Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Информатика arrow Информатика
Посмотреть оригинал

ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА

Векторная графика используется для создания рисунков, а также графических объектов (чертежи, схемы и т.д.), для которых имеет значение сохранение четких и ясных контуров.

Векторные изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и т.д.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул. Например, графический примитив точка задается своими координатами (X, Y), линия — координатами начала (XI, Y1) и конца (Х2, Y2), окружность — координатами центра (X, Y) и радиусом (R), прямоугольник — координатами левого верхнего угла (X1, Y1) и правого нижнего угла (Х2, Y2) и т.д. Для каждого примитива задается также цвет.

Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем.

Векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Это возможно, так как масштабирование изображений производится с помощью простых математических операций (умножения параметров графических примитивов на коэффициент масштабирования).

Рисование с использованием векторных графических редакторов. Векторный графический редактор можно рассматривать как графический конструктор, который позволяет создавать рисунки из отдельных объектов (линий, прямоугольников, многоугольников, окружностей и др.). Объекты могут быть и трехмерными (шары, кубы и параллелепипеды, пирамиды и др.).

В векторных редакторах можно создавать текстовые области, в которых вводится и форматируется текст. Кроме этого, для ввода надписей к рисункам можно использовать так называемые выноски различных форм.

Векторный рисунок легко редактировать, так как каждый графический примитив может существовать как самостоятельный объект, который можно без потери качества изображения перемещать, изменять его размеры, цвет и прозрачность.

В векторном редакторе выделение объектов осуществляется с помощью инструмента Выделение объекта (на панели инструментов изображается стрелкой). Для выделения объекта достаточно выбрать инструмент Выделение объекта и щелкнуть по любому объекту на рисунке. Вокруг выделенного объекта появляется 8 меток в виде маленьких квадратиков по его периметру.

Если поместить указатель мыши на такую метку, то указатель мыши принимает вид стрелки, направленной в две противоположные стороны. Перетаскивая метку, можно изменять размер объекта.

Для перемещения объекта необходимо установить курсор внутри выделенной области (указатель мыши принимает вид стрелок, указывающей «на все четыре стороны») и перетащить объект.

Простой векторный графический редактор LibreOffice Draw или OpenOffice Draw входит в состав интегрированных офисных приложений LibreOffice и OpenOffice, удобный векторный редактор встроен в текстовый редактор Microsoft Word.

Видимость объектов. Каждый графический примитив рисуется в своем слое, поэтому рисунки состоят из множества слоев. Графические примитивы можно накладывать друг на друга, при этом одни объекты могут заслонять другие. Например, если сначала был нарисован прямоугольник, а затем поверх него окружность, то слой окружности будет располагаться поверх слоя прямоугольника и окружность заслонит прямоугольник.

Существует возможность изменения видимости объектов путем изменения порядка размещения их слоев на рисунке. Для этого используются операции изменения порядка, которые позволяют перемещать выделенный объект на передний план (в самый верхний слой рисунка) или на задний план (самый нижний слой рисунка), а также на один слой вперед или назад.

Заливка объектов. В векторных редакторах существует возможность осуществлять заливку объектов выбранным цветом (в том числе градиентную). При градиентной заливке интенсивность закраски может изменяться по длине, ширине или от центра объекта. Кроме того, объекты могут быть заштрихованы различным способом (линиями, квадратами и т.д.).

Прозрачность объектов. Для каждого объекта (слоя рисунка) можно задать степень прозрачности (в процентах от 0 до 100). При нулевой прозрачности объект, нарисованный на ниже расположенном слое, виден не будет. Наоборот, при 100%-ной прозрачности он будет виден полностью.

Группировка объектов. Отдельные графические примитивы можно преобразовать в единый объект (сгруппировать). С этим новым объектом можно производить те же действия, что и с графическими примитивами, т.е. перемещать, изменять его размеры, цвет и другие параметры. Можно и, наоборот, разбить объект, состоящий из нескольких, на самостоятельные объекты (разгруппировать).

Выравнивание объектов. Для большей точности рисования объектов в окне редактора по горизонтали и по вертикали размещаются линейки с делениями. Для выравнивания нарисованных объектов по горизонтали и вертикали используется сетка, к которой привязываются объекты. Точность привязки объектов можно менять, изменяя размер ячеек сетки.

Системы компьютерного черчения. Системы компьютерного черчения являются векторными графическими редакторами, предназначенными для создания чертежей. При классическом черчении с помощью карандаша, линейки и циркуля производится построение элементов чертежа (отрезков, окружностей и прямоугольников) с точностью, которую предоставляют чертежные инструменты. Использование систем компьютерного черчения позволяет создавать чертежи с гораздо большей точностью. Кроме того, системы компьютерного черчения позволяет измерять расстояния, углы, периметры и площади начерченных объектов.

Пространственные соотношения между реальными объектами (положение и ориентация объектов в пространстве и их размеры) изучаются в курсе геометрии. Важное место в школьном курсе геометрии занимают геометрические построения с использованием линейки и циркуля. Для создания геометрических моделей на компьютере удобно использовать системы компьютерного черчения.

Системы компьютерного черчения могут использоваться в школьном курсе технологии, так как позволяют создавать чертежи деталей, в том числе трехмерных. Такие системы позволяют грамотно оформить чертеж: обозначить на чертеже размеры деталей и сделать надписи в соответствии с существующими стандартами.

Системы компьютерного черчения используются в качестве инструмента автоматического проектирования на производстве, так как обеспечивают возможность реализации сквозной технологии проектирования и изготовления деталей. На основе компьютерных чертежей генерируются управляющие программы для станков с числовым программным управлением (ЧПУ), в результате по компьютерным чертежам могут изготавливаться высокоточные детали из металла, пластмассы, дерева и других материалов.

Система компьютерного черчения КОМПАС специально предназначена для обучения компьютерному черчению в школах. КОМПАС можно использовать для выполнения геометрических построений с помощью циркуля и линейки, а также при создании чертежей деталей.

Флеш-графика и флеш-анимация. Компьютерная анимация использует быструю смену кадров (как это делается в кино), которую глаз человека воспринимает как непрерывное движение. Чем большее количество кадров меняется за одну секунду (в кино в секунду сменяется 24 кадра), тем более полная иллюзия движения возникает у человека.

Флеш-анимация базируется на использовании векторной графики и представляет собой последовательность векторных рисунков (кадров). Кадр строится с использованием набора векторных графических объектов (прямых и произвольных линий, окружностей и прямоугольников), для каждого из которых можно задать размер, цвет линий и заливки и другие параметры.

Достоинством флеш-анимации является то, что нет необходимости прорисовывать каждый кадр. Достаточно нарисовать ключевые кадры и задать тип перехода между ними (свободная трансформация, трансформация с вращением, трансформация с отражением и т.д.). Редактор флеш-анимации автоматически построит промежуточные кадры. Если промежуточных кадров много, то анимация получается плавной, а если мало, то быстрой.

В процессе просмотра флеш-анимации векторные кадры последовательно появляются на экране монитора, что и создает иллюзию движения. При создании флеш-анимации можно задать количество кадров в секунду, чем оно больше, тем лучше качество анимации.

Достоинством флеш-графики и флеш-анимации является небольшой информационный объем файлов, и поэтому они широко используются на Web-сайтах в Интернете.

Форматы векторных графических файлов. Наиболее широко распространенным форматом векторных графических файлов является формат WMF, который используется для хранения коллекции графических изображений Microsoft Clip Gallery. Некоторые программы обработки изображений используют оригинальные форматы, которые распознаются только самой создающей программой. Например, векторный редактор OpenOffice Draw сохраняет файлы в собственном формате ODG, система компьютерного черчения КОМПАС — в формате FRM, а система векторной флеш-графики — в специализированном формате FFA.

Контрольные вопросы

  • 1. Почему в векторных графических редакторах можно изменять видимость объектов, образующих рисунок?
  • 2. В каких случаях полезно воспользоваться операцией группировки объектов?

Практикум к главе 3

Практическая работа 3.1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера Практическая работа 3.2. Кодирование текстовой информации Практическая работа 3.3. Кодировки русских букв Практическая работа 3.4. Вставка в документ формул Практическая работа 3.5. Форматирование символов и абзацев Практическая работа 3.6. Создание и форматирование списков Практическая работа 3.7. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Практическая работа 3.8. Перевод текста с помощью компьютерного словаря Практическая работа 3.9. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

Практическая работа 3.10. Создание плаката в Microsoft Word Практическая работа 3.11. Создание плаката в OpenOffice Writer Практическая работа 3.12. Создание плаката в настольной издательской системе Scribus

Практическая работа 3.13. Кодирование графической информации Практическая работа 3.14. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе

Практическая работа 3.15. Преобразование изображений в растровых редакторах

Практическая работа 3.16. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Практическая работа 3.17. Трехмерная векторная графика Практическая работа 3.18. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС Практическая работа 3.19. Анимация

 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы