Д.Н. Замятнин: проведение реформирования юридического ведомства и проведение судебной реформы 1864 г.
Д.Н. Замятнин[1] происходит из дворян Нижегородской губернии. В 1823 г. с серебряной медалью окончил Царскосельский лицей (III выпуск). По рекомендации Е.А. Энгельгардта, директора лицея, он был зачислен в Комиссию по составлению законов, которой фактически руководил граф М.М. Сперанский. В 1825 г., с закрытием этой Комиссии, Замятнин перешел старшим помощником во вновь учрежденную Собственную Его Императорского Величества Канцелярию. Здесь с самого начала ему поручено было собирание материалов для составления части гражданских законов об имуществах и материалов по истории судебных мест, начиная от Соборного уложения 1649 г. В дальнейшем Д.Н. Замятнину стали давать более ответственные поручения: он составил для Свода законов разделы о даре и о взысканиях, о ревизиях, о паспортах, о беглых, о колониях, о карательных постановлениях по выборной службе, некоторые главы устава о предупреждении и пресечении преступлений и др. Особо значимым был его вклад в составление Свода законов для Западных губерний. Его талант как мастера составления законопроектов был замечен и отмечен.
В последующая карьера Д.Н. Замятнина была связана с судебным ведомством (в 1848 г. он был назначен членом Консультации, учрежденной при министре юстиции, а в 1849 г. назначен исправляющим должность обер-прокурора 2-го департамента Сената; в 1852 г. Д.Н. Замятнин назначен сенатором; в 1858 г. - товарищем министра юстиции; в октябре 1862 г., после отставки министра юстиции графа Панина, был утвержден в должности управляющего Министерством юстиции, а 1 января 1864 г. утвержден в должности министра юстиции и генерал-прокурора.
С приходом Замятнина «канцелярский дух» панинского министерства сменился демократичной и деловой атмосферой. Он собрал команду энергичных, трудолюбивых и инициативных юристовпрофессионалов (их прозвали в министерстве «могучей кучкой»), существенно продвинувших дело подготовки и осуществления величественной Судебной реформы[2]. Министр отличался своей «необычайной добротой», доступностью и отзывчивостью. Благодаря его гигантским усилиям тощий бюджет Министерства юстиции был значительно увеличен, что было залогом успеха в реализации Судебной реформы.
Следуя примеру великого князя Константина Николаевича, отличавшегося свободными либеральными взглядами, Д.Н. Замятнин поощрял в Министерстве групповое обсуждение правовых вопросов[3]. Он учредил официальный печатный орган министерства «Журнал Министерства юстиции» как трибуну для дискуссий по правовым проблемам. Интересно, что статьи, представленные к публикации в «ЖМЮ» и уже увидевшие свет, обсуждались сотрудниками министерства.
Сам Д.Н. Замятнин стал одним из наиболее активных деятелей Судебной реформы. Важнейшим документом, в значительной мере обусловивший конфигурацию будущей реформы суда стало обширное собрание «замечаний министра юстиции» на проекты, подготовленные Комиссией по составлению уставов, рассмотренное Государственным советом. Он просматривал все изменения проектов, в которых было до 1100 статей, и собственноручно делал к ним замечания. В этих замечаниях министр Замятнин, в отличие от своего предшественника, показал себя поборником демократических основ Судебной реформы, нового суда (им предлагалась даже гласность допросов на следствии; предлагался, но, к сожалению, к вреду для ускорения и доступности правосудия, был отвергнут большой перечень кассационных поводов: 29 для гражданского и 24 для уголовного процесса).
Более того, уже вскоре после утверждения Судебных уставов, Д.Н. Замятнин попытался не просто укрепить судебную власть, но возвысить юридические ведомства (Министерство юстиции и 1-й департамент Правительствующего сената) за счет других правительственных ведомств. Он предпринял попытку, впрочем, оказавшуюся безуспешной, провести реформу Сената, которая могла бы привести к значительному росту авторитета и статуса судебной власти за счет умаления административной, создать прочные правовые основы административной юстиции[4]. То, как элегантно и в то же время жестко высшая администрация «похоронила» проект Замятнина, показывает, что, усмотрев угрозу для своего положения, бюрократия становится удивительно изобретательной в борьбе с этими угрозами.
- [1] Подр. о нем см.: Джаншиев Г.А. Страница из истории судебной реформы. Д. Н. Замятнин.М., 1883; Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 1914. С. 191-44; Звягинцев А.Г.,Орлов Ю.Г. Боец за судебную реформу. Генерал-прокурор Дмитрий Николаевич Замятнин //Под сенью русского орла. Российские прокуроры. Вторая половина Х1Х-начало XX в. М.:РОССПЭН, 1996.С. 77-0; Шахрай С.М., Краковский К.П. суд скорый, правый, милостивый иравный для всех. М., 2014. С. 575-8. Куломзин А.Н. Д.Н. Замятнин. Пг, 1914.
- [2] Джаншиев Г.А. Указ. соч. С. 232-8.
- [3] См.: Уортман Р.С. Властители и судии. Развитие правового сознания в императорскойРоссии. М., 2004. С. 426 и след.
- [4] 1,0 О попытке Д.Н. Замятнина реформировать 1-й департамент Сената см.: статья юрисконсульта Министерства юстиции А. М. Нолькена «Судебная реформа 1864 г. и Первый департамент Правительствующего сената. Историческая заметка». СПб, 1905 (оттиск статьи из