Что регулирует этические аспекты деловых отношений?

Сегодня морально-нравственные нормы взаимодействия в сфере деловых отношений зафиксированы на разных уровнях:

  • 1) нормативно-этические принципы, основанные на общечеловеческих этических нормах;
  • 2) кодексы профессиональной этики, содержащие принципы и правила, которым следует руководствоваться представителям определенной профессии;
  • 3) корпоративные этические нормы, содержащие свод правил и норм, принятых в конкретной организации.

Общечеловеческие морально-нравственные принципы, зафиксированные в этических нормах («не укради», «не убей», «не лжесвидетельствуй» и т.п.), в силу воспитания становятся внутренними, принятыми личностью регуляторами поведения, независимо от того, какую должность занимает и какую работу исполняет человек. Нормы — это общественные ожидания, которые предписывают нам определенное поведение. Эти принципы основаны, как правило, на нравственном воспитании или системе религиозных убеждений, измена которым приводит к внутреннему психологическому дискомфорту, угрызениям совести.

Рудольф и Кетлин Вердербер, авторы многократно переизданного в США и других странах учебника «Психология общения» (2003, с. 25 — 26), называют следующие пять общечеловеческих этических стандартов, влияющих на наше общение и руководящих нашим поведением:

  • ? правдивость и честность — это нормы, которые вынуждают нас воздерживаться от намеренной лжи, мошенничества, воровства и жульничества. Ситуации настоящих моральных дилемм иногда вынуждают человека сделать выбор в пользу лжи, оправданной обстоятельствами (например, не оповещать врага о планирующейся атаке с целью сохранения человеческих жизней), или выбрать из двух зол меньшее (защита конфиденциальности посредством лжи), но при этом он, как правило, испытывает сложные внутренние переживания;
  • ? целостность — это единство убеждений и действий, проявляющаяся в выполнении данных обещаний). Например, человек, пообещавший отвести друга к врачу, выполнит это обещание, даже если его позовут на прогулку;
  • ? справедливость — это поддержание равновесия интересов без выказывания предпочтений той или иной стороне во взаимодействии, объективность, отсутствие предвзятости. Например, в сложных ситуациях это будет означать: собрать все факты, рассмотреть только те обстоятельства, которые имеют отношение к рассматриваемому вопросу, и не погрязнуть в предубеждениях и не относящихся к делу вопросах;
  • ? уважение — это проявление внимания или предупредительности к человеку и соблюдение его прав. Например, достаток, занимаемое положение, этническая платформа не должны влиять на коммуникацию. Мы демонстрируем уважение тем, как мы слушаем и пытаемся понять точку зрения другого человека, даже если она сильно отличается от нашей;
  • ? ответственность — это умение отвечать за свои действия. Ответственность включает все то, что необходимо выполнить по обязанности, или потому, что это было обещано или такова роль члена группы или сообщества. Ответственность может указывать на обязанность соблюдать моральные законы или на обязательства перед другим человеком.

Дэвид Майерс, автор фундаментального учебника «Социальная психология» (1998), изданного во многих странах мира, описывает две социальные нормы, мотивирующие альтруистическое поведение людей: норму взаимности и норму социальной ответственности:

  • ? норма взаимности заключается в том, что мы оказываем помощь тем, кто оказывает помощь нам; мы вкладываем свои усилия в других и ожидаем дивидендов, ответной благодарности, ожидаем определенного баланса дарения и получения (с. 595). Эта норма в наибольшей степени действует в ситуации взаимоотношений равных партнеров, не чувствующих себя зависимыми или, наоборот, стоящими выше по положению;
  • ? норма социальной ответственности в большей мере относится к людям, которые находятся в зависимом положении и не могут ответить взаимностью, — это вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем.

Однако Д. Майерс приводит результаты экспериментов, которые показывают, что люди часто применяют норму социальной ответственности выборочно, лишь в отношении тех, чьи проблемы, по их мнению, возникли в силу объективных обстоятельств, а не из- за их собственной нерадивости, лени или безнравственного поведения. Таким образом, применение норм тесно связано с атрибуциями. В эксперименте Р. Барнза, У. Айкса и Р. Кидда студентам Университета штата Висконсин звонил молодой человек, говоривший, что учился с ними на подготовительных курсах, и просил помочь с конспектами, мотивируя тем, что сам он записывал лекции плохо. Результаты показали, что в этом случае студенты были менее склонны оказывать ему помощь, чем в тех случаях, когда он говорил, что проблемы с конспектами возникли не по его вине (Майерс Д., 1998, с. 596 — 597).

Нормы профессиональной («цеховой») этики включают систему общих ценностей и правил, которыми следует руководствоваться представителям определенной профессии и которые дают им концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий и т.п. Многие проблематичные и трудные ситуацияи нравственного выбора, возникающие в различных профессиональных сферах, в общем виде описаны в профессиональных этических кодексах, следуя которым можно в значительной степени облегчить принятие решения, повысить эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими.

Рассмотрим профессиональные этические нормы на примере Этического кодекса российского врача и Этического кодекса государственного служащего.

В Этическом кодексе российского врача прямо указано, что он основан на клятве Гиппократа, принципах гуманизма и милосердия, документах Всемирной медицинской ассоциации по этике и законодательстве РФ, учитывает особый характер взаимоотношений врача с пациентом и необходимость дополнить механизмы правового регулирования этих отношений нормами врачебной этики. Кодекс, в частности, указывает, что медицинская помощь должна быть оказана пациенту вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных и политических убеждений, материального положения; врач не вправе безучастно относиться и к действиям третьих лиц, причиняющих ущерб здоровью пациента; врач не вправе использовать свои знания и возможности в негуманных целях. Кодекс определяет порядок взаимодействия врача с пациента в сложных ситуациях этического выбора. Например, врач не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая сам факт обращения за медицинской помощью, при этом разглашением тайны не будут являться случаи предоставления или передачи медицинской информации с целью профессиональных консультаций, проведения научных исследований, оценок эффективности лечебно-оздоровительных программ и др., или ситуации, когда у врача нет иной возможности предотвратить причинение серьезного ущерба самому пациенту или окружающим лицам; любое исследование с участием пациента может проводиться только с его согласия и при условии одобрения этического комитета; врач должен соблюдать крайнюю осторожность при практическом применении новых для него методов и т.д. В кодексе указано, что медицинское сообщество в лице врачебной ассоциации имеет право наложить на нарушителя взыскание в соответствии со своим уставом и иными документами (полный текст кодекса представлен на сайте http://www.med-pravo. ru/Ethics/EthCodRF.htm).

В Этическом кодексе государственного служащего Российской Федерации указано, что кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения и призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы. Подчеркивается, что государственный служащий объективно выступает одновременно в разных ролях — как должностное лицо, общественный деятель, наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо - и эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются такие нравственные дилеммы и конфликты, не всегда имеющие ясное и однозначное решение. Кодекс отмечает, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной и муниципальной службы. Государственный служащий не имеет права использовать служебное положение для организации своей карьеры в бизнесе, политике и других сферах деятельности в ущерб интересам государства, своего ведомства. Кодекс указывает, что невозможно предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности государственного служащего, и в сложных ситуациях государственный служащий должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма, социальной справедливости, правах человека. В частности, есть разъяснение, что государственный служащий имеет право не повиноваться или игнорировать любое распоряжение, инструкцию даже в том случае, если они имеют законное административное и нормативное обоснование, но находятся в серьезном противоречии с основными правами человека, содержащимися в Конституции РФ и во Всеобщей Декларации прав человека. В этом случае его долг — протестовать против такого распоряжения, его подготовки и осуществления посредством обращения в органы юстиции, общественные организации, высшие инстанции и печать (полный текст представлен по ссылке http://www.rb.ru/inform/98977.html).

Итак, профессиональные этические кодексы содержат специфические этические ориентиры, помогающие представителям разных профессий взаимодействовать с другими людьми в ситуациях сложного нравственного выбора в их профессиональном поле. Общими для всех профессий является требование максимально высокого качества работы в пределах возможностей; требование уважения к клиенту, посетителю, покупателю, недопустимость противопоставления корпоративных интересов интересам клиента, недопустимость введения людей в заблуждение, сохранения профессиональной тайны, конфиденциальности сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах и т.д.

Корпоративные этические нормы — система общих ценностей и правил этики, соблюдения которых организация требует от своих сотрудников. Подобные правила, принятые в организациях официально, в виде нормативных актов, правил внутреннего распорядка организации, этического кодекса фирмы и т.п. регулируют отношения между участниками совместной деятельности в организации. Эти нормативы разрабатываются с целью улучшить деловое общение на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации, установления нравственной атмосферы и определения этических рекомендаций при принятии решений. Каждое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы утвердить у себя высшие стандарты этики делового общения, являющиеся важнейшим компонентом бизнеса. На многих предприятиях сегодня этические нормативы доводят до своих работников в виде печатных материалов. Так, в них могут быть прописаны запрещение принятия подарков, вымогательства, определены сроки и формы реагирования на указания администрации, указаны санкции за невыполнение этих требований. В некоторых организациях создают рабочие группы или постоянные комиссии по этике. Иногда, особенно на Западе, нанимается специалист — адвокат по этике, роль которого заключается в выработке суждений по этическим вопросам взаимодействия внутри организации или между организациями.

Среди универсальных корпоративных этических принципов можно назвать следующие:

  • ? принцип максимума прогресса, согласно которому служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения; принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм;
  • ? постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающих- ся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников;
  • ? признание этичным терпимого отношения сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах, а также к другим отделам, коллегам в собственной организации;
  • ? поощрение собственного мнения сотрудников при решении любых служебных вопросов (однако в разумных пределах);
  • ? авансирование сотрудников доверием, вера в их чувство ответственности, компетентность.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >