Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow История зарубежной и отечественной социологии
Посмотреть оригинал

Легальный марксизм о путях развития общества

Теоретические взгляды М. И. Тугаи — Барановского на общественное развитие

Термин «легальный марксизм» в истории отечественного обществоведения носил сугубо политизированную нагрузку, вызванную резкими идеологическими разногласиями, возникшими в российском социал- демократическом движении. Хотя название «легальный марксизм», появившееся в 1890-е гг., первоначально не имело негативного политического оттенка. Этим термином обозначалась вся марксистская литература, которая публиковалась легально, в отличие от литературы, нелегально печатавшейся в самой стране и нелегально ввозимой в Россию. Трактовка легального марксизма как особого идейно-политического течения появилась значительно позже — в начале 1900-х гг., когда изменилась социально- политическая расстановка сил в результате раскола российской социал- демократии и формирования буржуазного либерализма. Легальный марксизм на русской почве был «крайней формой русского западничества». Русский марксизм связывал освобождение парода от социально- политического гнета с индустриальным развитием России.

Русские марксисты выступали против народнической теории о возможности России перейти к социализму, минуя капитализм. Они утверждали, что в России уже наступил и должен развиваться капитализм. По их мнению, социализм должен возникнуть как результат объективного экономического развития. Кроме того, он детерминирован развитием материальных производительных сил. Наиболее яркими фигурами легального марксизма были М. И. Туган — Барановский и П. Б. Струве.

В работах «Современный социализм в своем историческом развитии» (1906), «Русская революция и социализм» (1917), «Социализм как положительное учение» (1918) М. И. Туган — Барановский утверждал, что для социализма характерны высшие гуманистические принципы, выработанные историей человечества. Его основой ученый провозглашал абсолютную ценность человеческой личности.

Не потеряли своей значимости идеи русского мыслителя, связанные с созданием эффективного экономического организма социализма, который он представил как многообразную хозяйственную систему. Эта система, построенная на союзе различных социальных групп, была противопоставлена господствующему упрощенному взгляду на социализм как на строй, базирующийся на едином, всеохватывающем принципе обобществления средств производства. М. И. Туган — Барановский понимал, что унитаризм в виде государственной собственности не может быть эффективным в решении социально-экономических вопросов. Поэтому он представлял новое общество как симбиоз различных хозяйственных форм: государственных предприятий, арендных коллективов, кооперативов, индивидуального производства. В то же время ученый предвидел возникновение в «государственном социализме» таких острых социальных проблем, как: чрезмерная централизация, бюрократизм, отсутствие эффективных стимулов к груду.

Оставаясь верным социалистическим идеалам, М. И. Туган — Барановский мечтал видеть страну социалистической, и был уверен в закономерности такого перехода в будущем, хотя и считал, что Россия в ближайшее время не станет социалистической страной. По его убеждению, основанному на глубоком анализе социально-экономических проблем, перед которыми стояла Россия, что «до социализма современная Россия, безусловно, не дозрела» и поэтому, прежде чем вступить на социалистический путь, она должна пройти определенный подготовительный период социальных реформ в рамках «государственного урегулированного капитализма». Социалистический строй, с его точки зрения, возможен лишь при экономической подготовленности общества к этому строю. Только на известной ступени развития капиталистического общества «оно созревает до социалистического переворота». До этого времени никакие политические революции не могут создать социалистического строя, как бы ни складывались условия политической борьбы.

Несмотря на участие М. И. Туган — Барановского в организации социал-демократического движения в России, его политическую и достаточно активную общественную деятельность, он оставался, прежде всего, ученым. Свою научную работу он начал в 1890-е гг. и первым ее результатом стало обширное исследование «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь». Эта работа в 1894 г. была представлена им в Московском университете в качестве магистерской диссертации. Она принесла автору российскую и мировую известность. В 1898 г. М. И. Туган — Барановскому была присуждена докторская степень за работу «Русская фабрика в прошлом и настоящем». В дальнейшем он опубликовал большое количество работ в основном по экономической проблематике. Однако они имеют широкую социальную подоплеку и но целому ряду аспектов могут рассматриваться как социологические. Об этом говорит даже название таких его экономических работ, как «Общественно-экономические идеалы нашего времени» (1913), «Социальные основы кооперации» (1916), «В поисках нового мира: социалистические общины нашего времени» (1919).

Критику марксизма М. И. Туган — Барановский вел лояльно и считал, что критика плодотворно может вестись только его последователями с точки зрения его собственных оснований. Он настаивал на том, что «нужно пойти дальше Маркса, но — через Маркса, воспользовавшись всем тем, что дал Маркс». Даже тогда, когда М. И. Туган — Барановский предпринял попытку радикального пересмотра философских основ теории К. Маркса, он, тем не менее, в работе «Теоретические основы марксизма» (1905) отмечал, что марксизм представляет собой слишком важное явление и как научная теория, и как социальное движение, чтобы не стоять в центре нашего времени. Согласно его представлению, марксистская теория сыграна плодотворную роль в развитии научной теории, поскольку она привлекла внимание к изучению экономических причин исторических событий, а также дала могучий толчок развитию философской теории.

Существенный перелом в мировоззрении М. И. Туган — Барановского произошел в самом начале 1900-х гг., когда его привлек идеализм. Новое отношение к жизни, к ценностям духовной культуры потребовали от него переосмысления ряда положений в марксизме. В «Очерках из новейшей истории политической экономии» (1903) М. И. Туган — Барановский объявил о разрыве с «ортодоксальным марксизмом», который сделал свое дело и «никакой будущности не имеет». Однако его критика была направлена не против «социальных идеалов» К. Маркса, а против «данного им обоснования этих идеалов» В работе «Теоретические основы марксизма» (1905) первая ее часть была посвящена критике материалистического понимания истории.

Начав критику с учения о производительных силах, М. И. Туган — Барановский указывал на то, что у К. Маркса этот термин употребляется в различных и даже противоречивых значениях. Поэтому необходимо установить правильное понимание этого термина и затем дать его оценку. Русский мыслитель был не согласен с К. Марксом также в том, что учение о производительных силах и о классовой борьбе у него составляют одно неразрывное целое. Не соглашаясь с К. Марксом, он, однако, не считал нужным отбросить экономический материализм как «одностороннюю и ошибочную историко-философскую систему», а лишь признавал подвергнуть его «некоторой реконструкции», после чего тог «мог бы стать вполне пригодным орудием научных исследований».

Несогласие и критику вызывала у М. И. Туган — Барановского трактовка в марксизме положения о «первичности бытия над сознанием». По его мнению, «общественное бытие есть не только причина, но и продукт сознания». Это несогласие особенно проявлялось в связи с утверждением в марксизме идеи о том, что духовная жизнь является идеологической надстройкой на экономическом базисе и выступает функцией классовой борьбы. По убеждению М. И. Туган — Барановского, что касается отношения к высшим областям духовной деятельности человека — науке, философии, искусству, морали, религии — недостаточность теории классовых интересов очевидна. Научное и философское познание следует своим логическим законам, «не имеющим ничего общего с интересами классов». С духовной точки зрения главное, что не удовлетворяло русского мыслителя, было то, что вся система общественной философии марксизма «проникнута принципиальным отрицанием этики».

Идеал развития социальной теории М. И. Туган — Барановский видел в форме гармонического соединения «социальной практики с социальной теорией, практического идеализма с теоретическим идеализмом». В этом плане одним из важных аспектов его научной деятельности была проблема разработки методологии научного познания в социальной сфере. Она рассматривалась им в работах «Очерки из новейшей истории политической экономии» (1903) и «Основы политической экономии» (1909).

Исходным моментом каждой социальной науки для М. И. Туган — Барановского являлось признание тесной взаимной зависимости, взаимодействия всех моментов социальной жизни, образующих, благодаря этому, одно связанное, неразрывное и неделимое целое, «один организм, несмотря на множественность проявлений общественной жизни». В этой установке достаточно явственно просматривается связь с «плюралистической теорией» М. М. Ковалевского, признававшей многофакторность общесгвенных процессов и направленной против монистической концепции «экономического детерминизма» К. Маркса. Однако подобная методологическая установка у М. И. Туган — Барановского выходила за рамки «классического позитивизма», которого придерживался М. М. Ковалевский, и была во многом созвучна идеям, в частности М. Вебера.

Рассматривая соотношение теории и факта, М. И. Туган — Барановский особое внимание уделял принципам описания и объяснения социальных фактов, поскольку многие из его работ строились на обобщении огромного количества социальных фактов. Одну из ключевых проблем социальной методологии в процессе отбора и описания фактов он видел в достижении единой точки зрения, независимой от частных интересов, оценочных суждений. Вместе с тем, ученый понимал, что на результаты социального познания влияют практические интересы тех или иных социальных труни. Выйти из круга зависимостей, выражающих точки зрения различных классов, он пытался через этику, нравственное сознание, которое, но его мнению, исходит из интересов человека вообще и дает возможность создать единую общественную науку.

Однако на этом русский мыслитель не остановился, ибо такой этический элемент, как «должное», в угоду которому часто трактуются факты, по его мнению, может подорвать объективность социального знания. Чтобы он не подрывал этой объективности, необходимо четко различать сущее и должное, что достигается сведением социального явления к причинно- функциональным зависимостям, которые находятся вне всякой этики.

В рамках этой методологической установки М. И. Туган — Барановский решает проблему закономерностей в социальной сфере. Во-первых, по его мнению, социальные явления, как и явления природы, подчиняются причинно-функциональным закономерностям. Но эти закономерности имеют во многом условный характер, поскольку они, в одних случаях, могут наблюдаться, а в других — нет. Поэтому в социальной сфере полное предвидение невозможно. Оно, правда, было бы возможно при знании эволюционных законов. Но гак как общество не является организмом, то в нем отсутствует полное подчинение личности целому. К тому же имеется высокая подвижность социальных форм жизни, что делает невозможной повторяемость одних и тех же фаз развития в истории человеческих обществ. Отсюда никаких общеобязательных эволюционных законов в обществе нет. Эта идея прямо направлена против марксистской концепции общественно-экономических формаций, смена которых трактовалась фактически в духе социального фатализма. С точки зрения русского мыслителя, в обществе действуют не жесткие законы, а определенные тенденции развития.

М. И. Туган — Барановский, как и другие представители «легального марксизма», вкладывал в понятия «экономический фактор» и «экономика» широкий социально-духовный смысл, используя вместо них понятие «хозяйство». Под хозяйством им понималась не просто деятельность, направленная на удовлетворение насущных материальных потребностей, а определенная культурная ортанизация, составляющая социальную преемственность общественной жизни. Причем, чем выше ступень общественного развития, тем меньше в ней «собственно хозяйственной деятельности» и гем больше возрастает роль духовных потребностей. Это возрастание духовных потребностей и уменьшение социального значения чисто хозяйственного момента, являются, но мнению М. И. Туган — Барановского, показателем социального прогресса.

Общественный прогресс русский социолог рассматривал как переход от антагонистических хозяйственных систем к гармонической (солидарной) системе, который осуществляется не стихийно, как это имеет место при капитализме, а сознательно. Это сознательное движение к гармоническим общественным отношениям он связывал с воплощением социалистического идеала и искал для него адекватные пути воплощения в жизнь. Социальным идеалом, по убеждению М. И. Туган — Барановского, является не поглощение личности обществом, а наоборот, как возможно большая свобода каждой человеческой личности. Для него было совершенно ясно, что «каждая человеческая личность есть бесконечная ценность». Поэтому необходимо признать идею равноценности человеческой личности основной этической идеей современного социализма.

Эго теоретическое обоснование социализма М. И. Туган — Барановский относит к И. Канту, хотя и не считает его социалистом, поскольку гот в своей «Метафизике нравов» защищает право частной собственности на землю и другие средства производства. В этом отношении русский мыслитель как истинный социалист считал, что «частная собственность на средства производства несовместима с нравом человека на свободу и равенство». Право частной собственности на средства производства, но неумолимым законам хозяйства, неизбежно превращается в право эксплуатации одними людьми других, неизбежно ограничивает свободу личности трудящегося человека. Так как в основе индивидуальной и общественной жизни лежит хозяйство, вне которого невозможно никакое реальное обеспечение права, то социализм естественно приходит к требованию преобразования современного устройства хозяйства.

М. И. Туган — Барановский не отрицал социализма, его идеалов, он искал оптимальные пути его реализации, пути, обеспечивающие «абсолютную ценность человеческой личности». Он находил воплощение своей идеи в «этическом социализме». Центральной, с практической точки зрения, глобальной проблемой социалистического общественного устройства является проблема гармоничного сочетания частного и общественного интереса, личности и социального целого. М. И. Туган — Барановский стремился дать ее решение, выйдя за рамки оргодоксальной теории общества, принятой в марксизме. Сохраняя социалистический идеал, ориентированный на сознательную орсанизацию общества, он свой выбор сделал в пользу введения такой хозяйственной формы деятельности, как кооперация.

Анализу социологических проблем кооперации М. И. Туган — Барановский посвятил специальную работу «Социальные основы кооперации» (1919). Он считал, что единственным примером новых форм хозяйственных организаций, возникших как результат сознательных усилий широких общественных групп преобразовать в определенном направлении капиталистическую систему хозяйства, являются кооперативные предприятия. Кооперативную организацию трудовой деятельности М. И. Туган — Барановский противопоставлял как капиталистической организации труда, так и государственному социализму. В его понимании государственный социализм объединяет и организовывает национальный труд на принудительном начале, между тем как трудовая кооперация выполняет то же на началах полной свободы грудящихся. В такой организации первенство отдается не капиталу и не вещам, а человеку и она должна опираться на духовно-нравственные основания. Общество должно превратиться в добровольный союз свободных людей, стать свободным кооперативом. К сожалению, многие идеи М. И. Туган — Барановского, касающиеся организации хозяйства, оказались невостребованными.

 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы