привлечения неофитов, подчиняет их личную жизнь тотальному контролю, преследует бывших членов церкви, причиняет своими богослужебными практиками ущерб их умственному здоровью. Ответчиками выступали автор «Богочеловеков» Нейл Дадди, от Проекта духовных подделок — спонсор Н. Дадди (издатель и распространитель первого варианта книги) и представитель издательства «Швенглер-Верлаг», выпустившего второе, расширенное издание. Судебное разбирательство началось только почти пять лет спустя, а материалы дела насчитывали к этому времени около 17 тыс. страниц. В качестве экспертов были привлечены очень известные американские богословы разных конфессий и религиоведы-специалисты по НРД, в частности директор Института изучения американской религии Дж. Гордон Мелтон. Эксперты высказались в поддержку Поместной церкви. Ни Нейл Дадди, находившийся в то время в Дании, ни представители издательства на процессе не присутствовали. Суд вынес решение в пользу истца, охарактеризовав в своем решении «Богочеловеки» как «клеветническое» сочинение, и постановил выплатить в его пользу огромную сумму в 11 млн 900 тыс. дол. В день открытия судебного процесса Проект духовных подделок объявил себя банкротом из-за расходов, связанных с ожиданием начала разбирательства, и поэтому истцы получили по суду около 34 тыс. дол.[11].

Сведения об обстоятельствах этого дела, когда они исходят от заинтересованных сторон, достаточно противоречивы. Сами представители Поместной церкви утверждают, что были все основания сомневаться в истинности банкротства Проекта, так как доходы организации в то время были выше, чем когда-либо еще[12]. Иную версию событий излагает, не называя источник из окружения Нейла Дадди, известный деятель российского движения противников «культов» Александр Дворкин. По этой версии, Поместная церковь спровоцировала банкротство Проекта, подав в суд более чем в 30 штатах одновременно и искусственно затягивая начало рассмотрения дела. В результате Проект, вынужденный оплачивать множество расходов в течение длительного времени, разорился. После чего все материалы, на которые опирался Дадди, были проданы за долги, сам же Дадди не смог приехать на процесс из-за отсутствия средств. Это и предопределило, как считает Дворкин, исход суда[13]. Не отрицая в принципе самой возможности использования бюрократических проволочек в собственных интересах, принять без возражений последнюю версию все же было бы затруднительно. Как бы там ни было, но, насколько нам известно, ни Дадди до своей смерти, ни кто-либо еще не предпринимал усилий оспорить судебное решение в установленном порядке. Знакомство с судебным решением[14] также позволяет предположить, что по крайней мере некоторые эпизоды (некорректное цитирование, утверждения в отношении конкретных лиц) получили исчерпывающее освещение в ходе судебного следствия.

Эпизод с книгой «Богочеловеки» достаточно показателен для характеристики той ситуации, в которую втянуты «культы», их противники и академические ученые в США. Периодически происходят гражданские судебные процессы, возбуждаемые или «культами» против своих оппонентов, или, наоборот, оппонентами против «культов», или бывшими членами «культов» (довольно распространенный вариант) против оставленной ими группы с требованиями возмещения причиненного ущерба. Часто речь идет о многомиллионных суммах, и не менее часто решающее слово принадлежит экспертам по НРД, приглашаемым или истцами, или ответчиками. Работа экспертов также не остается неоплаченной. Это специфика США, которая, можно утверждать, в немалой степени предопределяет высокий градус конфронтации между теми, кто придерживается разных позиций в отношении «культов».

В бурных общественных и научных дебатах, которыми сопровождалась «вспышка» активности НРД, североамериканское ККД довольно долгое время было сравнительно малозаметно за пределами консервативных христианских кругов. В последние годы деятельность контркультовых групп в США значительно активизировалась. Дуглас Коун, признанный специалист по ККД, пишет, что это обусловлено двумя факторами. Во-первых, после смерти У. Мартина многие сотрудники покинули Христианский научно-исследовательский институт и создали собственные организации. Во-вторых, огромное значение имело широкое распространение Интернета. Сейчас в американском секторе Всемирной сети около двух сотен контркультовых сайтов. Интернет стал чрезвычайно удобным способом получения информации о «культах» вообще для всех американцев, а контркультовые сайты — для тех из них, кто считается с мнением консервативных христиан. Интернет также позволяет легко находить единомышленников, создавать сетевые сообщества бывших членов какого-либо «культа»[15]. Сетевой контркультизм представлен разными по качеству сайтами — от маленьких персональных страничек до крупных высокорейтинговых проектов. Наиболее посещаемый из американских контркультовых сайтов — Христианское служение апологетики и исследования (Christian Apologetics and Research Ministry — CARM)[16]. Организация действует с 1995 г., ее президентом является Мэтью Слик (штат Айдахо). По его словам, изучение «культов» и апологетика — страсть, которой он отдал более 26 лет жизни[17].

Говоря о ККД и контркультовых организациях в Европе и России, следует учитывать, что это американская терминология, отражающая реалии США и, следовательно, не вполне применимая к европейской и отечественной ситуации. В Соединенных Штатах принято различать ККД и антикультовое движение (АКД). Последнее представляет собою сеть общественных организаций и активистов, подчеркнуто отрицающих свою связь с какими-либо конфессиями. Представители АКД утверждают, что им нет никакого дела до содержания вероучения той или иной религиозной группы и что они выступают исключительно против тех злоупотреблений, которые, по их мнению, процветают в «культах»: агрессивной «вербовки» неофитов, принуждения к отказу от имущества в пользу «культа», принуждения к разрыву социальных связей, а также против психологического насилия над «культистами» — так называемого контроля сознания, гипотетических методов установления полного контроля над личностью адепта «культа»[18].

Тем не менее североамериканские ученые считают оправданным использование этого термина для обозначения европейских организаций, противостоящих «культам» (в Европе — «сектам») и сходных по идеологии с действующими в США. Считаем, что этот термин, с необходимыми оговорками, может использоваться в тех случаях, когда необходимо: во-первых, охарактеризовать противостоящие «сектам» группы, опирающиеся на идеи христианского консерватизма, особенно когда речь идет о консервативных протестантских группах, пользующихся организационной и идейной поддержкой своих американских единомышленников; во-вторых, чтобы отличать действующие в Европе и России организации, стоящие на позициях христианского консерватизма, от светских организаций, которые разделяют идеологию антикультизма.

Из числа европейских контркультовых организаций можно назвать Международный «Диалог-центр» (Dialog Center International — DCI), который фактически представляет собою сеть организаций, действующую, по собственной информации, приблизительно в 20 странах[19]. Штаб-квартира Центра находится в Дании, в г. Орхусе. До последнего времени президентом «Диалог-центра» был его основатель Йо- ханнес Огорд, профессор Королевского Университета Осло, один из самых влиятельных, если не самый влиятельный, деятель европейского контркультизма, скончавшийся в 2007 г. Вице-президентами, возглавившими работу центра после Огорда, стали Кристиан Шурко (Великобритания), Томас Гандоу (ФРГ), Александр Дворкин (Россия)[20]. Основное поле деятельности «Диалог-центра» — Северная Европа, но есть ряд связанных с ним организаций и за ее пределами, представительства имеются в Индии, Непале и Таиланде. Центр активно сотрудничает с различными христианскими деноминациями, не связывая себя в то же время организационно ни с одной из них, а также с другими организациями сходной направленности и академическими исследовательскими центрами[21]. Свою позицию по отношению к НРД «Диалог-центр» определяет как «диалог в конфронтации», что должно означать, так сказать, спор «с открытым забралом», т.е. свидетельствование христианской веры людям других убеждений, не предполагающее ни расплывчатости в формулировании собственной позиции, ни высокомерного отношения к взглядам оппонентов: «Мы ожидаем диалогического подхода к религии, и это означает, что мы, так же как и они, открываем наши карты и предъявляем свои убеждения»[19]. Акцент на открытости, насколько можно судить, связан с тем, что, по убеждению Й. Огорда, новые религии несут христианской Европе фальшивую духовность, с которой необходимо бороться, срывая маски и обнажая ее истинную сущность.

В России и на Украине ведет довольно активную деятельность протестантский Центр апологетических исследований, находящийся под идейным влиянием своих зарубежных единоверцев[23]. Сам центр сообщает о своей миссии следующее: «Центр апологетических исследований снабжает всех интересующихся людей имеющейся у нас объективной и своевременной информацией о новых религиозных движениях и культах. Мы помогаем всем христианам отличать истину от заблуждения, защищать истину исторического христианства и благовествовать культистам (1-е Петра 3:15, Иуды 3; 2-е Тимофею 2:25)». В информации, ныне отсутствующей на официальном сайте Центра, его руководство сообщало, что Центр был основан в Санкт-Петербурге в 1993 г., а в 1999 г. он начал свою деятельность в Киеве»[24]. Как видим, время образования Центра выпадает на период не только активного распространения НРД, но и особенно бурного роста протестантских организаций в России и успешной деятельности западных протестантских миссионеров. Обращает на себя внимание и использование характерной западной англоязычной терминологии — «культ», мало распространенной, как уже говорилось выше, в европейских континентальных странах. Направления деятельности Центра, насколько можно судить, вполне соответствуют направлениям деятельности аналогичных североамериканских организаций. Это публикация и распространение литературы о «культах», консультации пасторов, служителей протестантских церквей, других заинтересованных лиц, а также образовательная и лекционная деятельность: «Центр, в сотрудничестве с другими служениями, проводит семинары и конференции по апологетике для христианских служителей. Наших преподавателей приглашают выступать в крупнейших городах бывшего СССР и Восточной Европы. Если позволяет время, они читают интенсивные лекционные курсы (одну-две недели) по апологетике в христианских учебных заведениях»[25]. Вряд ли есть основания ожидать серьезного укрепления позиций ККД в России. Несмотря на то, что некоторые работы авторов-контркультистов стали известны в нашей стране и за пределами протестантской среды (например, книга о «культах» Уолтера Мартина или посвященная харизматическому движению книга Вольфганга Бюне[2]), контркультизм был и остается локальным внутрипротестантским движением. Российские протестанты, несмотря на сравнительную многочисленность, все же не занимают видного места в общественной жизни. Протестанты, как уже говорилось, в нашей стране очень часто сами третируются как «сектанты», т.е. «культисты».

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое контркультовое движение?
  • 2. Какие контркультовые организации вам известны?
  • 3. Что вам известно о деятельности контркультовых организаций в России?

  • [1] Christian Countercult Movement W_R_ Martin. URL: http://web.archive.org/web/20060829154852/ religiousmovements.lib.virginia.edu/cultsect/counter/martin.htm.
  • [2] Там же.
  • [3] The Anti-Cult Movement. TERMINOLOGY, HISTORY, BELIEFS, etc. URL: http://www.religioustolerance.org/ acml.htm.
  • [4] См., напр.: http://www.geocities.com/Athens/Cyprus/6460/sekt.html.
  • [5] Christian Countercult Movement W_R_ Martin. URL: http://web.archive.org/web/20060829154852/religiousmovements.lib. virginia.edu/cultsect/counter/martin.htm.
  • [6] URL: http://www.equip.org/site/history.
  • [7] См: http://www.contendingforthefaith.com/libel-litigations/CWLF-SCP.html.
  • [8] http://www.scp-inc.org/information/history.php.
  • [9] Там же.
  • [10] URL: http://www.scp-inc.org/president/indcx.ph.
  • [11] URL: http://www.contendingforthefaith.com/libel-litigations/CWLF-SCP.html.
  • [12] URL: http://ww.contendingforthefaith.com/libel-litigations/CWLF-SCP.html.
  • [13] См.: Дворкин АЛ. Введение в сектоведение. Учебн. пособие к курсу «Сектоведение». Н.Новгород, 1998. С. 324,325.
  • [14] См.: URL: http://w4w.contendingforthefaith.com/libel-litigations/god-men/decision/comp-lete Text.html.
  • [15] URL: http://www.ccsnur.org/2001/london2001/cowan.htm.
  • [16] URL: http://www.religioustolerance.org/ccm3.htm.
  • [17] URL: http://www.carm.org/index/aboutcarm.htm.
  • [18] Наиболее крупными из антикультовых общественных организаций в данный период являются Международная ассоциация по изучению культов (International CulticStudies Association — ICSA), базирующаяся в США, и Европейская федерация исследовательских центров информирования о сектах (Federation Europeenne des Centres deRecherche — FECRIS), штаб-квартира которой находится в Марселе.
  • [19] URL: http://watch.pair.com/cult-emnrl.html.
  • [20] URL: http://iriney.vinchi.ru/about/index.htm.
  • [21] URL: http://www.dci.dk/en/2article-202.
  • [22] URL: http://watch.pair.com/cult-emnrl.html.
  • [23] URL: http://www.apologetika.ru/win/.
  • [24] URL: http://www.apologetika.ru/win/index.php32razd-2.
  • [25] URL: http://www.apologetika.ru/win/index.php37razd-2.
  • [26] Там же.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы