МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ЗВЯЗИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ В РАННИЙ ПЕРИОД ИХ ИСТОРИИ

Интегративные поликультурные таблицы Осетинско - балкарски - карачаевские культурные связи

Общие черты

Осетины

Балкарцы и карачаевцы

Проблема средневековых алано- тюрских (половецких связей

Проблема алано-тюрских связей впервые была освещена в трудах В.Миллера и М.Ковалевского.

Собранные ими материалы (топонимические) поставили перед исследователями вопрос о роли аланского компонента в формировании балкарского народа

Исследователи относят время заселения половцами территории современной Балкарии к XV в. Половцы и аланы покинули равнину Центрального Кавказа и укрылись в горах после разгрома их Тимуром. Аланы, попавшие в тюркоязычную среду были со временем ассимилированы.

Общие фамилии

Многие дигорские роды считают родиной своих предков соседнее Балкарское ущелье. Выходцами из Бал- карии считают себя Гациевы, Нафисвы, Гудисвы, Джсрае- вы. Базисвы, Ассоновы. Цалкасвы, Эдикасвы и др. Проф. Г.А.Кокиев считает, что Каиуковы, Абисаловы, Тугановы, Кубатисвы имеют типичные для тюрков черты.

В Балкарии встречаются фамилии, ведущие свое происхождение из Осетии. Например, это фамилии Тюбеевых, Жантуевых, Балаевых, Хутусвых. У балкарцев, карачаевцев и осетин имеется много общих фамилий: Абаевы, Газасвы, Касаевы, Тменовы идр. Тюрскими по происхождению считаются фамилии Царга- сата, Карабутаевы, Таймазовы. По преданию предками Кантеми- ровых были ногайцы.

Лексика

Акад. В.И.Абаев выявил 200 староосстинских слов в балкарском и карачаевском языках.

Материальная культура

Балк.-кар. Пахатнос орудие (сабаи агьач) абсолютно аналогично осст. Пахотному орудию (дзыбыр). Общими у двух народов были и коса и деревянные грабли с вертящимися зубьями.

Половцы унаследовали аланские с/х орудия, навыки и приемы ведения хозяйства. Повсеместное распространение имели аланские земляные ямы для хранения зерна.

Осетинский парный счет

У самих осетин десятичная система замещена двацатич- ной, по примеру соседних афстичсских языков.

У балкарцев в скотоводческой практике применялся осетинский парный счет, который ведется по старой иранской десятичной системе.

Почитание очага

У осетин с древнейших времен существовали обряды, связанные с очагом и надочажной цепью. Их называли домашними ритуалами.

Балкарцы и карачаевцы также свято оберегали очаг. С ним была связана вся домашняя обрядность горцев.

Архитектура

У осетин, балкарцев и карачаевцев сходны склсповыс

Исслед. В.Миллер и М. Ковалевский отмечали: «Башни по кладке

Общие черты

Осетины

Балкарцы и карачаевцы

сооружения. Например, «Городок мертвых» в верховьях Черска и группа надземных склепов в Верхнем Чегеме аналогичны склепам Дигории (Дзинага, Хазнидон).

и по форме напоминают башни горной Осетии. Вероятно, строители их были предки осетин».

Ныхас

Большую роль в общественной жизни как балкарокарачаевского, так и осетинского села играл ныхас (ны- хаш - осет., хаса- балк., ныхъыш балк.).

Балкаро карачаевский и осетинский ныхасы уходят корнями в аланскую эпоху.

Обычай старшинства за столом

У осетин перед старшим ставилась голова, курдюк и шея.

За столом у каб.-балк. ставят перед старшим правую половину головы и часть курдюка.

Традиционная пища

Зерна -

Кырзын, чурек - Дзыгка, фитчин -

Черна

Керзен

Дзыка, хсчен (пироги с мясом и сыром).

Музыкальные инструменты

Арфа, занесенная на Кавказ скифами, была известна и аланам.

От алан арфа была унаследована балкарцами и карачаевцами.

Танцы

Осетинский танец чепсна. И в Осетии, и в Балкарии с большим искусством танцуют плавные танцы (ханты кафт)

Балк. танец голу.

Кар.-балк. танцы чрезвычайно похожи на осетинские. Этот танец близок к осет. Чепена.

Одежда

«Цыбыр»/»цубцр курат» - короткий бешмет (женская одежда)

«Чубур», т.е. «короткий» у карачаевцев или «чуба» у балкарцев.

Мужской головной убор

Осет. войлочная шляпа имеет невысокую круглую тулью и широкие ПОЛЯ. В Осетии были распространены кар.-балк. шляпы.

У карач. войлочной шляпы была высокая колпакообразная тулья и узкие поля (балк. Шляпы с перекрещивающимися на макушке шнурками).

Женская шапочка

Важным элементом праздничного костюма горских красавиц были головные уборы. Наиболее престижной считалась «золотая шапочка» близкая к кабардинской форме.

Шире был распространен другой тип - в виде невысокого цилиндра с плоским дном. Есть мнение, что эта форма шапочек была заимствована кабардинцами и Тулу у ногайцев (Кузнецова А.Я.).

Слово «алан»

Аланы - предки современных осетин.

На языке балкарцев и карачаевцев слово «алан» означает «друг».

Осетино-вайнахские этнокультурные связи

Общие черты

Осетины

Вайнахи

Единство языческих божеств

Аларды (божество оспы) Илия (бог 1рома)

Афсати (божество охоты)

Г ель - Ерды

Сиелина

Елта

Тотемизм

У осетин, как у вайнахов с волками связано немало магических обрядов (волчий альчик является оберегом). Волк (Уархаг) выступает родоначальником нартов. Охота на оленей у осетин была строго ограничена. Существовало скифо-сарматское племя саков (оленей).

Новорожденных у ингушей часто нарекали Борз (волк). У ингушей волк является олицетворением храбрости. Встреча с волком означала счастливый путь. Волчий альчик является оберегом. У ингушей существовало поверье, что семью охотника, убившего много оленей, будут преследовать несчастья.

Нартовский эпос

Нарговские сказания осетин распространены среди многих народов Кавказа, в том числе и у ингушей.

Ингушские нартские сказания особенно близки к осетинским не только по названиям героев, но и по сюжету.

Общие фамилии

У осетин и ингушей много одноимённых фамилий: Дударовы, Калоевы, Лья- новы, Гардановы, Дуровы, Хутиевы и т.д.

Ингушские фамилии Г айтовых, Т аутиевых, Льяновых, Дуровых, Дударовых ведут своё происхождение из Осетии.

Архитектура

Многие памятники материальной культуры осетин и ингушей имеют поразительное сходство (боевые и жилые башни, склепы). Жилая башня - ганах у осетин. Вайнахский вариант башенной архитектуры был распространен в Восточной Осетии.

В Осетии известно несколько боевых башен, построенных ингушскими мастерами: башня Мамсуровых (с. Даргавс), Калоевых (с. Калотыкау), Дзугаевых.

Жилая башня - гала у ингушей. Многие боевые башни вайнахов были аналогичны осетинским.

Города мертвых

В Осетии в Селениях Дар- гавс, Джимара, Махческ. Почти не отличался у этих народов и обряд пофебе- ния в наземных склепах. Ладьеобразная колода, находимая в склепах осе-

В Ингушетии - в селениях Фалхан, Салги. Ученый Л.П.Семенов отмечал сходство ингушских наземных склепов с осетинскими не только в основных архитектурных

Общие черты

Осетины

Вайнахи

тин и ингушей, относится к аланской эпохе. А рогооб- разный женский головной убор - курхарс, встречавшийся только в ингушских женских погребениях, по мнению исследователей, является наследием древних иранцев: он напоминает один из вариантов скифского головного убора.

формах, но и различных характерных деталях: желтая окраска склепов, одинаковое устройство лазов и их затворов, отпечатки рук на стенах, глубокие ниши в полуподземных склепах (в Ингушении - в селении Салги, в Осетии - в селениях Даргавс, Кобан).

Похоронный обряд

У осетин близкие родственники выражали свою печаль самоистязанием и громкими воплями, а женщины совершали ирон фандаг (букв. - осетинская дорога) - очень сложный ритуал оплакивания.

Такие же обычаи были приняты и у вайнахов: близкие родственники громко рыдали, царапали ногтями лицо, рвали волосы. Как и у осетин, похоронные обряды ингушей включали скачки и стрельбу в цель. Шегрен описал обрезание косы у вдовы и посвящение коня покойнику, которые бытовали у осетин и ингушей.

Свадебная обрядность

Ингушский свадебный цикл аналогичен осетинскому. При заключении брака у тех и других требовалось согласие всех родственников брачующихся. Особо учитывалось мнение дяди по матери. Срок от сговора до свадьбы зависел от уплаты калыма.

Ингуши, как и осетины, выполняли такие обычаи, как трехкратное обведение невесты вокруг очага, преграждение дороги свадебному поезду, подношение невестой чаши меда свекрови, торжественные проводы молодой к речке ит.д.

Кровная месть

Кровная месть у осетин и ингушей охватывала широкий круг родственников - до третьей степени родства, продолжалась годами, нередко приводя к истреблению целых фамилий.

Сходным было примирение кровников, совершавшееся почетными стариками по определенному ритуалу, с уплатой виновной стороной «цены крови» и устройством «кровного стола».

Система побратимства

Молодые люди, решив стать побратимами, бросали серебряную монеты в чашу с хмельным напит-

«Побратавшиеся, - писал Б.Далгат о ингушах, считаются родными, делают друг за друга различные

Общие черты

Осетины

Вайнахи

ком, пили его, принося клятву, что останутся братьями до конца своих дней.

дела, однако за смерть одного не мстит другой, это дело однофамильцев».

Этногенез

По исследователям археологов, ареал распространения аланских катакомбных могильников охватывает весь восточный Кавказ, что позволяет говорить об активном участии алан в этногенезе вайнахских и ряда дагестанских народов. Воздействие осетин на ингушей, в частности дже- раховцев, было настолько глубоким и всесторонним, что письменные источники XIX века иногда прямо причисляли последних к «осетинскому племени».

В историческом прошлом целые группы алан находили приют в среде вайна- хов и, постепенно растворяясь в ней, оказывали на неё своё влияние. Монгольский погром окончательно подорвал владычество алан на Северном Кавказе. Опустевшие земли на западе, на равнине, были заняты кабардинцами, а на востоке - вай- нахами, которые освоили нижкие предгорья, прите- речную равнину и долину р. Армхи (В.П.Кобычев).

Средневековые

храмы

В качестве языческих святилищ осетины и вайнахи широко использовали средневековые христианские храмы и часовни. Таких храмов, например, только в Куртатинском ущелье Северной Осетии было несколько: Уастыр- джи Кувандон (святилище ев. Георгия в с. Дзивгис); Гулийа Уастарджи (святилище ев. Георгия в сел. Гули); Хуцауы Дзуар (святилище во имя Бога в сел. Лац).

Христианские храмы, превращенные в языческие святилища, отмечены в значительном количестве в горной Ингушетии. В качестве примера можно указать на знаменитый храм Тхаба-Ерды в верховьях р. Ассы, считавшегося покровителем «лучших галгаевских родов».

Общие черты

Осетины

Грузины

Общие фамилии

Основы грузиноосетинских дружественных взаимоотношений были заложены в глубокой древности. Появление грузинских поселенцев в Дигорском ущелье объясняется большей частью их бегством сюда от кровной мести. От грузин происходят фамилии: Хами- цаевы, Рамоновы, Ме- чиевы, Гагкинаевы.

В эпиграфических материалах из Мцхета-Армави (1-2 в.), встречаются собственные имена сармато-аланского облика: Зевах (ленивый); Хсефарнуг (наделенный фарном); Шарагас, Иодманган, Аспаурукия и др. По преданию, родоначальниками родов Эристатов Ксанских и Арагвских считаются два осетинских князья Ростом и Сидамон.

Данные языкознания

В. И. Абаев пишет, что бросается в глаза близость всей фонологической модели в армянском, осетинском и картвельском языках. «Осетино-грузинские культурные контакты начались на заре нашей эры... вполне естественно поэтому, что они оставили заметный след в обоих языках. Как ни показательны материальные лексические заимствования, о глубине взаимных связей еще красноречивее говорят схождения в области семантики, идеомантики, фразеологии».

Грузинский язык усвоил из алано-осетинского языка более 100 слов (М.К. Андро- никашвили). Проникновение в грузинский язык осетинской лексики постоянно изменяло артикуляционную базу грузинского языка в строну сближения её с таковой же осетинского языка. «История языков грузинского и осетинского народов может вскрыть многое из их давнишних связей, значительно более глубоких и интимных, чем это видно на поверхности исторических и иных показаний, взаимоотношения грузинского и осетинского языков можно назвать скорее взаимопроникновением, 1ра- ничащим с двуязычием, нежели с взаимовлиянием». (Г.С. Ахвледиани).

Династические браки

Дочь овского царя Аль- да Аланская царевна Борена

Дочь царя Худдана Бур- духан

Давид Сослан

Грузинский царь Георгий 1 Сын Георгия 1, Ба1рат IV Грузинский царь Георгий 111 Царица Тамара.

Общие черты

Осетины

Грузины

Христианство

В 7-ом веке в Осетии бурно расцвело христианство. По грузинским источникам в это время осетины построили до 50 церквей (3. Чичинад- зе). Святая Нина в равной мере является просветительницей в Грузии и Осетии. Апостол Андрей был в Грузии и Осетии.

Христианство среди осетин распространячлось грузинскими миссионерами. В.А. Кузнецов считает, что Ну- зальская часовня, церкви в Лезгоре (Донифарс), Галиаге, Лаце, Фараскате были возведены при содействии грузинских миссионеров. В 1107 г. грузинская церковь объявила осетина Багдраса (принявшего смерь за христианство в 1 в.н.э.) святым и его днем установила 15 апреля.

Нартовский эпос

Участие грузинского духовенства в открытии первой осетинской школы в Моздоке, появлении первой печатной книги на осетинском языке.

Исследователь Ш. Дзидзигу- ри выявил отголоски осетинского нартского эпоса в фольклоре Горной Рачи (циклы Урузмага и Сатаны, Сослана и Батраза).

Костюм

Осетинское шерстяное сукно было довольно популярно на Кавказе и активно сбывалось на рынках Грузии. Для обозначения черкески в осетинском языке употребляется «цухъа», а в грузинском - «чоха» (чоха восходит к североиранскому со значением «верхнее платье».

Ткани из льна, конопли, хлопка и шелка, по сведениям Вахушти, везли из Грузии в Осетию. Грузинское «кааба» и осетинское «къаба» восходят к ираноязычному лексическому фонду со значением «верхнее платье». Грузинская номинация войлочной шляпы «набдис куди» является калькой осетинского «нымат худ».

Женский головной убор

В Осетии девушки носили невысокие конку- сообразные шапочки из бархата, поверх которых повязывали ажурный платок. С помощью сорванного платка можно было прекратить любую ссору у двух народов.

В Восточной Грузии девушки носили специпальные головные уборы и небольшие платки. Замужние женщины покрывали голову большим платком. «Мандили» в горной Грузии считалась символом моральной чистоты женщины.

Бурки

Осетинские бурки в Грузии выполняли функции эквивалента в

К числу заимствованных аланизмов в грузинском языке относится «набади» (бур-

Общие черты

Осетины

Грузины

меновой торговле двух государств.

ка/войлок).

Пиво

К числу кавказского этнического наследия относится батаны (пиво), которое, как показал В.И.Абаев, было занесено на Кавказ предками осетин и называлось алутон.

Название осетинского пива алутон сохранилось еще в форме луди у соседей - горцев Грузии, заимствовавших культуру нива у алан-осетин.

Обычаи и обряды

Г рузинские этнографы показали детальное совпадение прав и обязанностей шафера и кума на осетинской и грузинской свадьбе.

Д.Г.Гиоргадзе считает, что поминальные скачки и конные игры есть результат осетинского влияния на грузинскую культуру.

Общие черты

Осетины

Кабардинцы

Первый период этнокультурного обмена (1-ХП/ вв.)

В этот период аланы, оказавшись в высокогорных районах Центрального Кавказа, вынуждены были пользоваться фактами адыгской культуры. Известно, что горцы издавна были зависимы от жителей равнины, имеющих более выгодные условия для хозяйственно-культурного и социально-экономического развития

В XVI - XVII вв. Кабарда, переживавшая расцвет феодализма достигла значительного могущества и получила преобладающее влияние на Северном Кавказе. Эпитет «кабардинский» был в это время синонимом изысканности. К этому периоду относится ряд заимствований из кабардинского в осетинский» (В.И.Абаев).

Лингвистические

взаимовлияния

«В настоящее время отмечена значительная группа адыгских элементов в осетинском языке» (В.А.баев).

По оценке специалистов, во всех абхазо-адыгских языках зафиксировано также некоторое число аланизмов, то есть староосетинизмов, которые проникли в них до XVIII века.

Общие фамилии

Некоторые осетинские антропонимы имеют адыгское происхождение, например Дахцико (маленький красавец - из кааб.); Афако (сын молнии); Пасыпхан - счастливая. Осетинские фамилии Кайтуковы, Сосрано- вы, Шавлоховы, Увижевы ведут свое происхождение из Кабарды.

Осетино-кабардинское фамильное сходство: Тугановы, Дударовы, Согаевы, Налоевы, объясняется оседанием осетин в послемонгольский период в Кабарде с XIII века. Эти фамилии имеют однофамильцев в Осетии. Кабардинские фамилии Кушховы, Шогеновы, Бетрозовы, Агузаровы, Сокуровы, Налоевы, Темиркановы, Тугановы, Кардановы, Бацеже- вы ведут свое происхождение от осетин.

Интерьер

Название кровати в осетинском языке «сынтаг». Оно восходит к индоевропейским понятиям «ложе», «колыбель». Разные кресла-диваны были широко распространены в Осетии до нач. XX века и предназначались для мужчин.

Основа осетинского слова «сынтаг» прослеживается в кабардинском названии резного деревянного дивана «шентжъей», что означает «скамья для спанья». Женщины не имели права садиться на такие диваны.

Внутреннее убранство жилища

Фынг - невысокий круглый столик на трех ножках (его появление восходит к скифским временам).

Фынг был обязательным атрибутом внутреннего убранства жилища адыгов.

Этикет

Основные конструктивные принципы адыгского этикета (адыга-хабзе) до тонкостей соответствуют многим положениям осетинских норм поведения (ирон агдау). Основными нравственными понятиями осетинского народа являлись гостеприимство, уважение к женщине и старикам, верность дружбе, скромность и др.

«В кавказском мире наиболее совершенным признавался вариант адыгского этикета, выработанного кабардинцами» (Бгажноков Б.Х.). Системообразующими элементами адыгов является человечность, у важ ител ьн ость, п очтител ь- ность, достоинство. Все эти принципы постоянны, равнозначны и не существуют друг без друга.

Культ грома

Культ грома и связанная с ним обрядность сопровождались пением и танцами, известными у осетин под названием «Цоп- пай».

Культ грома сопровождался пением и танцами, известными под названием «Щебле-уэрэд». Также одинаковой у двух народов была обрядность вызывания дождя.

Праздник начала

весеннее-полевых

работ

Главный персонаж осетинского праздника - ряженый человек - «май- мули».

Главный персонаж праздника - «ажегьафз» - ряженый клоун.

Традиционный костюм

По мнению специалистов, осетины и адыги заимствовали лексему «хитон» («хадон», «хъыдан») в эпоху существования в Причерноморье греческих колоний.

В современном кабардинском языке отрез материи звучит - «хъыдан». Эта номинация связывается исследователями с осетинским «хадон» - нательная одежда из льняной ткани.

Корсет

Корсеты использовались в Дигории и Тагаурии, чьи феодалы находились в родственных связях с Кабардой.

Корсет был обязательным атрибутом женского национального костюма феодальных верхов Кабарды.

Кулинария

От кабардинцев осетины восприняли мясной соус «лывза», название которого является кабардинским «лыбжьэ».

Пирог с сыром был заимствован в Кабарде от соседних осетин. Малая Кабарда от осетин восприняла и пироги с сыром и зеленью.

Общие черты

Осетины

Абхазы

Данные топономики

У авторов XIII века территория Алании простиралась до верховьев Кубани, Зеленчука и Большой Лабы. Алано-абхазские лексические схождения проявляются в терминах, обозначающих предметы растительного и животного мира.

В топономических названиях районов, примыкающих к Абхазии, исследованных акад. В.И. Абаевым распознаются осетинские названия: Сирх (красный) - название горы; Фарс (сторона) - приток Лабы; Загдан (оленья река) и т.д.

Общие фамилии

Свыше десятка насчитывают идентичные фамилии, бытующие среди осетин и абазин. Часть южных абазин имела второе название «аланеты».

Абхазские фамилии Осия, Шар- мат, Алания связаны с ассимиляцией в Абхазии алан в далеком прошлом. В Кувинском ущелье на р. Зеленчук были выявлены имена Алан, Ашибоко.

Общие боги

Аларды (божество оспы) Анигол (бог пчеловодства) Мыкалгабырта (архангелы Михаил и Гавриил)

Фыд Иуани (отец Иоанн)

Зэсхан

Анана-Г унда Мэкамгариа

Дад Иуана

Нартский эпос

Осетинский Созруко Осетинский Хамыц Осетинская Сатана Осетинская Агунда

Абхазский Сосэрга Абхазский Хамэч Абхазская Сатани Абхазская Гунда.

Лексика

Всего выявлено 57 общих слов, свидетельствующих о том, что в период алано-абхазского соседства два языка взаимообогаща- лись лексическими элементами (В.Абасв).

Похоронно- поминальная обрядность

Общими у двух народов были посвятительные обряды с конем, скачки, устройство манекена и одежды усопшего на поминках. С погребальной обрядностью связано исполнение абхазской величальной песни «азар», на осетинское происхождение которой указал В.Абасв.

Культ духа- покровитсля

С раннего средневековья у двух народов прослеживаются единые истоки культа духа-покровитсля семьи, а именно: наличие зарежанной курицы у осетин или петуха у абхазов и др.

Народные музыкальные инструменты

По определению В.Абаева, абхазский ачарпан (свирель) «двойник осетинской уадынз». Ученый указывает на распространение у абхазов арфы аналогичной осетинской и сванской. «Мелодии абхазских песен весьма близки осетинским, а в некоторых случаях совершенно с ними тождественны».

Кулинария

Одним из популярнейших блюд осетинской и абхазской кулинарии была «дзыкка» - каша из свсжсго сыра с добавлением муки.

Общие черты

Осетины

Донские казаки

Территория расселения

2 тыс. д.н.э. - XVI в.н.э. Доно-Волжское междуречье, Северный Кавказ

XVI - XVIII вв.н.э. Доно- Волжское междуречье.

Военно-дружинный

быт

Нартовская вольница мифических времен. Основное занятие - война и гульба. «Нартовский эпос осетин»,

Картина МТуганова «Пир Нартов».

Военно-дружинный быт наблюдался на юге России до 18 в. (Запорожская Сечь) Гоголь Н.В. Тарас Бульба; Репинские «Запорожцы».

Танцы

«Лихие и опасные танцы нартов. Читая описание казачьей пляски, «мы вспоминаем могучий, сотрясающий землю нартовский пляс, перед заражающей силой которого не могли устоять даже такие почтенные старики, как Урузмаг» (В.Абаев)

Вольные, бешеные пляски казаков.

«Земля глухо гудела на всю округу. Нельзя было видеть без внутреннего движения, как все отдирало танец, самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо свет... Эх, если бы не конь - воскликнул Тарас - пустился бы, право, пустился бы сам в танец» (Гоголь Н.В. Тарас Бульба).

Тактика боя. Вооружение.

Застать неприятеля врасплох, рассыпаться в степи, собраться в условленном месте и ударить по врагу. Вооружение - длинные копья.

Неожиданность нападения, тактика притворного отступания. Основным атрибутом вооружения являются длинные копья.

Отношение к женщине

У алан женщина всегда пользовалась большим уважением. В могилах скифского периода 20 % женских захоронений в боевых доспехах. Известные воительницы: Амага, Зарина, Томарис и др.

Казаки всегда с большим уважением относились к женщине. Иногда жены казаков принимали участие в боевых действиях наравне со своими мужьями.

Почитание старших

У осетин основой семейного быта служит уважение к пожилым людям. Каждый встает

Почитание к старшим было обязанностью молодых казаков. Молодежь не имела права садиться в присутствии

при входе старшего, независимо от его социального положения.

Роль стариков в примирении сторон также была велика. Старейшины шли к потерпевшим вместе с обидчиками и просили примирения. Виновная сторона вставала на колени. Боясь бойкота со стороны односельчан (хъоды), семьи мирились.

стариков.

Старые казаки заставляли обидчика пойти к потерпевшей стороне и просить прощения. Иногда сам атаман шел с казаками к обиженному и склонял его на мир.

Г остеприимство

Того, кто к ним приходит, писал Карл Кох, осетины охотно принимают и не только поят и кормят, но и предоставляют ему ту же защиту, какой пользуется каждый член семьи.

Великий Дон с далекой древности был известен своим гостеприимством. Русский, калмык, татарин, убежав на Дон к казакам чувствовал себя в полной безопасности. Все знали, что «с Дона выдачи нет!»

Внешний вид, одежда.

Массагеты (скифское племя) носили яркие красные или голубые кафтаны. Красный цвет был также популярен и у алан (М.Хоренаци). Массагеты брили голову, оставляя усы, а на бритой голове - чуб. Путешественник А.Марцеллин писал, что аланы страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей.

Голубой и красный цвета до сих пор являются основными в казачьей цветовой гамме. Русский князь Святослав брил голову и бороду по примеру алан. Взгляд Степана Разина приводил в трепет даже его сподвижников. В черных глазах его горел высокий ум, непреклонная воля.

Изображение оленя

Олень - излюбленное животное осетинского фольклора. В. Абаев пишет, что название оленя «саг» возводится к самоназванию скифов «сака», по своему тотемному животному - оленю. В Осетии есть топонимы с приставкой саг: Сагрындз (оленья

Древняя войсковая печать донских казаков изображала бегущего оленя, пораженного стрелой. В 12 веке на Волге стоял юрод Саксин. В Среднем Поднестровье с 1101 года приводится в летописях город Саков.

тропа), Саг дур (олень камень), Сагбарз (олений холм) и т.д.

Любовь к Родине

Эти гордые рыцари степей мечтали быть похороненными в родной земле.

По легенде, души казаков, погибших на чужбине, просят перенести их кости на Родину.

Родина нартовского эпоса

«Южнорусские и северокавказские степи... Родина нартовского эпоса. Кого и чего только не видели они на своих необъятных просторах. И что это была за необыкновенная школа удальства, вольнолюбия и молодецкого разгула! Не эти ли привольные степи питали тот дух презренья, которым проникнуты Нарты и который породил единственное в своем роде явление русской истории, называемое казачеством? Мудрено ли, что именно здесь выковывались могучие, истинно эпические характеры от нартовских Урузмага и Сослана до гоголевского Тараса и исторического Степана Разина» (В.Абаев).

Атаман

Атаман - звание выборного вождя в казачьих обществах. Происхождение этого термина и его строение связано с гото-германской или асаланской речью, где «atta» переводится как отец, а «mann» - муж, витязь. Первоначальное значение слова «отец мужей» сохранилось в памяти казаков, как «отец атаман», «батька - атаман» (Казачий словарь-справочник).

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ